Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Учёт материально-производственных запасов




1. Документальное оформление движения материалов, сельскохозяйственной продукции, семян и кормов, их оценка.

2. Организация складского хозяйства и учёт ТМЦ в местах их хранения.

3. Синтетический и аналитический учёт материалов, сельскохозяйственной продукции, семян и кормов.

 

1.

 

Согласно ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов» в состав материально-производственных запасов (МПЗ) включаются материалы, готовая продукция, товары.

Материалы – предметы труда, которые используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг; полностью потребляются в каждом производственном цикле и переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию (работы, услуг) в момент потребления.

Готовая продукция – часть МПЗ, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса.

Товары – часть МПЗ, которая приобретена или получена от других юридических и физических лиц и предназначена для продажи без дополнительной обработки.

Первичные документы по поступлению и расходованию МПЗ должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и другие обязательные реквизиты.

Сельскохозяйственные организации в бухгалтерском учёте применяют как типовые межведомственные формы первичных документов, как и отраслевые.

Поступление материалов от поставщиков оформляется следующими документами: доверенность, счёт-фактура, приходный ордер, акт о приёмке материалов, товарно-транспортные накладные.

При изготовлении материалов в своей организации их приходуют на основании накладных внутрихозяйственного назначения.

Отпуск (перемещение) материальных ценностей внутри организации оформляется накладными внутрихозяйственного назначения (при разовых операциях), лимитно-заборными ведомостями (при систематическом отпуске в пределах лимита). Расход удобрений и средств защиты растений оформляется актом об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов и гербицидов. Для списания израсходованных запчастей и других ремонтных материалов используется ведомость дефектов на ремонт машин. Списание израсходованных нефтепродуктов производится на основании путевых и учётных листов.

Движение готовой продукции оформляется следующими первичными документами:

· реестр отправки зерна и другой продукции с поля, реестр приёма зерна и другой продукции; путёвка на вывоз продукции с поля; талоны шофёра и комбайнёра, реестр приёма зерна от шофёра – для учёта зерновой продукции, поступившей от урожая;

· дневник поступления сельскохозяйственной продукции – для учёта выхода продукции овощеводства, садоводства, картофеля, а также яиц в животноводстве. В специализированных хозяйствах применяются дневник поступления продукции садоводства и дневник поступления продукции закрытого грунта;

· акт на сортировку и сушку продукции растениеводства – для отражения результатов процесса сортировки зерна;

· акт на сортировку, переработку овощей и фруктов;

· журнал учёта надоя молока – для учёта поступившего от надоя молока на ферме; накладная или лимитно-заборная ведомость – при отправке молока в детские учреждения, на общественное питание и другие пункты внутри организации; ведомость расхода кормов – при расходе молока на выпойку молодняка животных. На основании документов на поступление и расходование молока на ферме составляется ведомость учёта движения молока;

· акт настрига и приёмки шерсти – для учёта шерсти, поступающей от стрижки овец;

· товарно-транспортные накладные (на отправку-приёмку различных видов продукции) – для учёта продукции (зерна, овощей плодов, ягод, молока, животных и др.), отправленной заготовительным организациям.

Для учёта семян и кормов предусмотрен ряд специализированных документов:

· акт на засыпку семенного материала – при засыпке зерна, собранного с семенных участков, в зернохранилище;

· акт расхода семян и посадочного материала – при расходе семян и посадочного материала на посев и посадку;

· аттестат на семена (для суперэлитных и элитных семян), свидетельство на семена (для семян первой и последующих репродукций, если они отвечают требованиям посевного стандарта), сортовое удостоверение - оформляется продажа или обмен сортовых семян;

· акт приёма грубых и сочных кормов – для учёта заготовленных сена, соломы, силоса, сенажа;

· акт на оприходование пастбищных кормов – для учёта кормов, скормленных скоту путём выпаса;

· ведомость учёта расхода кормов – при отпуске кормов со складов или других мест хранения для скармливания животным; на основании данной ведомости ведётся журнал учёта расхода кормов.

Единицей бухгалтерского учёта МПЗ являются номенклатурный номер, партия и однородная группа.

МПЗ принимают к бухгалтерскому учёту по фактической себестоимости, которая определяется в зависимости от способа приобретения (получения) данного имущества:

- МПЗ, приобретённые за плату – по сумме фактических затрат на приобретение без учёта НДС (суммы, уплаченные поставщику, оплата информационных, консультационных, посреднических услуг, расходы по доставке и др.;

- МПЗ, полученные безвозмездно – исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования;

- МПЗ, внесённые учредителями в счёт вкладов в уставный капитал – по договорённости сторон (согласованной стоимости).

- МПЗ, приобретённые в обмен на другое имущество (кроме денежных средств) – исходя из стоимости обмениваемого имущества, при этом обмен должен быть эквивалентным;

- МПЗ, изготовленные в своей организации – исходя из фактических затрат на изготовление.

Готовую сельскохозяйственную продукцию оценивают следующим образом:

- произведённую в прошлом году – по фактической себестоимости;

- произведённую в текущем году – в течение года по плановой себестоимости с корректировкой в конце года до фактической;

- побочную продукцию животноводства (навоз, пух, перо и др.) – но нормативам, предусмотренным в бизнес-плане, или по ценам возможной реализации.

При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценивают одним из следующих методов, который должен быть закреплён в учётной политике:

1) по себестоимости каждой единицы – для оценки запасов, которые не могут заменять друг друга (драгоценные металлы, драгоценные камни, радиоактивные, взрывчатые вещества и т. п.);

2) по средней себестоимости - определяется по каждому виду или группе материалов путём деления общей себестоимости вида (группы) материалов на их количество с учётом остатка на начало месяца;

2) по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) – сначала израсходованные материалы списывают по себестоимости первой закупленной партии (с учётом остатка), затем по себестоимости второй партии и т. д., пока не будут списаны все израсходованные материалы. При использовании этого метода аналитический учёт материалов ведётся по партиям, а не по видам.

 

2.

 

Для обеспечения сохранности продукции и прочих ТМЦ на предприятиях организуется складское хозяйство. Организации располагают центральными складами, а также складами и кладовыми, находящимися в отделениях, на фермах, в бригадах и др. подразделениях. В зависимости от вида ценностей, для хранения которых предназначены склады, последние подразделяются на общие и специализированные.

На общих складах хранятся ТМЦ, не требующие создания особых условий для их хранения. Специализированные склады приспособлены для хранения специфических ТМЦ. Так, нефтесклады должны быть оборудованы соответствующими ёмкостями, располагаться на определённом расстоянии от производственных и жилых зданий. Зернохранилища должны соответствовать условиям хранения зерна. Для хранения запчастей склад оборудуется стеллажами, на которых размещаются запчасти по их номенклатурным номерам и т. п.

Все складские помещения должны быть оборудованы противопожарными средствами и иметь исправные весоизмерительные приборы, а также необходимый инвентарь. Не все материальные ценности могут размещаться на складах. Так, сено, солому укладывают в скирды и стога в полевых условиях, кормовые корнеплоды и картофель хранятся в буртах, траншеях. Некоторое время на токах находится зерно и т.д.

Во всех случаях материальные ценности передают под ответственность кладовщикам, бригадирам и другим материально-ответственным лицам (МОЛ). С каждым из них заключается договор о материальной ответственности, они должны пройти соответствующий инструктаж. Руководство организации должно обеспечить нормальные условия работы, организовать охрану мест хранения МПЗ в нерабочее время и в ночные часы.

На всех складах и других местах хранения учёт ТМЦ ведут на карточках складского учёта материалов, которые выдаются под расписку. На складе карточки хранятся в картотеках по учётным группам, а внутри группы – по номенклатурным номерам. Карточка открывается на каждый номенклатурный номер. При небольшой номенклатуре ТМЦ вместо карточек можно вести книгу складского учёта.

В книге или карточках на каждый вид ценностей открывается отдельный счёт; учёт ведётся в натуральных измерителях. Записи ведутся только на основании первичных документов, не допускается объединение нескольких документов в одну запись.

При поступлении ТМЦ производятся записи по каждому наименованию в графу «Приход», при отпуске – в графу «Расход». При приёме ценностей кладовщик расписывается в сопроводительных документах, при их отпуске расписывается, подтверждая факт передачи.

В конце каждого месяца на основании первичных документов и записей в книге (карточках) складского учёта МОЛ составляет отчёт о движении материальных ценностей, а по нефтепродуктам – отчёт о движении горючего и смазочных материалов. К отчёту прилагаются все первичные документы за месяц. Отчёты составляются в натуральных измерителях, оценка производится в бухгалтерии. Отчёты составляются в двух экземплярах: один остаётся в бухгалтерии, а второй после проверки возвращается на склад.

По наименованиям поступивших и выбывших ценностей указывается расход по направлениям использования и остаток на конец месяца. Данные о поступлении и выбытии ТМЦ подтверждаются приложенными к отчёту первичными документами.

Во всех местах хранения ТМЦ периодически проводят их инвентаризацию в установленном порядке.

 

3.

 

Для учёта материалов в Плане счетов предусмотрены балансовые счета 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 19 «НДС по приобретённым ценностям». Материалы, принятые на ответственное хранение, учитывают на забалансовом счёте 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение». Сырьё заказчика, принятое для переработки, учитывают на забалансовом счёте 003 «Материалы, принятые в переработку».

Счёт 10 активный, по дебету отражается поступление материалов, по кредиту - их расход и другое выбытие. В с/х организациях к счёту 10 могут открываться следующие субсчета:

1 «Сырьё и материалы» - учитывается покупное сырье и материалы, предназначенные для переработки в своей организации;

2 «Удобрения, средства защиты растений и животных» - для учёта органических, минеральных удобрений, ядохимикатов, биопрепаратов, медикаментов для лечения животных и др. химикатов; аналитический учёт ведётся по видам, наименованиям, количеству, а удобрения учитываются по физической массе с указанием действующего вещества;

3 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» - для учёта указанных материалов, требующих сборки и входящих в себестоимость строительной продукции, а также для учёта специального оборудования и приспособлений, приобретаемых для проведения научных (экспериментальных) работ;

4 «Топливо» - для учёта нефтепродуктов (бензин, дизтопливо, керосин и т. п.), а также талонов на нефтепродукты; смазочных материалов; технологического топлива (уголь, торф, дрова и др.). Аналитический учёт топлива ведут по видам, талонов – по каждому получателю;

5 «Тара и тарные материалы» - учитывается наличие и движение всех видов тары (деревянной, картонной, пластмассовой и др.), а также материалов для её изготовления и ремонта;

6 «Запасные части» - используется для учёта запчастей, предназначенных для ремонта транспортных средств, машин, оборудования, а также автомобильных шин в запасе и в обороте; аналитический учёт ведётся по группам и маркам машин, учёт аккумуляторов – по их маркам;

7 «Корма» - отражается наличие и движение кормов как собственного производства, так и покупных;

8 «Семена и посадочный материал» - учитываются семена и посадочный материал собственного производства и покупные;

9 «Сырьё, переданное в переработку на сторону» - учитывается продукция, материалы и сырьё, которые передаются другим организациям для переработки и в последующем включаются в себестоимость полученной из них продукции; аналитический учёт ведётся по видам материалов;

10 «Строительные материалы» - учитываются все виды стройматериалов, используемых для ремонтных, строительных, монтажных работ; аналитический учёт ведётся по наименованиям (кирпич, шифер и т. д.);

11 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» - для учёта инструментов, столовой посуды, спортивного инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и спецобуви, средств индивидуальной защиты (респираторы, очки и т. п.), постельных принадлежностей и др. хозяйственного и производственного инвентаря (кроме учитываемого в составе основных средств);

12 «Прочие материалы» - для учёта отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия основных средств, и др.

Учёт поступления материалов может осуществляться одним из двух методов в зависимости от принятой учётной политики:

- с использованием счетов 15 и 16 (когда учёт материалов ведётся по учётным ценам);

- без использования с четов 15 и 16 (когда учёт ведётся по фактической себестоимости).

При первом варианте поступившие материалы (в сумме фактических расходов) учитываются по дебету счёта 15 в корреспонденции с кредитом счетов 60,76,20,23,71,70,69 и т. д. в зависимости от того, откуда поступили материалы, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. Оприходование материалов по учётным ценам отражают записью: Дт10 Кт15.

В результате произведённых операций на счёте 15 возникает разница между дебетовым и кредитовым оборотами. Если Дт больше чем Кт, это означает, что фактическая себестоимость материалов выше учётной цены. На эту разницу делается запись: Дт16 Кт15. Если Кт счёта 15 больше, чем Дт – значит, учётная цена выше фактической себестоимости и в этом случае составляется проводка: Дт15 Кт16.

При таком варианте учёта фактическая себестоимость материалов слагается так: сальдо счёта 10 по учётным ценам плюс или минус сальдо счёта 16.

При втором варианте оприходование поступивших материалов отражается записью: Дт 10 Кт 60,76,20,23 и др.

Фактический расход материалов отражается по кредиту счёта 10 в корреспонденции с дебетом счетов по учёту затрат производства (20,23,25,26,44,08 и др.). Продажа материалов отражается записью: Дт91 Кт10. Результаты инвентаризации материалов учитываются следующим образом: а) выявлена недостача – Дт94 Кт10; б) оприходованы излишки материалов – Дт10 Кт91.

По МПЗ, которые морально устарели, частично потеряли своё первоначальное качество или рыночная стоимость которых снизилась могут создаваться резервы под снижение стоимости материальных ценностей. Учёт таких резервов ведётся на одноимённом счёте 14. Счёт 14 пассивный, по кредиту отражается создание резерва (Дт91 Кт14), по дебету – восстановление ранее зарезервированной суммы (Дт14 Кт91).

Для учёта готовой продукции предназначен счёт 43 «Готовая продукция», к нему в сельскохозяйственных организациях открываются следующие субсчета:

1 «Продукция растениеводства» - учитывается продукция полеводства, луговодства, овощеводства, садоводства и др.;

2 «Продукция животноводства» - учитывают продукцию, поступившую от различных видов с/х животных, птицы и пчёл (молоко, яйца, шерсть, мёд и др.);

3 «Продукция промышленных и подсобных производств» - для учёта продукции, полученной в результате переработки продукции растениеводства и животноводства в своей организации (крупа, мука, сыр, сливки, мясо и другие продукты забоя скота и т.п.);

4 «Продукция вспомогательных, обслуживающих и других производств» - учитывается продукция ремонтных мастерских, ателье, столовых и пр.;

5 «Продукция, принятая от населения для продажи» - для учёта с/х продукции (молоко, шерсть и др.), закупаемой у граждан.

Счёт 43 активный. По дебету учитывается поступление готовой продукции из производства, а также от населения в корреспонденции с кредитом счетов 20,23,29,76. По кредиту отражается продажа продукции в корреспонденции с дебетом счёта 90 «Продажи».

Если организация использует счёт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», то готовая продукция относится в дебет счёта 43 по нормативной или плановой себестоимости с кредита счёта 40. По дебету счёта 40 учитывается поступление продукции из производства по фактической себестоимости в корреспонденции с кредитом счетов 20,23,29.

Аналитический учёт по счёту 43 ведётся по местам хранения и отдельным видам продукции.

Для учёта товаров предназначен активный счёт 41 «Товары». Он используется в основном организациями, осуществляющими торговую деятельность или оказывающими услуги общественного питания. Счёт 41 в сельскохозяйственных организациях может иметь следующие субсчета:

1 «Товары на складах»;

2 «Товары в розничной торговле»;

3 «Тара под товаром и порожняя»;

4 «Покупные изделия».

Поступление товаров на склад и тары отражается по дебету счёта 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и 42 «Торговая наценка» (если товары учитываются по продажным ценам). С кредита счёта 41 в дебет счетов по учёту затрат списывают товары, использованные для нужд производства, а продажу товаров отражают проводкой: Дт90 Кт41.

Аналитический учёт товаров ведётся по ответственным лицам, наименованиям и местам хранения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.