Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Учёт денежных и заёмных средств

1. Учёт кассовых операций.

2. Учёт операций на счетах в банке (расчётных, валютных, специальных).

3. Учёт расчётов по кредитам и займам.

 

1.

 

Основной нормативный документ – Положение ЦБ РФ от 12.10.2011 г. № 373-П «О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ С БАНКНОТАМИ И МОНЕТОЙ БАНКА РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Кассовые операции занимают одно из центральных мест в хозяйственной деятельности организации. Потребность в наличных денежных средствах возникает постоянно и связана с выплатой заработной платы, пособий, средств на командировочные и хозяйственные расходы, оплату услуг наличными и т. п. В то же время в кассу ежедневно могут поступать платежи наличными за услуги, в погашение долга работниками, поступления с расчётного счёта и др.

Для приёма, хранения и расходования наличных денег организация должна иметь кассу. Для неё должно быть отведено отдельное помещение, оборудованное сигнализацией. В кассе могут храниться только денежные средства, принадлежащие организации. Хранение ценностей производится в несгораемых металлических шкафах или сейфах. Помещение кассы должно опечатываться, дубликаты ключей – находиться в сейфе у руководителя. Он обязан предоставить охрану при транспортировке денежных средств из банка и обратно.

Материально-ответственным лицом в кассе является кассир, который назначается на должность по приказу руководителя. С кассиром заключается договор о полной материальной ответственности. Кассира под расписку необходимо ознакомить с должностной инструкцией и Положением ЦБ РФ № 373-П, которыми он обязан руководствоваться.

Размер наличных денег, хранящихся в кассе, ограничен лимитом, который устанавливается банком по согласованию с руководителем организации. При необходимости лимит остатка кассы пересматривается. Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выдачи, зарплаты, пенсий, пособий, стипендий в течение пяти рабочих дней, включая день получения денег в банке.

Наличные деньги в кассу принимаются только по приходным кассовым ордерам (ПКО), подписанным главным бухгалтером или уполномоченным лицом. При этом лицу, внёсшему деньги, выдаётся квитанция к ПКО за подписью гл. бухгалтера и кассира, и заверенная печатью организации.

Выдача наличных денег производится по расходным кассовым ордерам (РКО) или другим надлежаще оформленным документам (платёжным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетами и др.), на которых ставится специальный штамп, заменяющий реквизиты РКО. Документы на выдачу денег подписывают руководитель, гл. бухгалтер и кассир. Если на прилагаемых к РКО документах имеется разрешающая подпись руководителя организации, то его подпись на РКО не обязательна.

Заработная плата, пособия, премии выплачиваются по платёжным или расчётно-платёжным ведомостям без составления РКО на каждого получателя. По истечении трёх рабочих дней, установленных для выдачи зарплаты, выписывается РКО на общую выплаченную по ведомости сумму. При выдаче денежных средств по доверенности они прилагаются к РКО или ведомости.

После завершения операций кассир обязан приложенные к кассовым ордерам документы погасить штампом или надписью «Получено» (приходные) или «Оплачено» (расходные) с указанием даты.

Все выписанные в бухгалтерии ПКО и РКО фиксируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, нумеруются отдельно и последовательно с начала и до окончания года. По данным журнала контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств организации, присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота произведённых кассиром операций.

Наличные деньги со счетов в банке в кассу организации получают по денежным чекам, подписанным руководителем и гл. бухгалтером. Отрывная часть чека остаётся в банке, а у организации – корешок чека с указанием полученной суммы.

Сдаются наличные деньги для зачисления на счета в банке по объявлению на взнос наличными. В подтверждение факта получения денег банк выдаёт квитанцию, которая является для кассира оправдательным документом.

Учёт движения наличных денег кассир ведёт в кассовой книге. Каждая организация может иметь только одну кассовую книгу. Листы в книге нумеруются, прошнуровываются и опечатываются печатью организации. Количество листов в кассовой книге заверяют своими подписями руководитель организации и главный бухгалтер.

Записи в кассовой книге ведут в двух экземплярах через копировальную бумагу. Вторые экземпляры листов отрывные и служат отчётами кассира; первые экземпляры остаются в кассовой книге. Разрешается ведение кассовой книги с использованием вычислительной техники. По окончании дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе и передаёт в бухгалтерию отчёт вместе с ПКО и РКО под расписку в кассовой книге.

Для учёта наличия и движения денежных средств в кассе используется счёт 50 «Касса». Счёт активный, сальдо по дебету указывает на наличие суммы свободных денег организации на начало и конец месяца, оборот по дебету – суммы, поступившие в кассу, оборот по кредиту – суммы, выданные наличными.

К счёту 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

1 «Касса организации» – для учёта наличных денег в кассе;

2 «Операционная касса» – для учёта денежных средств в операционных кассах, которые расположены вне помещения кассы организации; они открываются организациями транспорта и связи при необходимости;

3 «Денежные документы» – для учёта почтовых марок, марок госпошлины, оплаченных проездных билетов, талонов на нефтепродукты, путёвок в дома отдыха и санатории и др. денежных документов. Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение.

При осуществлении организацией внешнеэкономической деятельности и направлении работников в загранкомандировку к счёту 50 открывается субсчёт 4 «Валютная касса». Наличная иностранная валюта используется только для оплаты командировочных расходов. При этом во всех кассовых документах указывают одновременно две суммы: в инвалюте и рублях по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

При оприходовании наличных денег и денежных документов оформляются бухгалтерские записи по дебету счёта 50 в корреспонденции с кредитом счетов:

1) 51,52,55 – при поступлении наличных денег со счетов в банке;

2) 62 – при получении выручки от покупателей, заказчиков;

3) 66,67 – при получении наличными кредитов и займов;

4) 71 – при возврате подотчётных сумм, поступлении приобретённых подотчётными лицами денежных документов;

5) 73 – при возмещении работниками материального ущерба, причинённого организации, при погашении индивидуальных займов;

6) 76 - при получении сумм страховых возмещений от страховых компаний по личному и имущественному страхованию, по ранее предъявленным поставщикам претензиям, при поступлении денежных документов от различных организаций.

По кредиту счёт 50 корреспондирует с дебетом счетов:

1) 51,52,55 – если из кассы сданы деньги для зачисления на счета в банке;

2) 60 – при расчётах наличными с поставщиками и подрядчиками;

3) 70 – при выдаче заработной платы, пособий;

4) 71 – при выдаче денег и денежных документов под отчёт;

5) 73 – при выдаче займов работникам;

6) 76 – при выдаче депонированной заработной платы, денежных средств по исполнительным документам; и др.

Не менее одного раза в месяц в кассе проводится инвентаризация (ревизия) наличных денег и денежных документов. Ревизия проводится комиссией, назначенной приказом руководителя, в присутствии кассира. Результаты оформляются актом инвентаризации наличия денежных средств. Выявленные излишки приходуются проводкой: Дт50 Кт91. Недостачи взыскиваются с кассира и оформляются следующими записями: Дт94 Кт50; Дт73 Кт94.

В кассе организации могут также храниться бланки строгой отчётности (трудовые книжки и вкладные листы к ним, удостоверения, дипломы, свидетельства и т.п.). Они учитываются на забалансовом счёте 006 «Бланки строгой отчётности».

Организации, которые помимо основной деятельности ведут розничную торговлю и осуществляют расчёты с населением наличными средствами, должны применять контрольно-кассовые машины (за исключением случаев, установленных законодательством). Эти машины подлежат обязательной регистрации в налоговых органах; по каждой из них ведётся отдельный журнал кассира-операциониста.

 

2.

 

Все организации должны хранить свободные денежные средства на расчётных счетах. Для открытия расчётного счёта в банк представляют следующие документы: заявление с просьбой об открытии расчётного счёта; нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации; справку о постановке на налоговый учёт; справку о постановке на учёт в государственные внебюджетные фонды; карточку с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера (распорядителей средств) и оттиском печати организации.

Открытому счёту присваивается номер, который затем указывается на всех документах, отражающих движение средств по расчётному счёту. Все операции по расчётному счёту банк производит с согласия и по поручению клиента. Денежные средства списываются со счёта только по распоряжению клиента. Исключение составляют платежи по инициативе банка за просроченные ссуды и проценты по ним, а также перечисления по платёжным требованиям и инкассовым поручениям организаций, оказывающих клиенту банка коммунальные услуги и услуги связи. Кроме того, банки могут осуществлять платежи с расчётного счёта клиента без его согласия по исполнительным листам судебных органов, налоговых органов и др. учреждений, которым законодательство предоставляет такое право.

Движение средств на расчётном счёте оформляется банковскими платёжными документами:

· объявление на взнос наличными – для зачисления наличных денег на расчётный счёт;

· платёжное поручение – поручение организации обслуживающему банку перечислить определённую сумму со своего счёта на счёт получателя средств;

· платежное требование – расчётный документ, содержащий требование к плательщику об уплате организации-получателю определённой суммы через банк;

· инкассовое поручение – расчётный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счёта плательщика в бесспорном порядке без его согласия;

· аккредитив – поручение банка покупателя банку поставщика оплатить счета поставщика за отгруженный товар или оказанную услугу на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя;

· расчётный чек – письменное поручение покупателя (чекодателя) обслуживающему его банку о перечислении определённой суммы с его расчётного счёта на счёт чекодержателя (организации, предъявившей чек банку);

· вексель – письменное долговое денежное обязательство строго установленной формы, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю) и дающее его владельцу право по окончании срока обязательства требовать с должника указанной в векселе денежной суммы;

· банковские пластиковые карты – используются для операций по обналичиванию денежных средств, безналичных расчётов с организациями торговли и сферы услуг и др.

Обо всех изменениях расчётного счёта банк извещает своего клиента выписками из расчётного счёта. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием. Выписка из расчётного счёта является вторым экземпляром лицевого счёта организации, открытого ей банком. При обработке выписки следует учитывать, что для банка расчётный счёт является пассивным, поэтому суммы в выписке указываются с позиции банка: остаток и зачисления – по кредиту, списания – по дебету.

В случае обнаружения в выписке ошибок организация должна в письменной форме сообщить об этом в банк в течение 10 дней, в противном случае данные считаются подтверждёнными.

Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учёта по расчётному счёту и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей по счёту 51 «Расчётные счета». Счёт 51 активный, сальдо по дебету означает наличие денежных средств на расчётном счёте на начало и конец отчётного периода, оборот по дебету – зачисление средств на расчётный счёт, оборот по кредиту – списание денег со счёта.

Счёт 51 по дебету корреспондирует с кредитом счетов:

1) 50 – поступление наличных из кассы организации;

2) 55 – поступление денег со специальных счетов;

3) 62 – поступление выручки от покупателей;

4) 66,67 – зачисление на счёт кредитов и займов;

5) 76 – поступление страхового возмещения по имущественному и личному страхованию, от разных дебиторов;

6) 86 - поступление средств целевого финансирования из бюджета, спонсорские поступления; и др.

По кредиту счёт 51 корреспондирует с дебетом счетов:

1) 50 – получены из банка по чеку наличные деньги;

2) 60 – оплачены счета поставщиков;

3) 66,67 – погашена задолженность по кредитам и займам;

4) 68, 69 – перечислены налоги в бюджет и платежи во внебюджетные фонды;

5) 76 – перечислены платежи по имущественному и личному страхованию, разным кредиторам;

6) 91 – уплата штрафов, пени, неустоек по договорам, оплата услуг банка; и др.

При осуществлении операций с иностранной валютой организациям открываются валютные счета. Обычно банки открывают валютные счета по отдельным видам иностранных валют; для их открытия в банк предоставляются те же документы, как и для открытия расчётного счёта. Организации открываются два валютных счёта: текущий и транзитный. На текущем хранятся все средства организации в иностранной валюте. На транзитный счёт поступает экспортная выручка, часть которой подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке РФ в течение семи рабочих дней (в настоящее время – 0 %). Нормативный документ – ПБУ 3/2006 «Учёт активов и обязательств. Стоимость которых выражена в иностранной валюте» (Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 г. № 154н).

Движение денег на валютных счетах осуществляется на основании тех же документов, что и на расчётном счёте.

Для учёта операций по валютному счёту используется активный счёт 52 «Валютные счета». Сальдо по дебету означает остаток денежных средств в инвалюте, оборот по дебету – поступление валюты на счёт, оборот по кредиту – списание валюты со счёта.

К счёту 52 открываются следующие субсчета:

1 «Транзитный валютный счёт»;

2 «Текущий валютный счёт»;

3 «Валютные счёта за рубежом».

При поступлении выручки от иностранного покупателя составляется проводка: Дт52.1 Кт62,76. Перечислена обязательная часть валюты для продажи: Дт91 Кт52.1. На расчётный счёт зачислен рублёвый эквивалент проданной части валютной выручки: Дт 51 Кт91. Оставшаяся часть валютной выручки зачисляется на текущий валютный счёт: Дт52.2 Кт 52.1.

При покупке иностранной валюты организация предоставляет в банк платёжное поручение, стоимость валюты зачисляется на Дт 52.1 с Кт 51. Сумма приобретённой инвалюты пересчитывается по курсу ЦБ РФ на момент зачисления. Превышение курса покупки инвалюты над курсом ЦБ РФ отражается записью: Дт91 Кт51.

Продажа валюты по балансовой стоимости оформляется записью: Дт57 Кт52.1; отражена стоимость проданной валюты: Дт91 Кт57. Сумма выручки приходуется по курсу ЦБ РФ на дату продажи: Дт51 Кт91. При продаже иностранной валюты возникает финансовый результат, появившийся в результате разницы между рыночным курсом продажи и курсом ЦБ РФ на день продажи: прибыль – Дт91 Кт99, убыток – Дт99 Кт91.

Субсчёт 3 открывается организациями, которые имеют счета в банках за рубежом для содержания своих представительств, выполнения определённых работ и т. д.

Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учёте на основании выписок банка. В выписках отражается наличие и движение инвалюты и одновременно показывается рублёвый эквивалент этих сумм.

При расчётах организаций с поставщиками и подрядчиками по чековым книжкам, аккредитивам и другим платежным документам (кроме векселей) в банке открываются специальные счета, которые учитываются на счёте 55 «Специальные счета в банке». Счёт 55 активный и имеет следующие субсчета:

1 «Аккредитивы» - учитываются средства открытых аккредитивов для расчётов с иногородними поставщиками. При открытии аккредитива составляется проводка: Дт55.1 Кт51,52,66,67. Оплата за счёт аккредитива поставщику: Дт60 Кт55.2. Возврат неиспользованных сумм аккредитива: Дт51,52.66.67 Кт55.1

2 «Чековые книжки» - учитывается движение денежных средств, предназначенных для расчётов чеками. При выдаче банком чековых книжек составляется проводка: Дт55.2 Кт 51,52,66,67. На суммы оплаченных банком покупателя чеков, предъявленных поставщиком: Дт60, 76 Кт55.2. Возвращены в банк неиспользованные чеки: Дт51,51,66,67 Кт55.2.

3 «Депозитные счета» - учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады (сберегательные сертификаты, депозитные счета). Перечисление средств на депозитные счета отражается записью: Дт55.3 Кт51,52. Начисление доходов по депозиту: Дт55.3 Кт91. Возврат банком сумм вкладов: Дт51,51 Кт55.3.

4 «Прочие счета» - учитывается движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования, средств для осуществления расчётов с использованием банковских пластиковых карт в установленном ЦБ РФ порядке.

В случаях, когда существует временной разрыв между моментом документально подтверждённого списания и моментом зачисления денежных средств на счетах учёта денежных средств, применяется счёт 57 «Переводы в пути». Как переводы в пути учитываются денежные суммы, внесённые в кассы почтовых отделений, сданные инкассаторам для зачисления на расчётный счёт, но еще не зачисленные по назначению, а также средства в иностранной валюте, перечисленные для продажи. Счёт 57 активный. По дебету отражаются денежные средства, сданные из кассы, но ещё не зачисленные по назначению (Дт57 Кт50); перечисленные для покупки иностранной валюты (Дт57 Кт51) и др. По кредиту счёта 57 учитываются суммы, зачисленные по назначению (Дт51,52,55 Кт 57).

 

 

3.

 

В случае недостатка собственных средств возникает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования в виде банковских кредитов.

Нормативный документ - ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредитам» (Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. №107н).

Для получения кредита в банк представляются соответствующие документы: заявление, копии балансов, учредительных документов, технико-экономическое обоснование кредита и др. Кредит оформляется кредитным договором, в котором указывается сумма кредита, сроки его предоставления, порядок погашения и размер процентов за пользование кредитом.

Кроме банковских кредитов организации могут привлекать займы от юридических и физических лиц. К заёмным средствам также относятся выданные векселя и средства, полученные от выпуска и реализации краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (облигаций). Взаимоотношения между кредитором (заимодавцем) и заёмщиком регулируются договором займа.

Кредиты и займы в зависимости от сроков погашения делятся на краткосрочные (до 12 мес.) и долгосрочные (свыше 12 мес.).

Для учёта банковских кредитов и займов других организаций предусмотрены два счёта: 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам». Счета 66 и 67 пассивные, кредитовое сальдо показывает сумму задолженности по кредитам и займам, по кредиту отражается получение кредитов или займов, по дебету – их погашение.

Полученные кредиты и займы отражают по кредиту счетов 66 и 67 в корреспонденции с дебетом счетов:

1) 50 – получение кредита (займа) наличными;

2) 51,52,55 – зачисление кредитов (займов) на расчётные, валютные и специальные счета;

3) 60,68,76 – получен кредит для погашения задолженности поставщикам, бюджету, разным кредиторам.

По кредиту счетов 66 и 67 также отражаются начисленные проценты. Проценты по кредитам, полученным на приобретение основных средств и материально-производственных запасов, включаются в себестоимость указанного имущества, если они начислены до принятия объектов к бухгалтерскому учёту. При начислении процентов составляется проводка: Дт 08,10,11,41 Кт 66,67. Остальная сумма процентов относится на финансовые результаты (прочие расходы): Дт 91 Кт 66,67.

По дебету счета 66 и 67 корреспондируют с кредитом счетов 51,52,55 при погашении сумм основного долга и процентов.

При размещении облигаций по цене выше номинала составляются следующие проводки: Дт51 Кт66,67 – по номинальной стоимости облигаций; Дт51 Кт98 – на разницу между ценой размещения и номинальной стоимостью. Сумма, учтённая на счёте 98, списывается равномерно в течение срока обращения облигаций на счёт 91 (Дт 98 Кт91).

Если облигации размещаются по цене ниже номинала, то составляется запись: Дт51 Кт66,67 – на фактически полученную сумму. Разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения: Дт91 Кт 66,67.

На отдельных субсчетах к счетам 66 и 67 учитываются расчёты с банками по операциям учёта (дисконта) векселей и других долговых обязательств со сроком погашения соответственно не более 12 и более 12 месяцев.

Операция учёта (дисконта) векселей отражается следующими записями: Дт 51,52 - на фактически полученную сумму денежных средств

Дт 91 - в размере процента, уплаченного банку

Кт 66,67 – номинальная стоимость векселя.

На основании извещения банка об оплате векселя операция по его учёту закрывается: Дт66,67 Кт62.

Аналитический учёт кредитов и займов ведётся по их видам, срокам, кредитным организациям и заимодавцам. На отдельном аналитическом счёте ведут учёт просроченных кредитов и займов, что позволяет оперативно контролировать их образование и погашение. Синтетический учёт по счетам 66 и 67 ведётся на основании выписок банка.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гроза 12 года | Тема 2. Учёт расчётных операций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.