Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика девиантного поведения младших школьников

Под профилактикой в широком смысле слова понимается «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка» или «система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний». Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика:

- изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;

- изучение и коррекция нарушения материнско – детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика:

- раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;

- исследование генографии семьи;

- коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;

- наличие четких семейных ролей.

Третичная профилактика проводится в отношении младших школьников, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения школьника и его развитие, а не само преступление. Состояние такой сложной социальной системы, какой является человеческое общество, обуславливается многими процессами, происходящими в нем на том или ином этапе его развития. Направленность и содержание этих процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и обстоятельств. Однако поведение личности, может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий всего общества. Такое отклонение в поведении человека побуждает общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого рассогласования, как для самой личности, так и для общества в целом. В социальной работе «под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов».

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом, на их предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованы, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации. Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.

В концептуальном плане среди них можно выделить, прежде всего, информационный подход. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении младших школьников происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, худ. литературу и др. современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания младшего школьника, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике девиантного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество. «Ярким примером может служить широко пропагандируемый нашими средствами массовой информации тезис «разрешено все, что не запрещено законом», его буквальное толкование, если не будут своевременно приняты соответствующие меры, фактически может привести к искоренению в сознании людей, особенно молодежи, веками выработанных в нашем народе морально-нравственных устоев, межличностных и внутрисемейных отношений, освященных церковью, традициями, совестливостью, сострадательностью и бескорыстием».

Как видим информационный подход к профилактике отклоняющегося поведения предполагает серьезное переосмысление. прежде всего на государственном уровне, роли и задач всех информационных средств, которыми располагает общество.

«Этот кажущийся парадокс обусловливается тем, что между социальными нормами существует определенная внутренняя связь, вследствие чего одни из них дополняют или, как пишет А.А. Алексанров, «перекрывают» друг друга». В частности, моральные и другие нормативные системы «подкрепляют» не только уголовное, но и гражданское, семейное, трудовое и ряд других отраслей права. С моральными нормами человек соприкасается и, как правило, усваивает их значительно раньше, чем ему приходится знакомиться с нормами права, вот почему, в зависимости от личных наследственных качеств, а также и сформировавшихся в процессе воспитания, моральный фактор может оказывать доминирующее влияние на поведение молодого человека, на восприятие им окружающей действительности. Это обстоятельство не только не отрицает важности информационного подхода в профилактике девиантного поведения, но еще более усиливает его значение, если к пониманию его сущности подходить расширительно, распространяя на весь процесс воспитания личности.

Однако, как уже было отмечено, в реальной жизни порой складываются социальные условия и обстоятельства, когда человек, тем более младший школьник, не в силах противостоять им. Тогда в его сознании видоизменяется отношение к социальным нормам как обязательным требованиям, притупляются или полностью утрачиваются ограничительные реакции, регулирующие поведение личности в границах дозволенного или общепринятых правил, социальная Среда и условия могут оказаться основным фактором, формирующий образ действий человека, характер его поведения. Такая точка зрения на природу девиантного поведения определяет сущность и содержание профилактических мероприятий. В основном они сосредоточиваются на устранении или смягчении первопричин, конкретных социальных раздражителей, отрицательно воздействующих на сознание, а, следовательно, и поведение человека.

Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины девиантного поведения младших школьников | Основные модели бюрократии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.