Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим типичные социально-психологические черты осужденного




Роли, выполняемые преступником в местах лишения свободы, вытекают из требований режима, трудовой деятельности, регламентируются законодательством, определяются статусом осужденного в иерархической структуре среды.

1. Прежде всего, остановимся на его положении в официальной и неофициальной структуре. Так, в официальной структуре он может быть завхозом, бригадиром, членом самодеятельной организации, в неофициальной – «авторитетом», «паханом», «вором», «смотрящим», «мужиком», «фраером», «опущенным» или «обиженным».

2. Социально-психологические особенности осужденных отражаются на их внешнем виде, в жестах и позах. Любая форма (а для осужденного это чаще всего зимой фуфайка, сапоги, шапка, летом – черная куртка и брюки) унифицирует человека, заставляет менее ощущать себя личностью и создает такой же эффект со стороны окружающих. Позы и жесты, мимика и пантомимика осужденных делают информацию об их характерологических свойствах, привычках, состояниях намерения и социальном статусе.

3. Следует принимать во внимание, что поведение осужденных в большой мере, чем у законопослушных граждан, зависит от обычаев и традиций, которые складываются в их среде. Под влиянием среды у осужденных формируется похожесть манер поведения, обращения друг с другом и администрацией, типичность жестов, поз и речи.

Обусловленность поведения от поведения окружающих похожа на зависимую конформность, когда осужденный вынужден поступать так же, как другие, в противном случае он будет подвергнут осуждению и отчуждению.

4. В связи с осуждением у человека происходит перестройка социальных функций и ролей, в частности, он освобождается от семейных функций, функций контроля своего бюджета, времени. Это приводит к изменению требований к себе как личности, к собственным психологическим качествам. У него снижается контроль за своим поведением, повышается импульсивность и неуравновешенность, усиливается проявление отрицательных черт темперамента, ослабляются тормозные функции воли.

5. Социально-психологические особенности личности осужденного проявляются и после освобождения, в частности, в следующем: ценностно-нормативные ориентации осужденных противоречат принятым; многие осужденные занимают выжидательную позицию; у них снижается активность вследствие попыток сохранить нейтралитет; появляются агрессия и озлобление в борьбе за влияние в ИУ, ослабляется или разрушается механизм адаптации, происходит патологические изменения личности.

Существуют два подхода к изучению механизма социально-психологической деятельности личности осужденного: социально-типологический и социально-ролевой.

В первом случае анализируются социальная позиция личности, соответствующей ей социальные нормы, их восприятие и исполнение.

Акцент делается на социальной обусловленности поведения личности как объекта социальных влияний. Социально-типологический подход позволяет понять, какую личность формируют обстоятельства, к каким социальным позициям и ролям она готова, как в соответствующих условиях преодолевать препятствия и разрешать конфликты.

Во втором случае личность рассматривается как активный деятель, субъект общественных отношений.

Социально-ролевой подход позволяет увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенны, поскольку налагают на личность обязанности, противоречащие праву, и она может выполнить их ценой правонарушения. При этом личность исключается из сферы действия необходимых для нее положительных влияний.


ЛЕКЦИЯ 3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.