КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды речевой деятельности
Особенности развития речи в младшем школьном возрасте. Виды речевой деятельности. Функции речи. Отличия языка от речи. План. «Пока не найдешь слова, не выразишь мысль» – Л.С. Выготский. Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Изучением речи занимается психология! 1. речь без усвоения языка невозможна; 2. речь индивидуально своеобразна – в речи выражается психология отдельно взятого человека; 3. в речи слова имеют не только значение (общее для всех), но и смысл (индивидуальное значение, то, что данный конкретный человек вкладывает в это слово). Язык – система условных знаков, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющее для людей определенное значение и смысл. Изучением языка занимается лингвистика! 1. язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека; 2. язык един для всех людей, которые им пользуются. Он отражает психологию народа; 3. значение слов в языке одинаково и разъяснено в словарях. Функции речи: 1. передача информации 2. без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений и передать что-то последующим поколениям 3. с помощью речи человек управляет своим поведением и чужим поведением - это регулятивная функция. Например, в сложных жизненных ситуациях человек начинает себя убеждать, успокаивать, речь помогает ему принять решение, искать выход. 4. речь является средством мышления. Нет речи – нет возможности думать. Исследования показали, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок, то есть голосовой аппарат, речевой аппарат участвует в решении умственных задач про себя 5. экспрессивная функция – передача эмоций. Примеры:
Письменная речь более развернута, чем устная, так как она предполагает отсутствие «обратной связи» с собеседником. Письменная форма должна быть максимально понятна для других, ведь внести дополнения и пояснения «по ходу» будет уже нельзя. Поэтому необходимо предварительно обдумывать, разворачивать мысль, уточнять, совершенствовать. Письменная речь также относится больше к произвольной, активной речи. Письменная речь – это не просто перевод устной речи в письменные знаки. Это доказывается, например, тем, что развитие письменной речи зависит не только от уровня развития устной, хотя она, конечно, является важным условием. Например, если в устной речи нет определенного запаса слов, то человек и в письменной речи не сможет эти слова использовать. И все же бывают ситуации, когда при хорошо развитой устной речи письменная речь достаточно слабая. Устная речь, как и письменная, может ориентироваться на коллективного слушателя. Говорящий должен приспособить и интонацию, и силу голоса, и словарь. Иногда учитель повторяет ответы ученика, являясь как бы проводником его высказывания детям. Это плохо, так как у ребенка нет необходимости ориентировать свою речь на слушателя, а слушателям не надо быть внимательным, потому что потом все важное повторит учитель. Устная речь бывает ситуативная и контекстная. Ситуативная – общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов. Это вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новым; ответы на вопросы, требования. Ситуативная речь вполне ясна собеседнику, но обычно непонятна постороннему человеку, не знающему ситуации. Чаще всего в таких ситуациях выпадает подлежащее, которое заменяется на местоимение «он», «она», наречия типа «там». Например, люди обсуждают поездку. Через 3 дня встречаются и спрашивают: «ну едем?» всем, кто не в курсе ситуации, непонятно, о чем речь. У детей именно такая речь. Пример: Постепенно она переходит в контекстную. Контестная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Например, пересказ книг, рассказ об интересном факте не будут понятны без вразумительного изложения. Внешняя речь – речь для других, речь, направленная на других людей. Внутренняя речь – «для себя». Это может быть речь не про себя, а вслух, но главное, что она адресована самому себе, а не другому человеку. Внутренняя речь характеризуется отрывочностью, сокращенностью, фрагментарностью. Подлежащее во внутренней речи обычно отсутствует. Во внутренней речи преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. О роли внутренней речи говорят следующие эксперименты: в процессе чтения текста или решения математической задачи людям предлагали одновременно вслух читать стихи или произносить простые слоги, в этом случае решение задачи, понимание смысла текста, затрудняется. Если эксперимент проводится с младшими школьниками, то у них даже зажимание языка между зубами вызывает затруднения в чтении. Переходным этапом от речи внешней к внутренней является эгоцентрическая речь. Она встречается и у взрослых, например, когда он решает сложную задачу и начинает проговаривать вслух варианты решения или условия, но чаще она встречается у дошкольников. Она нужна, чтобы ребенок смог сосредоточиться, она сохраняет внимание на деятельности, помогает самому отслеживать, добился ли результата при решении самых разных задач. Пример: Постепенно эгоцентрические высказывания ребенка начинают играть функцию планирования, то есть ребенок в начале деятельности говорит сам себе, что он будет делать, как, что сначала, что потом. Потом планирование становится внутренним и эгоцентрическая речь исчезает. Монологическая речь – требует сложной структурной организации и предварительного планирования. Диалогическая речь обычно не требует планирования. Это речь – реакция на вопросы и реплики собеседника. У взрослых диалог строится с учетом позиции партнера, ребенок этого не умеет и обязательно этому нужно учить. Активная – произвольная, развернутая, спланированная речь. Реактивная – непроизвольная, сжатая. Пример:
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |