КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская философия XIX – XX веков
Лекция прочитана для студентов 2 курса Переводческого факультета. Особенность проведения: данная лекция является потоковой, читается для студентов 8 групп. Общее количество слушателей достигает 80 человек. Краткий план-конспект. 1. Чаадаев П.Я. 2. Декабристы 3. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, Н.А. Островский, братья Аксаковы и другие). 4. Западники (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д. Писарев, А.И. Герцен). 5. Данилевский Н.Я. Учение о культурно-исторических типах. 6. КОСМИЗМ (Н.Ф.Фёдоров, Циоковский, Вернадский). 7. Леонтьев К.Н. Византизм. 8. Соловьёв В. С. (Идея всеединства, идея нравственности, идея прогресса). 9. Бердяев Н.А. 10. Булгаков С.Н. 11. Флоренский П.А. «Конкретная метафизика» 12. Марксистская философия ХХ века. Краткий обзор. Совместное прочтение лекции с А.И. Сухаревой. Материал был разделён и преподнесён студентам следующим образом: 1 пункт – рассказывали обе; 2 – 4, 6, 8 – 10, 12 вопросы – Анна, 5,7,11 – Анжелика. Цель: сформировать у студентов (2 курс переводческого факультета) наиболее общие представления о развитии русской философии в XIX – XX веках. Для достижения цели были поставлены и реализованы следующие задачи: - перечислить основных представителей русской философии названного периода, - указать особенности взглядов названных философов, - контроль усвоенного материла посредством задания на сопоставление автора и приведённой цитаты (см. Приложение 1). Основной текст прочитанной лекции: Самобытная русская философия начинается с концепций П.Я. Чаадаева и славянофилов, затем следует историософия Н.Я Данилевского и К.Н. Леонтьева и заканчивается (самобытный этап) «философией всеединства» В.С. Соловьёва. (В рамках философии 19 века). Продолжатели идей Соловьёва – С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский и Н.А. Бердяев – ярчайшие философы ХХ в. ХХ столетие также отмечено марксисткой философией, ведущие представители этого направления – Плеханов, В.И. Ленин. 1. Чаадаев Пётр Яковлевич (1794 – 1856). Его философии присущ профетический, т.е. пророческий характер; Чаадаев настойчиво проповедовал свои идеи, которые вызывали ожесточённые споры. · Основные труды: «Апология сумашедшего», «Философические письма». · Идейные источники взглядов Чаадаева: а) франц.консерваторы – П. Балланш, Л. Бональд, Ж. де Местр, Ф. Шатобриан; б) немецкая классическая философия: Шеллинг. В 1825 году в Карлсбаде П.Я. Чаадаев познакомился с Шеллингом, идеи которого заинтересовали Чаадаева. Шеллинг очень высоко оценивал уровень философского развития Чаадаева. Между ними происходил обмен письмами. · Чаадаева в шеллингианстве привлекает попытка синтезировать религиозные и философские элементы. · Шеллинг, характеризуя философию Откровения, утверждает, что это система мысли, которая излагает свои идеи, «не насилуя философии и христианства». · Для Чаадаева важнейшей задачей его философствования становится создание религиозной философии. Её можно разработать при условии «слияния философии и религии», именно в этой сфере «лежит главный интерес человечества». Некоторые черты: o Внецерковность (неортодоксальность), o Отрицание иррационализма (вера предполагает знание, которое дано разумом), o Гармония веры и разума, религии и науки. (Вера – познание Бога в сущности, наука – познание Бога в деяниях). o Христианство – восстановление мирового разума. o Обогащение философии религией.
2. Философия декабристов. (Анна) 3. Славянофилы. (Анна) 4. Западничество. (Анна)
5. Данилевский Николай Яковлевич (1822 – 1883) родился в семье отставного военного. В 1842 году окончил Царскосельский лицей, затем был вольнослушателем на естественном факультете СПб университета в 1843 – 1847 гг. и выдержал экзамен на степень магистра ботаники. Увлекшись идеями Фурье, Данилевский примкнул к революционной группе Петрашевского, за что был арестован (100 дней), затем выслан из Петербурга. Начиная с 1853 года à командировки для изучения состояния рыболовства на Волге и в Каспийском море, в районе Белого моря и на севере России. В 1869 году в обозрении «Заря» появляются первые главы его работы «Россия и Европа» (в последствии – опубликовано отдельной книгой). · Учение Данилевского о культурно-исторических типах. · В книге «Россия и Европа» Данилевский подробно развивает теорию «культурно-исторических типов» (в дальнейшем – КИТ) человечества (до него эта теория развивалась немецким историком Рюкертом, а после Данилевского стала темой работ Освальда Шпенглер; см. О. Шпенглер «Закат Европы»). · По мнению Данилевского, [ под запись!] общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь различные культурно-исторические типы цивилизации (египетский, китайский, еврейский, греческий, римский и др.). · В современной истории Данилевский более всего уделяет внимание романо-германскому и славянскому типам, последний из которых только начинает оформляться. · Основы цивилизации различных КИТ не передаются друг другу. · Ранее существовал взгляд на историю как линейный процесс (см. «Лекции по философии истории» Гегеля). · Данилевский выступает против рассмотрения истории как всемирного процесса; против идеи, что главный двигатель истории – это исторические народы. · Существуют локальные цивилизации – КИТ. · Каждый КИТ в своём развитии проходит 3 этапа: 1) Зарождения (этнографический этап), 2) Расцвета (государственный этап), 3) Умирания (этап цивилизации). Особенности каждого этапа (также под запись): 1. Этнографический этап (около 1 тыс.лет): - формируются основы нации, - складывается язык, - зарождаются определённые культурные ценности, - появляется господствующая религия. 2. Государственный этап (около 400 лет): - национальное государство, - церковная организация, - культура. Развитие национальных особенностей того или иного этноса (то есть расцвет потенций, заложенных на первом этапе). 3. Этап цивилизации (около 100 лет): Признаки постепенного упадка: 1) Кризис элит: отсутствие способности к творчеству. 2) Социальные конфликты. 3) Девальвация духовных ценностей. Данилевский выделяет 3 способа взаимодействия культурно-исторических типов: 1) «пересадка», то есть насильственное насаждение инородных ценностей; 2) «прививка», когда переносятся определённые элементы другого культурно-исторического типа. Двоякие последствия: а) это приводит к извращению традиционного, самобытного культурно-исторического типа; б) способствует развитию культурно-исторического типа. ü Классический пример «прививки» - это реформы Петра Великого. 3) «Удобрение»: один культурно-исторический тип подготавливает условия для существования другого (напр.: Древнегреческий КИТ и Римский КИТ). ü Почему Европа так враждебна России? ü Это разные КИТ. Европа принадлежит к романо-германскому КИТ, а Россия – к формирующемуся славянскому. Они находятся на разных этапах развития: Романо-германский КИТ вступил в стадию цивилизации (кризис), славянский КИТ – на втором этапе (подъём). ü Задача: продлить историю романо-германского типа за счёт славянского. В этой связи задачей правительства (русского) становится защита собственного (славянского) культурно-исторического типа.
6. Леонтьев Константин Николаевич (1831 – 1891) родился под Калугой. Учился в Калужской гимназии, затем окончил Медицинский факультет Университета.
· Для его философии характерно отношение к жизни как, прежде всего, страданию. · Прогресс он видел не в увеличении благ, а в увеличении испытаний. · Основная работа Леонтьева – «Византизм и славянство». · Идейные источники взглядов: славянофильство, Данилевский (учение о КИТ). · Леонтьев не приемлет идею о том, что Россия принадлежит к зарождающемуся славянскому типу. · Славянского КИТ нет, есть несколько славянских групп. Западная под влиянием романо-германского мировоззрения, южная – семитского. · Леонтьев предлагает обратиться к истории России освещает факторы: 1) Восточное христианство. 2) Культура, принесённая вместе с ним. 3) Политическое устройство. è Всё это взято из Византии. Византизм – тот культурно-исторический тип, который определяет специфику России. è Признаки византизма: 1. Абсолютная монархия. 2. Наличие общины и общинного землевладения. 3. Наличие религии, которая формирует правильное отношение к земной жизни (страдание, загробное воздаяние). ü Византизм в Росси приобретает особые черты. Византизм, имея не российское происхождение, становится образом жизни, национальной традицией, национальным образованием. ü Византийский культурно-исторический тип. ü Каждый КИТ проходит 3 этапа. ü 3 этапа каждого культурно-исторического типа таковы: 1) Этап первичной простоты. 2) Этап цветущей сложности. 3) Этап вторичного смесительного упрощения. · Средней локальной цивилизации отводит около 1200 лет · Россия и Европа находятся на разных этапах развития. Европа – третий этап, начинается кризис. Россия – 15век – период первоначальной простоты, далее второй этап – «цветущей сложности» (то есть расцвет). · Усваивая западные ценности, Россия будет приближать кризис. Поэтому задачей правительства становится сохранение собственных культурных ценностей…
7. Соловьёв Владимир Сергеевич (1853 – 1900). Ключевые идеи: идея всеединства, идея нравственности, идея прогресса. 8. Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948). Основные работы: «О назначении человека», «Смысл творчества»… 9. Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 1944). Основные работы: «Философия хозяйства»… 10. Флоренский Павел Александрович (1882 — 1937) — последователь философии всеединства Соловьёва, крупнейший представитель русской религиозной философской мысли, энциклопедически образованный человек, полиглот, обладавший блестящими дарованиями и работоспособностью, за что современники называли его “новым Леонардо да Винчи”. Флоренский был, прежде всего, религиозным философом и оставил большое количество трудов по теологии, истории философии и культурологии. Среди них: “Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи”, «Философия культа» и др. Для П.А. Флоренского характерно изложение религиозно-философских идей не от своего имени, а как выражение церковной незыблемости истины. Истина для Флоренского — не условная величина, не средство манипуляции сознанием, а абсолютная ценность, связанная с религиозным сознанием. Абсолютная истина является продуктом веры, которая опирается на церковный авторитет. Особенность религиозно-философской позиции Флоренского состоит в стремлении найти нравственную основу для свободы духа в господстве православных религиозных догматов и авторитетов. Центром религиозно-философской проблематики П.А. Флоренского является концепция “метафизического всеединства” и “софиология”. Его замысел — построить “конкретную метафизику”, основанную на собирании мирового религиозного и научного опыта, т. е. цельную картину мира через узрение соответствий и взаимное просвечивание разных слоёв бытия: каждый слой находит себя в другом, узнаёт, выявляет родственные основания. (под запись дано: Основные труды П.А. Флоренского: «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи», «Философия культа». 1. Истина для Флоренского — абсолютная ценность, связанная с религиозным сознанием. Абсолютная истина является продуктом веры, которая опирается на церковный авторитет. 2. Особенность религиозно-философской позиции Флоренского состоит в стремлении найти нравственную основу для свободы духа в господстве православных религиозных догматов и авторитетов. 3. Замысел Флоренского — построить “конкретную метафизику”, основанную на собирании мирового религиозного и научного опыта.) Приложение 1.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |