Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Петя, 12 лет. Мать на всем протяжении беременности практически ежедневно употребляла спиртные напитки, вела аморальный образ жизни, была связана с криминальной группой.

Мать на всем протяжении беременности практически ежедневно употребляла спиртные напитки, вела аморальный образ жизни, была связана с криминальной группой. Когда мальчику было 1,5 года, исчезла, и до сих пор о ее судьбе ничего не известно.

Отец злоупотреблял алкоголем с подросткового возраста. Умер, когда ребенку было 4 года, после тяжелой черепно-мозговой травмы, полученной в состоянии алкогольного опьянения.

Ребенка воспитывает бабушка по линии отца. Оформлено опекунство.

Дед по линии отца умер год назад от сердечной недостаточности в состоянии алкогольного опьянения. Страдал хроническим алкоголизмом. До его смерти обстановка в доме была крайне неспокойной, т. к. дед скандалил, придирался к ребенку, не давал по ночам спать.

Бабушка не имеет образования, работала разнорабочей на заводе, в настоящее время на пенсии. Добрая, общительная, эмоциональная, живая, любознательная, несколько слабодушна. Тихая, немногословная, но очень активная и целеустремленная. Страдает ревматоидным полиартритом, гипертонической болезнью III степени.

Ребенок родился в срок, с весом 2900 г, ростом 47 см. Закричал сразу. На первом году жизни был очень беспокойным, кричал днем и ночью. Мало прибавлял в весе, так что в возрасте 1 года весил 8 кг. Наблюдался невропатологом. По его назначению получал массаж, успокаивающие микстуры, сосудистые препараты. Очень часто болел простудными заболеваниями. Самостоятельно пошел в 1 год1 мес., первые слова – в 1,5 года, простая фразовая речь появилась к 3 годам. После года стал лучше спать, прибавил в весе, но все-таки значительно отставал от своих сверстников и в весе, и в росте. Рос очень ласковым, нежным к бабушке и к отцу, ранимым, обидчивым. Тянулся к детям, не любил драться и не умел дать сдачи. Легко привык к детскому саду, там играл с детьми, был привязан к воспитателям, дружил в основном с девочками и спокойными мальчиками. По-прежнему был подвержен простудным заболеваниям, перенес корь, скарлатину, краснуху, ветряную оспу. Болел всегда с высокой температурой. Любил чтение книг, мультфильмы. с 4 лет в связи с косоглазием и астигматизмом был вынужден носить очки. Не переносил езды в автобусе на дальние расстояния, душного помещения, становился вялым, слезливым при хмурой, дождливой погоде становился вялым, слезливым. С 6 лет стал жаловаться на головные боли, которые иногда сопровождались рвотой. К 6 годам знал все буквы и цифры, к 7 годам научился читать, но стихи запоминал плохо. С первого класса (с 7,5 лет) стала заметной повышенная утомляемость ребенка, к 4 уроку становился медлительным, вялым, молчаливым, сразу же после школы ложился и засыпал на 1,5–2 часа. Уроки учил под контролем бабушки, при ее помощи. Был отвлекаем, во время приготовления домашних заданий находил себе другое развлечение, то и дело вскакивал, просил то есть, то пить, то в туалет. В связи с этим уроки учил очень долго, не успевал гулять. Был очень доверчив, верил в Деда Мороза, привидения, но его легко было переубедить, отвлечь. Страхов не было. Учился хорошо, в основном на «4» и «5», переживал, если не успел выучить урок или получил «3». Понимал задание не сразу, выполнял его медленно, так же медленно считал. Дети обижали, по-прежнему не мог дать сдачи, боялся старших мальчиков. При неудачах, обидах много плакал, с трудом успокаивался. Выглядел по сравнению со сверстниками очень маленьким. С 1 класса участились головные боли, стал жаловаться на боли в животе. Лечился гастроэнтерологом по поводу хронического гастрита.

На приеме: Маленького роста, выглядит на 8-9 лет. Отмечаются множественные признаки дисплазии: маленькие глаза, широкое переносье, вогнутое лицо, уши большие, расположены на разном уровне, одно торчит, другое прижато к черепу. Зубы неровные, выпирают передние верхние зубы. Незначительное сходящееся косоглазие. Речь чистая, грамотная. Легко вступает в контакт, доброжелателен, открыт. О себе и своей семье говорит откровенно: с явной неприязнью – о матери, с любовью – о бабушке, с сожалением – об отце. Обо всем говорит выразительно, страстно, живо. В школе ему неуютно, так как мальчишки его обижают, не хотят с ним дружить. Ласковый, доверчивый. Время проводит в основном с бабушкой, с ней и гуляет, и ходит в театр и в кино, хотя очень сожалеет, что у него мало близких друзей (только девочки). Без бабушки не может, хочет, чтобы она его встречала после уроков, очень скучает о ней (например, когда отдыхает в лагере). Любит читать, мастерить. В школе очень устает, к середине каждого урока перестает понимать объяснения учителя. Отмечает, что избегает ездить на машине, так как его тошнит. Головные боли возникают в основном при усталости, иногда длятся весь день и сопровождаются рвотой.

По заключению психолога: Интеллект – в пределах возрастной нормы, но отмечаются нарушения краткосрочной памяти, внимание неустойчиво, повышенная истощаемость, утомляемость, инертность психических процессов.

Получал курсовое лечение ноотропными препаратами, витаминами, микстурой с цитралью, сосудистыми препаратами. В процессе наблюдения практически исчезли головные боли, стал более собранным и самостоятельным, продолжал хорошо учиться.

 

В данном случае речь идет об алкогольном синдроме плода, выразившемся в диспластичности ребенка, косоглазии, выраженной задержке физического развития, в том числе значительной задержке роста, и признаках психического инфантилизма (зависимость, внушаемость, подчиняемость, детскость эмоциональных реакций). Признаки психоорганического синдрома в виде повышенной утомляемости, истощаемости, метеозависимости, снижения предпосылок интеллекта (памяти, внимания), чрезмерной подвижности создают основные сложности в обучении ребенка. При этом интеллект ребенка соответствует возрастной норме. Достаточно хорошая успеваемость и адаптация ребенка в школе обусловлены внимательным отношением бабушки, ее теплым участием, ее всесторонней помощью мальчику, тщательным соблюдением ею всех профессиональных рекомендаций, постоянной опорой на специалистов – врачей, психолога, коррекционного педагога. Мальчик нуждается в длительном наблюдении специалистов, постоянной поддержке и курсовом лечении. В этом случае, с условием воспитания в семье, социальный прогноз, вероятно, благоприятен.

Значительно хуже социальный прогноз у детей с остаточными явлениями раннего резидуально-органического поражения ЦНС, воспитывающихся в условиях сиротских учреждений. В отсутствие индивидуального подхода и постоянной квалифицированной медико-психолого-педагогической поддержки у детей с резидуально-органическим поражением ЦНС рано возникают школьная неуспешность и отвращение к учебе, что влечет за собой различного рода нарушения поведения.

Развитие патологических черт характера, как уже упоминалось в лекции о психопатиях, обусловлено сочетанием трех основных факторов: биологического (генетическая предрасположенность), резидуально-органического (интоксикации, кислородное голодание плода, родовые травмы, инфекционные заболевания, наркоз, повторные черепно-мозговые травмы) и социально-психологического (условия воспитания ребенка, психотравмирующие обстоятельства в течение жизни). Является очевидным, что? у на развитие детей–социальных сирот оказывают неблагоприятное влияние? все перечисленные факторы носят неблагополучный характер. Практически каждый такой ребенок имеет наследственную отягощенность патологическими чертами характера, алкоголизмом, наркоманией, а иногда и манифестными душевными заболеваниями; большинство социальных сирот имеет, как было показано выше, признаки раннего резидуально-органического поражения ЦНС; условия их жизни в патологической семье, а потом – без семьи, в сиротском учреждении, причем далеко не всегда высокого качества, – также составляют значительную, а иногда, возможно, основную причину уродливого формирования характера.

Не описывая заново все формы личностных девиаций, отметим лишь, что наиболее распространенными среди детей-сирот и наиболее опасными в плане нарушения социальной адаптации являются патологические черты характера возбудимого, эпилептоидного и неустойчивого круга или их сочетания, выступающие в виде мозаичной психопатии. Предотвращение закрепления патологических черт характера является весьма трудной задачей даже при семейном воспитании, а в отсутствие индивидуального подхода и психологической поддержки становится почти неразрешимой проблемой. Важную коррекционную роль в некоторых случаях играют воспитатели, неофициально выбранные самим ребенком/подростком для индивидуального кураторства. Патологические черты характера являются той почвой, на которой легко возникают разнообразные нарушения поведения, (особенно при невысоком интеллекте или его явном снижении), в виде уходов, побегов, бродяжничества, краж, сексуальной распущенности, ранней алкоголизации, употребления наркотиков, связи с асоциальной или антисоциальной компанией, криминальных актов.

Депрессивные состояния у детей-сиротчаще всего проявляются в рамках реактивного или невротического состояния, наступая вслед за острой психотравмой или на фоне пролонгированной (хронической) неблагоприятной ситуации. Чаще всего затяжное тусклое депрессивное состояние возникает в момент передачи ребенка в сиротское учреждение как реакция на утрату семьи или в связи с неблагоприятной обстановкой в замещающей семье из-за нарушения межперсональных отношений с приемной матерью или другими детьми. Роль острой психотравмы играют чаще всего такие обстоятельства, как повторный отказ от усыновления, смерть родной матери, разлука с братьями, сестрами (при их помещении в другое сиротское учреждение или другую замещающую семью) и т. д.

Приведенный ниже клинический случай иллюстрирует реактивную депрессию у ребенка младшего школьного возраста.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Клинические иллюстрации. Общие особенности детей–социальных сирот | Саша, 12 лет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.