Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своеобразие художественного метода М. Булгакова

Фантастическое проявляется в обыденном, органически входит в ткань повествования, и сращение фантастики и обыденности позволяет Булгакову отобразить вывернутую жизнь после революции, высветить абсурдные ситуации. Булгаков соединяет высокое и низкое, трагическое и смешное, смысл с бессмыслицей — всё это говорит об абсурде мира, в котором пребывают герои Булгакова, позволяет подчёркнуть деформацию норм, отношений.

«Дьяволиада» заявляет мотив, который будет развиваться на протяжении всего творчества писателя — мотив действительности, которая бредит.

Его реализм иногда называют «странным» реализмом: это определение («странный») часто встречается в текстах Булгакова, это же слово подчёркивает некое отклонение от норм. Мир фантасмагорий Булгаков передаёт сквозь призму алогизма: показывает закономерности странного. Обращаясь к мистике, к фантасмагории, он обращается к традициям Гоголя и Гофмана. Мистически реализуя эту странность, Булгаков показывает глубинный смысл сюжетов.

Фельетоны «Мёртвые ходят», «Охотники за черепами», «Пьяный паровоз», «Самогонное озеро», «Спиритический сеанс», «Говорящая собака». Начинает появляться дьявольский знак, насмешка, дьяволиада во всём творческом контексте Булгакова. Мир Булгакова всегда отмечен дьявольским знаком, и этот знак может быть страшным (соседствует с комическим: Шаляпин, Мефистофель, «точу ножи» и «починяю примусы»). В.В. Химич: «печать инфернальных знаков всемогущего зла на земле». Представляя вывихнутую реальность, Булгаков показывает два полюса: фантастический и реальный (Кальсонер, Швондер, Аллилуйя, Рокк). Бесовщина принадлежит к обоим мирам.

Соединением реального и фантастического отмечен и булгаковский историзм. Начинают звучать апокалипсические мотивы. Взгляд на современную историю — это взгляд на события как на события хаоса, в который вовлечены все персонажи, это чертовщина, конец света. Тьма и свет очень часто встречаются в его пьесах. Тьма — в конце последних снов «Бега», в Зойкиной квартире. История, впереди которой движется смерть.

Грани комического и драматического, их соотношения неуловимы.

Отсюда — сны-кошмары, сны-наваждения, сны, которые иногда высвещают реальность.

Отсюда — фельетонное начало.

И.П. Золотусский: «Мастер и Маргарита» — не роман, а большой фельетон.

Персиков — 3 «прародителя»: Ленин (дата рождения, внешность), Северцев, Абрикосов (учёные). Пародийно воспроизведены события Гражданской войны: Деникинские добровольческие армии, санитарный кордон, куриный мор, Голком.

Частично фабула «Собачьего сердца» заимствована у Г. Уэллса.

 

3. Романистика («Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита»)

«Белая гвардия». Само понятие относится не к деникинской армии, а к тем традициям, которые ещё позволяют говорить о духовных ценностях, представленных в семье Турбиных, и тем, что ломаются.

Мотив исторической обречённости. Эпиграфы: (1) из «Капитанской дочки» («Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло. — Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!») — высший знак смещения устойчивых этических, моральных канонов, тема смуты — и (2) из Апокалипсиса («И судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими») — усиление темы трагического распада, крушения старого мира, к которому принадлежат Турбины. Революция как начало Страшного суда, отсюда и жажда некой высшей справедливости, торжества праведников, острое ощущение конца истории. Каждый делает свой выбор, выбор совести в борьбе добра и зла.Ощущение начала и конца — с первых строк (торжественный тон): «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс».

Начало революции сопоставляются с Рождеством как с основополагающим событием: новый временной отсчёт. Но у булгаковских героев нет возможности вести этот отсчёт.

Через весь роман проходят два противоречивых мотива, антитеза Христа и смуты. Г.А. Лесскис: противоречие поэме Блока.

И герои Булгакова пытаются противостоять историческим событиям, поэтому важно нарядить ёлку…

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ранний период | Особенности литературного дарования. Своеобразие художественного метода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.