Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонематическая, лексическая, грамматическая стороны речи

Особенности чтения у младшего школьного возраста.

Сначала дети плохо читают – путают некоторые буквы, упрощают слова, не произносят отдельные звуки. Поэтому нужен звуковой анализ слова, причем важно правильно произносить звуки – м, а, н, а не ме или эм. Кроме того, дети плохо понимают содержание читаемого. Это объясняется малым запасом слов, неумением выделять главную мысль. Поэтому для понимающего чтения нужно:

· обогащать словарь, например, работать со словарем синонимов и антонимов;

· учить составлять план прочитанного;

· учить давать полные и развернутые ответы на вопросы;

· учить не повторяться в рассказе;

· учить выразительно читать вслух, со знаками препинания, эмоционально, плавно. Как бы нараспев, с усилительными словами;

· сначала учитель читает, потом ученик.

При обучении чтению сначала обязателен этап громкого чтения. К молчаливому чтению можно перейти, когда ребенок уже читает пословно, и у него уже есть опережающее зрительное восприятие – пока дочитывает слово, уже смотрит на следующее.

Фонематическая сторона.

Практически все первоклассники владеют всеми фонемами, то есть звуками речи, поэтому теперь нужно научить анализировать звуки, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. Например, во время игры ребенок легко рифмует слова, непосредственно улавливая общее в их окончаниях, но затрудняются по специальному заданию подобрать слова, начинающиеся или оканчивающиеся общим звуком.

Грамматическая сторона.

Ребенок приходит в школу, практически владея грамматическим строем родного языка, то есть он склоняет, спрягает, связывает слова в предложении. При изучении грамматики слово выступает как определенная часть речи. Развитию грамматической стороны способствует письменная речь. Если не изменять слова в предложении по правилам грамматики, ничего не будет понятно. Например, детям давали слово «книга» и спрашивали, о чем оно, затем меняли на «книги» и спрашивали, в чем разница, что в словах передает эту разницу.

Лексическая сторона.

Овладение значением слов. Эта сторона зависит не только от количества запоминаемых слов, но и от возможностей широко пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов, уметь выбрать наиболее подходящее в данной ситуации, догадаться о значении нового слова. Специально организованная на развитие этой стороны речи работа приводит к тому, что, например, слово «пошли» дети могут заменить на более точные слова – «направились», «двинулись». Слово «отчеканил» в классе, где работа над лексической стороной речи не проводилась, смогли объяснить, но в изложении не использовали, а там, где работа проводилась, использовали. В итоге развития всех сторон речи ребенок должен понять:

1. коммуникативную функцию языка

2. научиться планировать с помощью речи

3. предвидеть реакции участников общения

4. контролировать свою речевую деятельность

5. высказывать замысел языковыми средствами и пр.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды речевой деятельности | Развитие речи у младших школьников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.