Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности литературного дарования. Своеобразие художественного метода

Творчество Алексея Николаевича Толстого

(1882-1945)

 

1) Особенности литературного дарования. Своеобразие художественного метода;

2) Творчество 1920х годов:

а) эмиграционный период;

б) советский период;

3) Роман-эпопея «Хождение по мукам». Оценка критикой;

4) 1930е годы в творчестве А.Н. Толстого. Литературная и общественная деятельность.

 

В. Брюсов: Толстой — это «не только знание народного быта, но скорее какое-то бессознательное проникновение в стихию русского духа».

М. Горький сразу увидел в Толстом писателя несомненно крупного, сильного.

И. Бунин в 1949 году вспоминал, что Толстой был наделён немалым и очень зорким умом, владел богатым русским языком, всё русское знал и чувствовал, как очень немногие, а его «писания» всегда отличались какой-то особой свободой, непринуждённостью.

С детства он впитывает атмосферу любви, тепла, и это отношение замечают и в его ранних, и в эмигрантских произведениях Толстого.

Детство прошло в доме отчима Бострома. Мать хотела, чтобы сын был крупным писателем. Но поступает в Петербургский технологический институт (не было дворянства à не получил гимназического образования).

Оказавшись в Петербурге, Толстой окунается в литературно-богемную жизнь Серебряного века (это видно уже и в начале «Хождения по мукам»). Увлечение и фольклором, и утончённой поэзией XIX века, и в то же время эстетика модернизма тоже наложила отпечаток на литературный талант Толстого. Он начинает писать декадентские стихи, потом преодолевает это (в «Хождении по мукам» в поэте Бессонов видят черты А. Блока. Даша, начитавшись стихов Бессонова, чувствует, будто выпила какой-то отравы).

Даже во время революции и Гражданской войны Толстой работал очень упорно. Отплывая на пароходе, во время паники, он не отрываясь печатал. Несмотря на внешнюю барственность, был очень работоспособным. Не обнаруживал своих мыслей, не откровенничал (это скорее уже после эмиграции, вернувшись в Россию).

Переболев декадентством, пишет: «К мистикам причислять себя не могу, к реалистам — не хочу».

1915-1917 годы — посещает литературный кружок А.М. Ремизова, пытается найти себя. Чувствуется и увлечение реализмом, особенно в сатирических изображениях (развитие традиции Салтыкова-Щедрина и Гоголя).

Обращается и к драме. Дооктябрьские пьесы: «Касатка», «Лентяй» и др.

Прекрасно владеет различными родовыми и жанровыми формами: стихотворение, лирическая миниатюра, сказка, рассказ, автобиографическая повесть. После революции к этому списку прибавляется научно-фантастический и исторический роман, исторические драмы, комедии и трагедии.

Толстой был и прекрасным журналистом. Во время войны журналистом «Русских ведомостей» выезжает на фронт. «Поволынье» — журналистские очерки.

 

2. Творчество 1920х годов:

а) эмиграционный период

Эмигрирует в 1918 году, и впоследствии Гражданскую войну изображает иначе, чем современники, оставшиеся в России. Уходит от излишней жестокости (как у Лидии Сейфулиной, Исаака Бабеля, Михаила Шолохова и др.), натурализма, исследует войну на психологическом уровне.

После 1917 года предпочитает создавать хронологические циклы: важно подчеркнуть хронологическое единство. «Наваждение (рассказы 1917-1918 годов)», «Чёрная пятница» (вышел в эмиграции, рассказы 1923-1924 годов), «Через поле Российское» (1925-1926). Толстому важно объединить хронологически рассказы, поскольку это объединением творческой концепцией писателя: психология эпохи, расколотость национального сознания, ощущение исторического хаоса, осмысление революции, Гражданской войны.

В результате Толстой оказывается в эмиграции, где находится с 1918 по 1923 год. Уехал, опасаясь за семью (Наталья Кандиевская, сын Никита). В эмиграции держался достаточно обособленно, сатирический появляется взгляд на эмиграционную действительность. Начинает роман «Сёстры», который, по мнению многих исследователей, вырос в первую часть трилогии «Хождение по мукам». Первый (этот) вариант — ощущение катастрофы, потерянности родины, хотя тема эмиграции ещё не звучит в этот части, есть предощущение катастрофы. После возвращения — редактирует. Другая тональность.

Его всё больше занимают тайны человеческой души, жизни, поведения человека. Сборник «Лунная сырость», в нём — повесть «Граф Калиостро» (пытается ответить на вопрос, что же это такое). Вообще в эмиграции его интересует душа человека авантюрного. «Похождения Невзорова, или Ибикус» — уже отрицательно показанный авантюрист. Вместе с авантюрным пониманием жизни — атмосфера любви. «Детство Никиты»: сквозная тема творчества — тема родины; детство как самый светлый период жизни человека. Главный герой — Никита Рощин (повесть посвящена сыну Никите). Попытка представить рай, мир счастья, любви, гармонии, гармоничного бытия. Образ отца списан с отчима Бострома, образ матери тоже автобиографичен. Если сравнивать «Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого, «Детство Тёмы» Гарина-Михайловского и «Детство» Горького с «Детством Никиты» А. Толстого, то у предшественников детство представляется временем борьбы, преодоления трудностей. У А. Толстого — светлые краски, настроения, господство белого, золотого, солнечного, небесного цветов. Отъезд из дома родителей у А. Толстого воспринимается как начало крушения.

Мотив любви проявится в «Хождении по мукам»: любовь героев поможет им преодолеть все трудности.

 

б) советский период

Когда Толстой принимает решение вернуться в Советскую Россию, он резко порывает с эмиграцией и пишет письмо советскому правительству («Открытое письмо Чайкину»): не мыслит своей судьбы без родины, человек в эмиграции меняется в худшую сторону. Эмигрантами воспринимается как предательство.

В России он воспринимается как эмигрант, буржуазный писатель. Толстой не знает советской действительности, ему надо заново включаться в литературный процесс советской эпохи. Ему надо изучать человека, рождённого в новых обстоятельствах.

Отсюда обращение к фантастике: «Аэлита» (начал писать в эмиграции, закончил на родине), «Гиперболоид инженера Гарина» (ещё жёстче). Попытка запечатлеть нового советского человека, искренне верящего в торжество революции (образ Гусева). В романе «Аэлита» — не просто противоборство двух миров, здесь звучит и оценка Германии начала 1920х годов (Вадим Баранов). Проекция на фашизм.

«Несколько слов перед отъездом» (статья 1923го года): критика фашизма.

«Аэлита», несмотря на свою внешнюю облегчённость, глубоко проблемна. «Гиперболоид инженера Гарина» — уже технологические подробности, от которых он уходит в «Аэлите».

Теперь ведущая тема Толстого — человек и родина. Эта тема обыгрывалась и в эмиграции, начиная с романа «Сёстры» (первое название — «Сквозь пыль и дым»). Вообще эта тема затрагивается Толстым уже с 1914 года.

«Чёрное золото» (второе название романа «Эмигранты»): выброшенность духовного пласта. «На острове Халки», «Рукопись, найденная под кроватью».

 

3. Роман-эпопея «Хождение по мукам». Оценка критикой

Укрепляется в мысли о том, что человек вне родины существовать не может.

Отсюда — возвращение к замыслу «Хождение по мукам», которое постепенно перерастают в эпопею.

Части трилогии: «Сёстры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро». Закончил 22 июня 1941 года, как он писал. Хронологические рамки событий — 1914-1920 годы. Основная тема — судьба России, народа, революции и интеллигенции. «Это потерянная и вновь обретённая родина» (так он сам объяснял замысел произведения).

В образе сестёр Булавиных угадываются черты сестёр Кандиевских: Натальи и Надежды Васильевны. С возвращением на родину усиливается противоречие, предощущение катастрофы.

С одной стороны, это эпопея. Другие главы à появляются и одобрительные отзывы в советской критике (поначалу — отрицательные).

И.А. Бунин, Д.С. Мережковский и др.: роман безобразен, возмутителен, Толстой, конечно же, талантлив, но при этом его талант вызывает возмущение. Обвиняли в отсутствии объективизма при наличии авантюрного духа. С.И. Кормилов. «"Хождение по мукам" Толстого: взгляд из сегодняшнего дня» («Русская словесность», 1997, №6): настолько всё легко у Толстого складывается, что случайностей слишком много. Изначально Катя и Рощин должны погибнуть, но любовь их спасает. Болезненное чувство любви-ненависти к своей родине. В первой книге — личностный мир героев. Описывает обстановку гибельной вакханалии литературной, театральной богемы, разнузданности Петербурга 1914 года. Адвокат Смоковников — муж Кати. Многие считают, что это карикатура на Керенского. Но он скорее не отрицательный образ, он превращается самим образом жизни в сытого, разглагольствующего обывателя. В изображении дома Смоковниковых критика усматривает параллели с философскими спорами в «башне» Иванова, Розанова и Мережковского.

Два знаковых эпизода. (1) Бессонов уходит на фронт, его убьют дезертиры. (2) Смоковникова растерзает озверевшая толпа, после чего Катя попробует покончить жизнь самоубийством.

Катя — рафинированная интеллигентка. Даша приехала недавно, учится на юридических курсах, осуждает Катю за любовника, не понимает, что это норма петербургской жизни. Катя трепетно относится к сестре, идёт навстречу, рвёт с любовником, после чего в доме наступает хаос. Рощин появляется пока эпизодически. Иван Ильич Телегин работает на Путиловском заводе.

Эпиграф к первой книге: «О, Русская земля!» («Слово о полку Игореве»): распад государства, национальное разъединение, крушение национальной идеи, мысль о конце великой России.

Вторая книга привносит эпические черты в повествование. Само название обращает нас к Гражданской войне. Эпиграф: «В трёх водах топлен, в трёх краях купана, в трёх щелоках варена. Чище мы чистого» (из народной сказки): трагизм времени, он в тех испытаниях, которые выпали на долю героев и на судьбу народа. Мотив потерянной родины и выстраданной родины. Толстой очень жесток по отношению к героям: разъединяет их, и каждый в одиночку проходит свой путь. Здесь — сближение Кати с Рощиным, решение Рощина присоединиться к белым. Ссора с Катей — Рощин уходит. Катя оказывается в банде Махно, её спасает Красилин. Даша с Телегиным тоже расстаются. Расстаются, потому что Телегин уходит к красным.

Приём авантюрного хождения героев позволяет понять, что происходит в России.

Третья книга. Заканчивается Гражданская война, нужен переход к мирной жизни. Эпиграф — «Жить победителями или умереть со славой» (Святослав). Герои уже делают осознанный выбор, они теперь думают и о судьбе России, народа, не только о себе. Образы людей из народа: Иван Гарак, Агриппина.

 


[1] Серия плакатов, созданная в 1919-1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты.

[2] Знаменитая участница стахановского движения в годы первых пятилеток, бригадир тракторной бригады МТС, ударница, Дважды Герой Социалистического Труда. В 1933 году она организовала женскую тракторную бригаду в этой МТС и возглавила её. Одна из первых женщин-трактористов. За перевыполнение плана была сделана символом технически образованной советской работницы. В 1938 году прославилась лозунгом «Сто тысяч подруг — на трактор!».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Своеобразие художественного метода М. Булгакова | Логические Функции. Алгебра логики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.