Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследовательский метод преподавания литературы и его основные приёмы




И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ

Освоение произведения, его анализ обычно связаны с разрешением художественных, нравственных, общественных или философских проблем, поставленных писателем. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте, многообразии компонентов, учить рассуждать, оформлять свои размышления в связной, последовательной, доказательной речи – устной или письменной. Этому способствует эвристический (частично-поисковый) метод. Такой метод осуществляется большей частью в эвристической беседе. Однако когда учащиеся уже приобрели необходимые умения, беседа может быть заменена их самостоятельной работой по вопросам или заданиям учителя, которые могут иметь различную степень сложности в зависимости от подготовки школьников.

Для этого метода характерны следующие приёмы:

1. построение логической чёткой системы вопросов, которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлениями к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим;

2. построение системы заданий по тексту художественного произведения или по критическим статьям;

3. постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута.

Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения (в доступном им объёме), понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса. Этот метод развивает критическую мысль школьников, учит самостоятельному приобретению знаний.

Виды деятельности учащихся при этом методе: подбор материала из художественных произведений, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный учителем вопрос; пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцены, всего произведения по заданиям преподавателя; составление плана как приём анализа композиции части или целого произведения; анализ образа героя; сравнительный анализ героев, эпизодов, пейзажей, стилевых особенностей произведения; составления плана к развернутому ответу, докладу, сочинению; конспективное изложение результатов анализа произведения; постановка проблемы и её решение с привлечением не только литературных источников, но и материалов из смежных искусств; выступление на диспуте; сочинение на частные и обобщающие темы.

 

Цель исследовательского метода – раскрыть некоторые новые аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса. Это достигается путем постановки проблемных вопросов, исследовательских заданий. Этот метод близок к эвристическому по своим функциям. Отличие их заключается в следующем: при эвристическом методе учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск учащихся; при исследовательском методе школьники, уже овладевшие приёмами работы, самостоятельно решают более сложные задачи, требующие умения применять имеющиеся знания к конкретному новому материалу и высказывать свои обоснованные, доказательные суждения. Этот метод активно применяется на уроках, но особенно – на семинарских занятиях, литературных конференциях.

Приёмы проявления этого метода: выдвижения учителем проблемы для всего класса, причём ряд аспектов этой проблемы разрабатываются группами школьников или индивидуально; подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента; самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе; выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам. Выдвигая темы, проблемы, учитель консультирует учащихся, стимулируя их поиск, обеспечивает правильное идейное направление их работ.

Виды деятельности учащихся при этом методе: самостоятельный анализ части изучаемого произведения; анализ целого, не изучаемого в школе произведения; сопоставление двух или нескольких произведений; сопоставление литературного произведения с его экранизацией; самостоятельная оценка спектакля; оценка просмотренной кинокартины, выставки живописи, теле- и радиопостановок; краеведческие изыскания и другие работы. Результаты их могут быть оформлены в виде докладов, в том числе для учащихся других классов; в сочинениях; в выступлениях на диспутах; в статье для газет или школьного литературного журнала.

При этом методе надо быть особенно требовательными к обстоятельности анализа и доказательности суждений учащихся. Он должен развивать у школьников умения пользоваться каталогом, находить книги, нужные для выполнения задания, уметь их просматривать, выбирать интересующий материал, конспектировать, цитировать, составлять планы своих устных и письменных вступлений и сочинений. Эти методы в наибольшей степени способствуют развитию мышления учащихся, овладению умениями, связанными с работой по данному учебному предмету.

 

РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.