КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные модели бюрократии
Государственная служба предназначена для выполнения функций государственного управления, аппарат которого организован на принципах бюрократии. В современной литературе понятие «бюрократия» имеет несколько значений: синоним понятий «управление», «администрирование»; рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в соответствии с законами и установленными правилами. Исследованием бюрократии занимались многие выдающиеся ученые. Ими выдвинуто ряд теорий, идей, описаны типы (модели) бюрократии. Основными моделями бюрократии являются: патримониальная (патриархальная), рациональная, азиатская (восточная), партийно-государственная (советская), реалистическая (современная), поведенческая и др. Патримониальная модель бюрократии характеризует государственную службу феодальных государств, в которой преобладают традиции. Для развитого патримониализма характерно отсутствие особых формальных (правовых) норм, регулирующих государственную службу. Патримониальная бюрократия использует традиционные методы решения задач государственного управления: личные связи, протекция; вознаграждение, взятки, подкуп, дары, вымогательство; сила (насилие), усмотрение, произвол и др. Успешность решения дел, зависящих от государства, определяется также статусом, богатством гражданина. Патримониальная модель бюрократии получила наиболее широкое развитие в Древнем Египте, Римской империи, Византии, Китае. Ряд ее элементов характерен и для государственной службы России до реформ Петра I: появление служивого сословия вместо родового начала осуществления государственного управления; возрастание роли служебной пригодности при назначении на должности государственной службы; господство системы «кормления»; спонтанный характер служебных поручений; жесткая дисциплина и т. д. При этом правители (князья, цари) нередко опирались на военную силу. Азиатская («имперская» или «восточная») модель описана в середине XIX в. К. Виттфогелем на основе идей английской школы в политэкономии об «азиатском» обществе и К. Марксом - об «азиатском» способе производства, где верховным собственником являлось всемогущее государство. Наиболее развитой формой этого вида признана китайская бюрократия, просуществовавшая более двух тысяч лет. Эта модель бюрократии отличалась следующими чертами: сдача экзаменов на вакантную должность государственной службы как форма проверки способностей кандидата служить императору, обеспечивать стабильность существующей системы управления; «атомизация» бюрократии, т. е. ее разобщение с тем, чтобы она не могла объединиться против верховной власти; отсутствие узкой специализации служащих с целью их безболезненной замены в любое время; крайняя ограниченность перспектив служебной карьеры; личная зависимость всех служащих от императора; жесткие меры против неформальных связей на службе (запреты на личную дружбу, родственные связи, приобретение собственности); финансовая зависимость служащих не столько от императорского жалованья, крайне низкого, сколько от подданных, что порождало возможность держать служащих «на крючке» как нарушителей закона; отсутствие гарантий против произвольных увольнений; наличие секретной полиции (цензоров) для контроля высшей и средней бюрократии; отсутствие должности главы правительства, функции которого исполнял сам император; личная система всех назначений. Имперская модель бюрократии особенно активно использовалась в России до XVIII в. с некоторыми особенностями из-за присутствия в ней элементов византийского и татарского вариантов государственной службы. Имперская модель доминировала в России и в советский период. Теория рациональной бюрократии была выдвинута в начале XX в. выдающимся немецким социологом М. Вебером. Он считал эту бюрократию одним из наиболее крупных социальных изобретений человечества, технически самой совершенной из всех мыслимых организационных форм. Ряд идей, касающихся этого типа бюрократии, высказан несколько ранее в работах А. Токвиля, Д.С. Милля, В. Вильсона, а также в трудах Г. Гегеля. Теория рациональной бюрократии характеризует государственную службу развитых капиталистических государств, прежде всего Западной Европы. М. Вебер выделил устойчивые и определяющие принципы функционирования бюрократической системы государственного управления: - личная свобода служащего, защищенность от произвола вышестоящих должностных лиц; - иерархия должностей, четкое определение порядка субординации и подотчетности; - статус должности государственной службы как единственного занятия служащего, несовместимого с другими занятиями (предпринимательство, политическая деятельность и т. д.); - право служащего на карьеру и наличие соответствующих правовых норм продвижения по службе; - нормативное закрепление компетенции каждого уровня \ правления; - сопровождение реальных действий по управлению (принятие решений, сбор и обобщение информации, контроль исполнения и т. д.) письменными документами и их хранение; - компетентность служащих не только по специальности, но и в сфере администрирования, управления; - безличностность как основа рационализации, гарантия от произвола, решение дел строго по закону, «без любви и ненависти»; - строгая дисциплина и контроль действий служащих и др. Реализация этих принципов обеспечивает превосходство демократии благодаря четкости, быстроте, компетентности, преемственности, стабильности, субординации, безличности деятельности государственных служащих. Преимущества рациональной бюрократии над патримониальной М. Вебер сравнивал с превосходством механического производства над ручным. В основе ее эффективности лежит профессионализм, правовые нормы, объективность, невмешательство в политику. Взгляды М. Вебера в целом совпадают с выводами американского ученого, ставшего впоследствии президентом США, Вудро Вильсона. В работе «Изучение администрации» (1887 г.) он выдвинул следующие принципы бюрократии: наличие единого управляющего центра системы управления как предпосылка ее эффективности и ответственности; отделение управления от политики; профессионализм служащих; организационная иерархия как условие финансовой и административной эффективности и др. Особое значение сохраняет идея Вильсона, развитая затем Гудноу, о дихотомии системы государственного управления, в котором выполняются два вида управления: политическое и административное. Политическое управление осуществляется выборными лицами, сменяемыми в любой момент. Административное управление осуществляется государственными служащими, назначаемыми на соответствующие должности, несменяемыми при замене политических руководителей, работающими на основе принципов профессионализма, стабильности, карьеры и т. д. Такой подход обеспечивает эффективность всей системы государственного управления. В России ряд элементов модели рациональной бюрократии был введен Петром I в 20-х годах XVIII в. на основе таких актов, как «Генеральный регламент» и «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины». Особое значение имело введение требований к уровню профессионализма служащих, карьерной системы служебных назначений, мер по ослаблению личных связей при приеме на службу и ее прохождении. Система совершенствовалась в течение почти двух столетий и была отменена вследствие Октябрьской революции 1917 г. Партийно-государственная модель бюрократии господствовала в советский период российской истории, а также в ряде стран, строивших в то время социалистическое общество. Экономической основой этой модели бюрократии была общественная собственность на средства производства (что сближает ее с имперской моделью ), политической - руководящая роль монопольно правящей партии. Для этой службы характерны следующие черты: модификация личной системы назначений партий (введение с этой целью номенклатуры - основной и учетной), расстановка членов партии на ключевых должностях государственной службы; рассмотрение государственной службы как узкопрофессиональной, а не управленческой деятельности; ассимилированный подход к государственным служащим, когда они не выделяются из общей массы служащих и действуют в соответствии с трудовым, а не административным правом; заработная плата служащего - не выше среднего рабочего. Современная («поведенческая», «реалистическая») модель бюрократии отражает результаты модернизации веберовской модели в процессе административных реформ, начавшихся в 1978 г. в Новой Зеландии, в 1979 г. - в Англии, затем в Канаде, Австралии, США и ряде других развитых стран, а с 1993 г. - в России. Условиями модернизации веберовской модели государственной службы стали: становление информационного, постиндустриального общества; возникновение новых технологий производства и управления; коренное изменение роли человека на производстве и в жизни государства. Научной основой реформ стали теории «человеческих отношений», «общественного выбора», «плоских» и сетевых структур. Изменения в системе государственного управления затронули проблемы разделения труда и ролей между государственными служащими и политиками, масштабов и содержания задач государственной службы, подходов к реализации требований ее нейтральности и независимости. На этой основе складывается более совершенная, модернизированная, по сравнению с веберовской, модель бюрократии. Она характеризуется следующими чертами: - изменение целей государственной службы, смысла ее существования благодаря решительному повороту к нуждам населения, задачам развития гражданского общества; - политизация бюрократии, размывание границ между ею и политиками, совместное с ними участие в принятии решений и управлении; - дополнение формальной структуры неформальной, включение в модель субъективного, человеческого фактора измерения государственной службы, изменение требований к государственным служащим, выдвижение на первый план их профессионализма, компетентности, конструктивности, активности, инициативности, способности к оправданному риску, принятию решений в условиях возрастающей неопределенности, недостатка или отсутствия управленческой информации на основе развитой интуиции; - уменьшение роли вертикальной иерархии, развитие функциональных органов, «плоских», горизонтальных, сетевых структур в государственной службе, снижение значимости традиционной административной «лестницы чинов и званий»; - коммерционализация государственной службы, перевод части государственного аппарата на рыночные принципы функционирования, прежде всего в сфере реализации социальных услуг населению; разделение функций политики и обслуживания граждан, передача на конкретной основе ряда функций государственных учреждений частным фирмам; - менеджеризация государственной службы, использование достижений управленческой культуры предпринимательства в деятельности государственных служащих; - усиление внимания к сохранению вечных, универсальных ценностей - честности и компетентности государства, его ответственности перед гражданами за нанесенный ущерб, уважение к закону; эти требования вызваны фиксируемой в исследованиях тенденцией снижения профессионализма государственных служащих и уровня административной морали. Реалистическая модель государственной службы может стать ориентиром для субъектов управления и реформирования современной государственной службы Российской Федерации.
Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы); субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).
Цели государственной службы. Цели государственной службы – это ожидаемые правовые, социальные, организационные, экономические, политические и нравственные параметры конечного результата служебной деятельности. В каждой из сфер деятельность государственных служащих приобретает свою специфику. По содержанию цели государственной службы могут быть социальными, экономическими, политическими, идеологическими, организационными и т.д. Цели государственной службы: 1. Социальная – обеспечение благосостояния общества, реализация обязательства государства по обеспечению должного уровня жизни граждан. 2. Экономическая - повышение эффективности государственного регулирования экономики, управление государственной собственности, поддержка предпринимательства. 3. Политическая – обеспечение и исполнение полномочий государства и его органов, решение общегосударственных задач управления. 4. Правовая – обеспечение соблюдения законодательства стран, повышение статуса государственных служащих. 5. Организационная – организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, профессионализация государственной службы.
Функции государственной службы. Понятие «функция» относится к определяющим проблемам взаимосвязи частей и целого в обществе, отношения между социальной структурой и человеческой волей, состояния социального порядка и социального изменения. В философии понятие «функция» трактуется как способность выполнять определенную роль в системе общественных отношений. Функция в государственном управлении рассматривается как вид властных и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы, вследствие чего объект управления приобретает устойчивость либо преобразуется, обретая новое качество; как основные направления воздействия, практической реализации правовых и социальных норм. Функции организации государственной службы целесообразно определять, исходя из ее предназначения как профессиональной деятельности, как правового и социального института и как публично-правового отношения между государством и государственным служащим. В порядке постановки их можно было бы классифицировать следующим образом. Основной методологический подход основан на том, что государственная служба предназначена прежде всего для осуществления государственного управления. Поэтому в рамках государственной службы как профессиональной деятельности государственное управление представлено в качестве основного содержания государственной службы. Важной функцией государственной службы как профессиональной деятельности является организация работников аппарата на выполнение управленческих задач. В рамках этой функции особое значение имеет специализация должностей, отбор кадров, распределение обязанностей между служащими, их учеба и др. Самостоятельной функцией представлена функция обеспечения ответственности, исполнительной дисциплины и эффективности государственной службы. Реализация этой функции требует применения достижений управленческой науки, а также мер стимулирования и взыскания. Важнейшей функцией государственной службы как социального института является реализация социальной политики государства, прежде всего интересов, прав и свобод граждан, что обусловливается Конституцией РФ и соответствующим принципом организации государственной службы. Другая функция - производство государственных социальных услуг - определяется изменением роли государства: его социальный характер зависит главным образом от степени удовлетворения потребностей общества в высококачественных услугах (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, безопасность и др.). Среди правовых функций на первый план выдвигается функция соблюдения Конституции РФ, реализации законов государства. Другой важной функцией является разработка проектов законов и нормативных актов о государственной службе, далее - регулирование правового статуса государственного служащего. Политическая функция государственной службы отражает отношения государства и граждан, политической элиты и государственных служащих, задачи преодоления отчуждения государства от народа, укрепления политического строя. Отдельно следует выделить организационные функции государственной службы: упорядочение; обеспечение согласованности взаимодействия; придание государственной службе необходимой направленности; развитие кадрового потенциала; стимулирование деятельности служащих; регулирование правил их поведения; развитие организационной культуры и др. Упорядочение предусматривает работу по классификации должностей, званий и чинов, созданию нормативной правовой базы современной государственной службы, установлению порядка продвижения по службе на принципах карьеры, нормализации процесса повышения профессионализма кадров. Функция согласованности взаимодействия частей государственной службы достигается путем разделения и кооперации труда служащих, ранжирования и иерархии должностей и званий, координации и контроля деятельности служащих, обмена управленческой информацией, гармонизации отношений между руководителями и подчиненными, работниками государственной службы и политиками. Обеспечение направленности государственной службы к достижению ее целей обеспечивается регулированием границ государственной службы (решение вопроса о том, какие категории работников относятся к государственным служащим), повышением организационного статуса служащих, обеспечивающих деятельность органов государственной власти и управления, регулированием должностных полномочий, приема на службу и требований к служащим, установлением критериев эффективности их работы, стимулированием труда, контролем деятельности. Решение большинства задач государственной службы связано с основным элементом ее системы - кадровым потенциалом, уровнем профессионализма и личных качеств служащих, настойчивости в достижении целей государственной службы. Поэтому подбор кадров для нее представляет одну из важнейших задач государственной службы, реализуемых путем установления правил отбора и приема на государственную службу, процедур проведения конкурсов, квалификационных экзаменов, аттестаций, назначений на должность и т. д. Таким образом, государственная служба выполняет разнообразные функции - профессионально-деятельностные, правовые, социальные, политические, экономические, для осуществления которых требуется определенная организация. Наряду с этим выделяются сугубо организационные функции, которые определяют функционирование государственной службы как процесс реализации всех ее функций. Исходя из этого, государственная служба является организационным институтом, который упорядочивает государственный аппарат, направляет его на выполнение общегосударственных задач.
Принципы государственной службы. Государственная служба организуется и функционирует на определенных принципах. Они сформулированы в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации». Категория принцип государственной службы отражает степень познания социальных и правовых явлений в сфере государственно-служебных отношений, представлений, составляющих основу доктрины государственной службы. При классификации принципов государственной службы целесообразно выделить две группы: конституционные и организационно-правовые. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в законодательстве (схема 1). Организационно-правовые принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы.
Конституционные принципы государственной службы определяются требованиями Конституции РФ. К ним можно отнести принципы федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, равного доступа граждан к государственной службе. Принцип федерализма отражает устройство Российской Федерации. Ключевыми элементами этого принципа являются понятия «единство системы», разграничение предметов ведения и полномочий. Единство отражает целостность системы, взаимосвязь и взаимодействие трех видов государственной службы (гражданской, военной и правоохранительной) и двух ее уровней - федеративного и субъектного. Принцип законности носит универсальный характер и отражает требования ст. 4 Конституции РФ, в которой указывается, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Данный принцип направлен на обеспечение точного соблюдения Конституции и законов всеми государственными органами и служащими. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина исходит из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются содержанием службы как социального института всех видов государственной службы. К государственным служащим предъявляется требование обеспечивать и защищать конституционно-правовой статус гражданина Российской Федерации. Государственные служащие несут ответственность за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; государство возмещает вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Принцип равного доступа граждан к государственной службе провозглашен в ч. 4 ст. 32 Конституции страны. При приеме на государственную службу и в процессе ее прохождения не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией России и федеральным законом. Таким образом, конституционные принципы организации и функционирования государственной службы отражают устройство государства и главные условия его существования: федерализм, законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной службе. Организационно-правовые принципы регламентируют построение и функционирование системы государственной службы, а также взаимоотношения государственной службы с муниципальной службой. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы направлен на законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, ее видов и уровней.
Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной служб обеспечивается единым подходом к решению следующих задач: квалификационные требования к должностям этих служб; ограничения и обязательства при прохождении службы; требования к профессиональной подготовке и переподготовке гражданских служащих и муниципальных служащих; взаимоучет стажа их служебной деятельности; соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий; государственное пенсионное обеспечение граждан, проходивших гражданскую и муниципальную службы, а также их семей в случае потери кормильца. Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих означает, что законодательство в стране должно быть открытым: законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Данные положения касаются и законодательства о государственной службе. Граждане вправе знать законы, указы, нормативные правовые акты о государственной службе, так как эти документы затрагивают их права и законные интересы. Закон предписывает порядок ежедневного, еженедельного и ежемесячного освещения деятельности органов государственной власти. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих - это приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей. Структурно профессионализм государственного служащего состоит из следующих элементов: - знаний, соответствующих государственному образовательному стандарту по определенной специальности; они подтверждаются дипломом о высшем или среднем профессиональном образовании; - умений, установленных в государственном образовательном стандарте, а также в квалификационных справочниках; - навыков, в основе которых лежит опыт, выполнение должностного регламента; - представлениях о функциях и полномочиях государственного органа, в котором работает служащий; - человеческих качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности; - состояния здоровья, позволяющего выполнять профессиональную деятельность. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц имеет принципиальное значение для управления процессом деятельности государственных служащих. Речь идет об отсутствии права вмешиваться в профессиональную деятельность государственных служащих любому государственному органу или его должностному лицу, а также любому физическому и юридическому лицу, если такое вмешательство может квалифицироваться как неправомерное. Для обеспечения реализации принципа существует система вневедомственного и внутриведомственного контроля, в которой особую роль играет Генеральный прокурор РФ. Таким образом, организационно-правовые принципы отражают структуру и функции государственной службы, взаимосвязи между ее элементами и компонентами, правовую форму их реализации. В Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержатся два новых принципа, которых нет в числе основных принципов построения и функционирования системы государственной службы РФ, указанных в Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»: а) стабильность гражданской службы; б) взаимодействие гражданской службы с общественными объединениями и гражданами. Принцип стабильности обеспечивает постоянство государственно-служебных отношений, поддержание и развитие профессионализма государственных служащих, их социальную защищенность, уверенность в своих силах и психологическую раскрепощенность, эффективное функционирование государственной службы, достижение устойчивости государства и общества. Наряду с этим стабильность положения государственных гражданских служащих следует сочетать с их обновлением с тем, чтобы предупредить негативные явления (застой, кадровый «голод»), создать условия для карьеры служащих, привлечения на службу талантливой молодежи. Принцип взаимодействия государственной службы с общественными объединениями и гражданами основывается на конституционных положениях о том, что в Российской Федерации признается многопартийность, политическое и идеологическое многообразие, закрепляется принцип свободы убеждений и свободы совести. Исходя из этого гражданские служащие, как и другие граждане, пользуются: - свободой совести, свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; - свободой принадлежности к политической партии; - правом выдвигать свою кандидатуру на выборах от любой политической партии. Таким образом, получают развитие особенные принципы организации видов государственной службы. Они затрагивают проблемы, которые характеризуют специфику вида службы. Наметилась тенденция разработки принципов, касающихся стабильности вида государственной службы, налаживания ее взаимосвязей с институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, гражданами, религиозными организациями и т.д. Сложность государственной службы, многоуровневый, иерархический характер и другие особенности требуют применения к ее изучению системного подхода. Такой подход способствует раскрытию целостности государственной службы и обеспечивающих ее механизмов, выявлению структуры, внутренних связей, компонентов государственной службы как целого с внешним окружением - средой. В общем виде система (от греч. systema - целое, составленное из частей) государственной службы представляет собой совокупность компонентов (подсистем и элементов), взаимодействующих между собой во имя достижения определенных целей. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» установил классификацию видов государственной службы, которые в совокупности образуют единую систему государственной службы в стране. Эта система выглядит следующим образом: - государственная гражданская служба; - военная служба; - правоохранительная служба.
Схема 4 Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную службу и службу субъектов Федерации, а военная и правоохранительная службы остаются федеральными.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 10079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |