Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Театр и его реформы

 

Театры декретом 9 ноября 1917 года передавались в вéдение отдела искусств, только что утверждённого национальной комиссией просвещения. Театр воспринимается как общественно-просветительный воспитательный институт. Август 1919 года — декрет «Об объединении театрального дела».

Искусство начинает восприниматься как орудие массового воздействия: пропаганда, просвещение, воспитательная функция. Академические театры обвиняли в том, что они игнорировали новую политику.

Шиллер был популярен. Писалось множество инсценировок (около 800 пьес): переделывали то, что есть, на новые рельсы.

А. Луначарский «Оливер Кромвель», «Маги». Пытался писать народно-философские и сатирические пьесы.

М. Горький «Работяга Словотёков» — считается пародией на Г. Зиновьева. Слесарь, который просыпается в подвале. К нему приходят люди с проблемами — он клишированными фразами митингует, размахивая сапогом.

Михаил Слонимский «Тумба».

А. Серафимович «Именины» — о страхе, который породила новая власть, и о политической мимикрии.

Массовый агитационный театр занял драматическую нишу в переходный период. Разыгрывались сценки. Смысл — вовлечь присутствующих. Суды, например, над Врангелем. Традиции лубочного театра.

Агитационный театр «Синяя блуза». Выступали в рабочих комбинезонах перед трудящимися. Хозяин, угнетающий рабочего — рабочий гонит эксплуататора. Онегин и Печорин — враги народа.

Театр революции Всеволода Мейерхольда (революционные темы и отказ от традиций). Постановка пьесы В. Маяковского «Мистерия-буфф». Новый ковчег с семью парами схематичных персонажей. Постановка была приурочена к годовщине революции. Мейерхольд попросил Маяковского написать пьесы «Баня» и «Клоп».

ТРАМы — театры рабочей молодёжи.

Сближение театрального искусства с цирком, балаганом, формами народных драм.

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1920Х ГОДОВ

 

Литературная жизнь 1920х годов. Литературные группы

 

Ещё присутствуют относительные свободы. Однако Блок уже почувствовал ограничение свободы духа. Была сильна модернистская традиция — наиболее ярко в авангардистских течениях: футуристы, имажинисты, ОБЭРИУ (Объединение Реального училища), конструктивисты. Попытка собрать третий «Цех поэтов». Сильна реалистическая тенденция, и реализм показался наиболее приемлемых для плеяды молодых писателей, которые прошли Гражданскую войну (М. Шолохов, А. Фадеев, И. Бабель, Вс. Иванов, Д. Фурманов).

Новые имена: М. Пришвин, Л. Леонов (испытали влияние модернистского духа). Попытка сплести различные стили языка, обращение к сказовому языку.

Май 1924 года — совещание при отделе печати ЦК РКП(б). Л. Троцкий: «Непосредственным своим действием Октябрь как бы убил литературу», писатели ожили только с нэпом. Художественность произведения не определяется политической тенденции, а зависит от степени обобщения и общечеловеческого значения выраженного им содержания. А. Луначарский: «Допустим на минуту, что писатель калибра Толстого или Достоевского в наше время написал гениальный роман, политически нам чуждый. Я понимаю, конечно, что условия борьбы, в случае полной контрреволюционности такого романа, могли бы заставить нас скрепя сердце задушить его, но это было бы очень жаль. Если же контрреволюционности такой бы не было, а был бы только не совсем приятный уклон или, скажем, аполитизм, то мы, конечно, должны бы дать жить такому роману». Общее в их позициях: в настоящий момент свобода художника должна быть политически ограничена, и именно политик решает, насколько и в какой форме вводить эти ограничения. 1925 год — резолюция «О политике партии в области художественной литературы»: «тактичное и бережное отношение» к «попутчикам». Нет ограничений в форме произведения — до 1934 года.

Новые термины: литературный фронт, литературная борьба — искусство как средство выполнения социального заказа. Многие партийные представители пытались реализовать партийные интересы в литературе.

Две тенденции:

(1) от модернизма, от Серебряного века ещё сохранилась атмосфера литературных кружков, школ, литературно-эстетических поисков. Было много литературных групп, группировок, объединений. Самое массовое — Пролеткульт, РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Ничевоки (Р. Рок, С. Мар, А. Ранов, Б. Земенков и др. Манифест 1920 года. О «старой» поэзии: «сухой, бессочный, жёлтый труп поэзии в выданном по купону широкого потребления, наскоро сколоченном гробу эпох». О современниках: «…плетутся, ковыляют, молча пережёвывая слёзы, седые старички, ветераны и инвалиды поэзии, шатая старческими дрожащими, ослабленными членами, сзади шамкают ногами дерзкие из дерзких умершей поэзии: футуристы всех мастей, имажисты, экспрессионисты — группы, группки, группики». О себе: «…вдали смотрим на это мы, ничевоки, ставящие диагноз паралича и констатирующие с математической точностью летальный исход. В поэзии ничего нет; только — Ничевоки. Жизнь идёт к осуществлению наших лозунгов: Ничего не пишите! Ничего не читайте! Ничего не говорите! Ничего не печатайте!), Коекаки (не стоит ничего менять. Никаких авторитетов). Футуристы переименовывают себя в ЛЕФ, от них отпочковываются конструктивисты. Имажинисты (до 1924 года). Попытки объединить крестьянских поэтов. ВОКП (Всероссийское объединение крестьянских поэтов). ВАПП (Всероссийская ассоциация пролетарских писателей);

(2) постепенно группы берут под контроль. Выполнение социального заказа в литературе. Напостовцы (журнал «На посту» — идеологических интересов литературы).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Споры о революции в публицистике 1917-1921 годов | Авангардные группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.