Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Споры о революции в публицистике 1917-1921 годов

 

Разделение литературы на советскую и эмигрантскую.

Часть литераторов восторженно относилась к революции (Вяч. Иванов, А. Блок и др.)

Группа футуристов тоже раскалывается. Часть считала, что футуризм говорил о революции только в поэзии (братья Бурлюки, например).

А. Ахматова, М. Зощенко, О. Мандельштам, Б. Пильняк, М. Булгаков, по словам Л. Троцкого, «внутренние эмигранты».

1 позиция

В ответ на декрет «О печати» (9 ноября 1917 года) — «Газета-протест. В защиту свободы печати». В. Короленко, Ф. Сологуб, Е. Замятин, Д. Мережковский, П. Сорокин. В. Короленко «Торжество победителей» (статья 3 декабря 1917 года в «Русских ведомостях», «Деле народа»): большевики, которые всё время говорили о демократических свободах, сами начали ограничивать эту свободу.

В.Г. Короленко «Письма Луначарскому» — июнь-сентябрь 1920 года. Писал о праве ЧК расстреливать без суда, чего царский режим никогда не допускал. Диктатуру дворянства сменила диктатура пролетариата, но если с первой боролись лучшие люди русского общества, то со второй бороться невозможно, поскольку в неё поверил «возбуждённый народ». Самое страшное зло — уничтожение русской буржуазии, единственного класса, способного организовать производство: «Не создав почти ничего, вы разрушили очень многое, иначе сказать, вводя немедленный коммунизм, вы надолго отбили охоту даже от простого социализма… Вы являете первый опыт введения социализма посредством подавления свободы».

А. Ахматова: сатанинское начало.

А. Ремизов «Слово о погибели русской земли» (в сборнике «Скифы»): гибель России, русской культуры и интеллигенции.

И. Бунин «Окаянные дни»: обрушивается на народническую литературу, на ту часть интеллигенции, которая развивала мысль об особой миссии русского народа. Народ на самом деле совершенно другой. Революция развязывает тёмные инстинкты в душе народа. Революция — это погром, смерти, кровавый пролог к неисчислимым страданиям России и народа. Полемика и с попытками реформировать поэтический язык. Революция, по его мнению, стала писать «заборным», диким языком («заборный» язык — из манифестов футуристов).

Е. Замятин тоже высказывает такую мысль.

М. Горький «Несвоевременные мысли»: массовая гибель культуры, истребление библиотек, дворцов. Большевики принесли вражду, кровь, анархию, обесценивание человеческой жизни. Обвиняет правительство большевиков, Ленина, его окружения в том, что они ведут народ к пропасти. Власть пролетариата — это иллюзия, и большевики пошли на авантюрный эксперимент, которого ещё не знала история. Но жертва — народ.

Константин Тренёв, один из молодых писателей, в дневниковых записях: «Впечатление такое, что находишься на пожарище».

А. Ремизов, Д. Мережковский — та же позиция.

2 позиция

А. Блок «Интеллигенция и революция»: интеллигенция должна пойти на союз с народом. Накопилась вековая ненависть — оттого и разрушения. Революция — продолжение исторического пути России, «обновление крови». «Двенадцать» — то же.

1918 год — Вяч. Иванов «Круги. Размышление первое: о кризисе гуманизма». Гуманизм как явление индивидуалистическое, враждебное религии, преодолевается à разрушение субъективных форм художественного творчества. Рождаются новые коллективные формы творчества, в результате чего «родится сознание Всечеловека, Всечеловечества».

 

3. Образ революции и «нового» человека в поэзии

 

Идеей революции многие были очарованы.

Сентябрь 1917 года — конференция по инициативе А.В. Луначарского.

Пролеткульт (Пролетарская культурно-просветительная организация, 1917-1932) — пролетарская культура, культура, ориентированная на нового, массового читателя. Была представлена в двух формах. (1) Представлена сетью учреждений. Теоретики, руководители: А. Богданов, В. Полянский и др. — говорили о том, что в будущем все сословия отомрут, и мир будет принадлежать пролетариату. А. Богданов: классовость искусства; пролетариату надо создавать культуру с нуля. Пролетарская культура — динамичная система элементов сознания, которая управляет социальной практикой и реализующаяся пролетариатом. А. Гастев «О тенденциях пролетарской культуры», 1919 год: пролетариат — класс, особенности восприятия которого диктуются спецификой каждодневного, механистического, стандартизованного труда

Были свои издательства, издания. Поначалу правительство поддерживало Пролеткульт, но в 1920х годах уже начало перекрывать им кислород. Проблема: они считали, что писать надо только о пролетариате и только пролетарскими писателями — автономия в искусстве.

(2) Вторая форма — поэтическая группа, которая посещала семинары А. Белого и др. А. Гастев, В. Александровский. Выражали мечту о вселенской революции + воспевание технократической мощи, в которой видели залог будущего, по которому должна пойти Россия.

Писатель должен смотреть на мир глазами коллектива, выражать его чувства и настроения.

«Мы» Е. Замятина — пародия, прежде всего, на поэзию пролеткультовцев. Уходит лирическое «я» поэта.

Это видно и в поэзии В. Маяковского.

Поиск новых форм. Маяковский: «Ода революции», поэтохроника, «Левый марш».

В. Маяковский «150000000» (население России). Эти 150 миллионов выступают в образе былинного богатыря, который вступает в схватку с американским.

Новокрестьянские поэты (П. Орешин, А. Ширяевец, С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев). Есенин обращается к жанру маленьких поэм: библейские названия и переиначенный библейский сюжет («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», «Октоих» и др.). Революция как возможность реализовать мечту о мужицком рае, который он пытается показать в поэмах. Богоборческие мотивы. «Инония»: «Тело, Христово тело выплёвываю изо рта». Но новый Спас и т.д. — среди людей.

П. Орешин «Я, Господи».

А.В. Луначарский — Наркомпрос (народный комиссар просвещения). Одна из пьес — «Иван в раю».

А. Белый «Христос воскресе» — полемизирует с Блоком. Революция тоже путь очищения, но это путь страдания, и их надо претерпеть. Чётко идёт по библейским источникам. Через жертву и потери наступит воскресение. Поэма о воскресении народной души.

В литературу вообще и в поэзию в частности проникают агитационные формы, рассчитанные на человека неграмотного или малограмотного. Деятельность Маяковского в «Окнах сатиры РОСТА»[1]. Рекламная деятельность, которая позже станет приносить прибыль. Упрощенческие, схематичные образы в прозе начала советского периода: комиссара, матроса-братишки, солдата, крестьянина, рабочего. Они кочевали из произведения в произведение. Образ матроса-братишки — в прозе Вс. Иванова.

Ориентация на речь улицы, массы, народа. Первый — А Блок. Голоса автора в поэме «Двенадцать» не слышно. Музыка революции — гармония, которая рождается из хаоса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изменения в политической ситуации и в литературной жизни | Театр и его реформы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.