Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Театр и его реформы. Комсомольская поэзия

Комсомольская поэзия

Поэты советского поколения

Николай Асеев, Эдуард Багрицкий, Николай Тихонов, Владимир Луговской и др.

Первых троих считают поэтами романтической судьбы, в их творчестве отразились романтические представления о революции.

Николай Семёнович Тихонов. Сам человек романтической судьбы, участник Первой мировой войны, Гражданской войны, служил в гусарском полку. Тема войны имела ведущее значение в его творчестве. Сборник «Жизнь под звёздами»: духовное становление людей его поколения на войне. Поэзия его рождена действительностью. 1918 г. — демобилизация, начал с группы «Серапионовы братья». 1922 г. — два сборника: «Орда», «Брага». Романтика военного похода. Лирический герой — активный, мужественный, перекраивающий этот мир. На первое место выходят мотивы удали, боя, романтики, похода.

Трансформирует жанр баллады, которая почти полностью освобождается от мрачной фантастики. Предельная сжатость, экспрессия. Это героическая баллада, которая говорит о подвиге, о житейской реальной коллизии, но подвиг, стоящий на грани фантастики. Острота, стремительность сюжета, динамика. Рубленые фразы, напряжённый волевой ритм.

Эдуард Багрицкий. Искатели приключений, романтики. Часто критика судила обоих за это. Герои — и литературные романтики, и воры, бродяги, рыбаки — романтики, ищущие своё место в жизни.

 

Журнал «Молодая гвардия», были сборники. Но молодёжь не всегда оправдывала надежд, которые на неё возлагали.

Александр Жаров, Александр Безыменский, Иосиф Уткин, Михаил Светлов, Виссарион Саянов, Илья Сельвинский, Николай Дементьев. Были комсомольцами и отражали, как они считали, настроения комсомольской молодёжи.

Минус — в том, что не было поэтической практики.

Темы — то, что происходит в стране. В целом их поэзию отличал мажорный настрой. Мелодичность, звучность.

 

 

Театр и драматургия 1920х годов

 

Тоже активные поиски новых форм. Широко представлена качественно.

 

1) Театр и его реформы;

2) Проблемно-тематические и жанровые поиски драматургии 1920х гг.:

а) героико-революционная драма;

б) бытовая драматургия;

в) комедия и её поиски.

 

Вырабатывались формы агитационно-площадного, политического, пропагандистского, зрелищного театра (во время Гражданской войны). Это было вызвано тем, что театр спешно пытался найти точки соприкосновения с массами — реанимируется жанр средневековой мистерии, площадной театр. Большую роль играет импровизация, попытка вовлечь в действие самих зрителей (сценки на улицах и площадях, скверах). Пьесы писались очень спешно.

«Действо о третьем Интернационале»: в заголовок вынесено название жанра (11 мая 1919 года). «Блокада России» (20 июня 1920 года), «К мировой коммуне» (19 июня 1920 года), «Взятие Зимнего».

Плакатные куклы, актёры, которые обращались к толпе.

Пользовался популярностью спектакль «Свержение самодержца» (1919) — его ставили до 250 раз.

«Мистерия-буфф» В.В. Маяковского (1918) — к годовщине Октябрьской революции. Средневековое соединяется с цирковым. К. Рудницкий: «Эта пьеса была первой полностью и насквозь политической пьесой в истории русского театра — пьесой без любви, без психологии, без сюжета в прежнем, традиционном его понимании. Подлинным её сюжетом стала современная политическая жизнь». В конце — «Кто был ничем — сегодня всё» (перефразированный отрывок Интернационала).

Декреты правительства — см. в лекциях раньше.

26 августа 1919 года — Ленин издал декрет Совнаркома об объединении театрального дела. Всё театральное имущество объявлено национальным достоянием. Театры были объявлены «полезными и художественными». Все театры теперь субсидируется государством.

При Наркомпросе был создан Центртеатр, председатель — А.В. Луначарский. Спектакли были бесплатными, билеты распространялись в основном через общественные организации.

Появляется много новых театров, перестраиваются академические. В Петербурге Драматический театр возглавили А. Луначарский, М. Горький, А. Блок, М.Ф. Андреева à Большой драматический театр.

Московский художественный театр.

Появляется много агиттеатров:

Теревсат (Театр революционной сатиры) — возник под Витебском в 1919 году. Передвижной театр. Возглавили в основном писатели-сатирики. Создавался злободневный репертуар на материале последних сводок передовиц. Его приглашают в Москву, и на его базе создаётся московский вариант. 1922 г. — на его базе был создан Театр революции (сейчас — Театр Маяковского);

Театр им. МГПС (Московская государственная политическая сатира) — театр им. Моссовета;

Из студийного варианта вырастает театр Евгения Вахтангова. Визитная карточка — спектакль «Принцесса Турандот». Отказался от декораций. Светлый спектакль;

В Петрограде — Красный театр, театр «Красный факел».

Период Гражданской войны и начало 1920х годов — период накопления опыта, поисков, экспериментов. Отказ от форм психологического театра. Наметилась даже полемика между академическими (МХАТом, Малым театром и новаторскими театрами).

Театр «Синяя блуза» — «живая газета». Передвижной театр. Пользовался большой популярностью у нового зрителя. Выступали в форме рабочих. Исполняли частушки, фельетоны, танцы, сатирические куплеты, сценки политического содержания — монтаж. Материал часто брался из газет;

Вершина революционного, левого, радикального театра — Всеволод Мейерхольд и Театр революционного искусства. Актёры стали уходить от него, потому что он все роли писал для Зинаиды Райх. Техника биомеханики — упор на мастерстве актёра, но не на психологическом искусстве, а на физических возможностях. Актёр должен владеть телом, должен быть гимнастом. С него началась эпоха режиссёрского театра. До этого главной фигурой всегда был актёр, от него зависела удача или неудача.

Получают популярность ТРАМы — театры революционной молодёжи. Они попадают под влияние РАППа.

К середине 1920х годов уже накапливается некий опыт. Площадные театры исчерпали свои возможности.

В 1923 году вышло решение о переходе от митинговой агитации к массовой пропаганде. Призывы перейти к более сложным формам искусства, вернуться к психологическому театру.

У истоков — Владимир Билль-Белоцерковский, Константин Тренёв, Борис Лавренёв, Всеволод Вишневский + Михаил Булгаков («Дни Турбиных», «Бег»).

В. Билль-Белоцерковский поддерживался рапповцами, Вс. Вишневский тоже считался «своим». Пытались показать размах происходящих событий. Ломка драматургических канонов, отсутствие традиционного сюжета. Намечаются основные типажи: матрос, интеллигент и т.п.

К. Тренёв в «Любови Яровой» сначала хотел показать любовную линию, и всё это объединяла идея поисков личного счастья и своего места в революции. Пьесу приняли в Малом театре, но цензура заставила изменить её. Личностная линия выпала, осталась голо звучащая идея революции.

Б. Лавренёв «Разлом». Главный мотив — образ пути в революцию. Разлом, прежде всего, социальный. Крейсер «Заря». Форма свободной драмы (действие переносится из одного места в другое, массовые сцены чередуются с диалогами). Действие — в октябре 1917 года, связывает с демонстрацией в июле 1917 года и началом октябрьского переворота. Татьяна отказывается от мужа. Психологичен образ Ксении — младшей дочери, которая прожигает свою жизнь. Чёткая композиция, динамичное чередование сцен, психологическая характеристика персонажей. Возвращение к психологической драме.

М. Булгаков «Дни Турбиных» (1926) — на основе «Белой гвардии» по заказу МХАТа. Цензура тоже подпортила пьесу. Пьеса пользовалась огромным успехом. После первого сезона (108 раз) сняли, назвали «апологией белого движения». Лагерь белых не как карикатура а как обращение к большой трагической теме. Историческая обречённость. 1930 г. — 298 враждебных отзывов, 3 положительных. Лидировали О. Литовский, П. Осадчий и др. О. Литовский: «"Белая гвардия" — "Вишнёвый сад" белого движения. Какое дело советскому зрителю?.. Ровным счётом никакого. Нам этого не нужно».

«Бег» (1927). Пьеса была поставлена только во время оттепели в воронежском театре. Больная тема — массовый исход, лихорадка времени. Жанр — соединение высокого и комического, элементы водевиля, гротеска, мрачного фарса. Приём контраста как отражение ирреальности происходящего. Герои бредят. Хлудов лучше всех ощущает трагедию происходящего. Диалог Хлудова с главнокомандующем. Булгаков писал его с реального генерала Слащёва, который отличался садизмом, жестокостью, эмигрировал в Константинополь, но попросил разрешения вернуться, выторговав себе жизнь. Преподавал в Военной академии до 1929 года, потом — несчастный случай в переулке. Мотив некой высшей правды: нет правых и неправых, потому что каждый защищает свою идею. Очень много вариантов этой пьесы. Названия: «Изгои», «Рыцарь Серафимы», «Тараканьи бега», «Бег». Жанровое определение — «восемь снов». К каждому действию — эпиграф. Музыкальное сопровождение! «Сон» позволяет передать трагическую заострённость происходящего, подчеркнуть нелепость, страшность, абсурдность, кошмарность происходящих событий, и сны передают ощущение реальности, от которой невозможно проснуться. Сон как некая трагическая неизбежность. Отсюда в сознании героя меняются местами реальность и ирреальность + фрагментарность. В целом «Бег» воспринимается как общее безумие — отсюда сравнение с тараканами.

Комедия в 1920е годы была представлена ярко (вообще сатирическое направление). До сих пор это направление полностью не исследовано. Было очень много предметов для осмеяния (новая бюрократия, новые проблемы + эпоха нэпа). Появляется в период нэпа очень много новых театров (дореволюционные формы): театры кабаре, мюзиклы, оперетта. Названия: «Дикий Джонни» и т.п. Пьесы: «Ух, что делать: зеркало разбито», «Король жизни» и др. Это пьесы развлекательного характера. Все ощущали нэп как возвращение прежней жизни — хотелось развлекательного представления.

Сатирическая пьеса лидирует. Либо написаны на бытовом материале, либо пьесы социального звучания. Пьесы о маленьком человеке, пьесы о «бывших» (это враги, чудаковатые персонажи — карикатурное изображение). «Землетрясение» Пантелеймона Романова; Юрия Юрьина «Национализация женщин», «Советский чёрт»; Марк Криницкий «Советская квартира»; Борис Ромашов «Воздушный пирог».

Антинэпманская тема (предмет осмеяния — представители новых деловых кругов: мошенники, мещане, приспособленцы — «нэпманское отрёбье»): «Воздушный пирог» Бориса Ромашова; «Самоубийца», «Мандат» Николая Эрдмана; «Чудеса в решете», «Фабрика молодости» Алексея Толстого; «Выстрел» Александра Безыменского; «Усмирение Бададошкина» Леонида Леонова.

Более сложное видение — сатира на новую советскую действительность. Пьесы Е. Замятина (возрождение фольклорных традиций). 1924 г. — «Левша». М. Булгаков «Зойкина квартира», «Багровый остров». Н. Эрдман «Самоубийца».

Бытовые комедии-шутки. Валентин Катаев «Квадратура круга».

Алексей Толстой «Чудеса в решете». Пьеса была написана в 1927 году. Типичный коммунальный быт. Жильцы очень разные, и им всем противостоит молодая бесхитростная девушка Люба, которая приехала из провинции, хочет учиться. Её хотят выселить из квартиры, потому что она не платит. Люба от отчаяния покупает лотерейный билет и выигрывает миллион. Его хотят выманить. Единственный, кто ей помогает, — студент Алёша.

Леонид Леонов «Усмирение Бададошкина». Бададошкин — торговец рыбой. Эти торговцы понимают, что то, что у них появились деньги, — временно, и скоро это закончится. Появляется барин в синих очках, который помогает распорядиться деньгами, продаёт титулы.

Валентин Катаев «Квадратура круга». Герои — 4 молодых человека. Студенты Вася и Абрам. Вася женится на Людмилочке, обещает её политически развивать. Но Людмилочка оказывается мещаночкой. Абрам женится на Тоне, в которую раньше был влюблён Вася. Упрощённо подходят к быту. Пары меняются местами. Емельян Чернозём читает Есенина и уверяет, что это он. Осмеяние лёгкого отношения к браку.

 

2. Проблемно-тематические и жанровые поиски драматургии 1920х гг.:

а) героико-революционная драма;

б) бытовая драматургия;

в) комедия и её поиски

 

Обозначен поворот к площадному искусству, к эксцентрической комедии, которую любил ставить Вс. Мейерхольд.

Такой тип пьесы представляют пьесы В. Маяковского «Клоп» (1928) и «Баня» (1929). «Драма с циклом и балаганом», «феерическая комедия» — жанровые определения самого Маяковского. Пьесы не приняли, потому что к концу 1920х стала распространяться психологическая драма, а жанр сатиры уже стал неугоден. Пьесы освистывают, критика считает их полным провалом. Все его персонажи, включая положительных, выписаны как определённые социальные маски, типажи. Его упрекали в том, что у него неполные, схематичные персонажи. Сам Маяковский объясняет свой замысел так: он показывает не живых людей, а оживлённые тенденции, поэтому преобладает эксцентрика, гротескная форма (традиция политического, плакатного театра). Фантастические моменты (попытка заглянуть в будущее). «Клоп»: осмеяние приспособленчества. Присыпкин — предельно окарикатуренный персонаж («бывший партиец, ныне жених») — устав от обещаний, убегает из общежития и требует «всего». Язык — сплошные штампы и канцеляризмы. «Сочетаюсь законным браком с поверженным капиталом». «Я хочу жениться не как при старым режимом, а организованно». Через 50 лет пороков (пьянства, сквернословия, лени и т.п.) уже не должно существовать, но Клоп живуч. «Баня» — обращение к теме бюрократии, мешающей прогрессу. Делегатка будущего — женщина из третьего тысячелетия.

В середине 1920х годов заметен поворот к психологической драме. Пьесы М. Булгакова, комедии Н. Эрдмана следует рассматривать именно в этом ключе.

М. Булгаков. «Зойкина квартира» (1926). Образы бывших выглядят не столь карикатура. Объёмные, многомерные, психологически наполненные образы. Пьеса была поставлена в театре Евгения Вахтангова, шла два года, потом в ней увидели сочувствие к бывшим и сняли. На репетициях Булгаков настаивал на уходе от вульгарно-карикатурного тона в изображении бывших. Бесперспективность советской России. Драматическая подсветка: у героев нет будущего. Даже образ Аметистова имеет положительные моменты. Параллели, которые затем реализуются в «Мастере и Маргарите»: смокинг и жёлтые ботинки, двое персонажей в конце пьесы. Люди, потерявшие опору в новой жизни.

«Багровый остров» (1927). Биомеханика Вс. Мейерхольда. Пьеса стала пародией на псевдореволюционную, макулатурную литературу, а с другой стороны — чётко представляет абсурдную ситуацию.

Н. Эрдман. Тоже представляет маленького человека, вовлечённого в большую историю и все издержки новой исторической ситуации и жизни.

Комедия «Мандат». Главный герой — Павлуша Гулячкин. Понимает, что не проживёт без «охранной грамоты», изобретает поддельный мандат, что он чекист, коммунист. Настя Пупкина выдаёт себя за великую княжну и т.п. Бытовые проблемы, которые за официальной жизнью не замечаются.

«Самоубийца» — тоже бытовые проблемы. Карикатурные формы. Главный герой решает повеситься — это начало. Появляется персонаж Гран-Скубик: нельзя вешаться неорганизованно. Пытаются придумать лозунг, чтобы стреляться. Нужны «идеологические» покойники. В итоге застрелился Федя Петульников.

Власть поток сатирических пьес насторожил. Привело это к теории бесконфликтности. На следующее десятилетие сатира прекращает повествование.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Крестьянская поэзия | Ранний период (1914-1917 годы)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.