Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие ощущений




Зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудовой деятельностью к работе органов чувств. Например, живопись предъявляет требования к ощущениям пропорций и цвета. Та же самая ситуация у музыкантов с определением звуков по высоте. В целом, чувствительность к ощущениям – это потенциальное свойство человека. Его реализация зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые прилагает человек к их развитию.

!! Лучше всего человек воспринимает информацию, когда она воздействует на несколько органов чувств сразу, поэтому при подготовке к занятию или уроку нужно проанализировать, как обратиться не только к слуху ребенка, но и к зрению (картинки, видеоматериал), а также к осязанию (что можно дать в руки, с чем можно самому ребенку действовать). Иногда возможно обращение к вкусовым ощущениям и к обонянию.

Восприятие.

В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах предметов: например, о

 

Но в реальной жизни мы видим не просто пятна света, ощущаем запах не сам по себе: мы видим свет солнца или лампы, чувствуем запах цветка. Если мы не можем сразу определить источник ощущений, то мы начинаем его искать, испытываем дискомфорт. То есть восприятие дает целостный образ предмета, обладающего рядом свойств. А отдельные свойства дают нам ощущения.

Восприятие – отражение предметов и явлений, ситуаций в совокупности их свойств, при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие строится на базе ощущений, но не сводится к сумме ощущений (например, мы воспринимаем книгу, а не просто ощущения цвета плюс формы плюс размера – только все вместе, целостно воспринимается как книга).

Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. В основе восприятия – комплексная деятельность системы анализаторов. То есть любой предмет выступает как комплексный раздражитель.

Свойства восприятия:

1. Избирательность – воспринимается не все, что «бросается в глаза», а вычленяется важное и интересное для конкретного человека. Всегда есть то, что в центре восприятия, то, что наиболее интересно на данный момент – это объект восприятия, все остальное – фон. Объект и фон могут меняться местами. Пример:

2. Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде отдельных ощущений, а в виде конкретных предметов.

3. Константность (постоянство) – способность воспринимать предметы относительно постоянными по цвету, форме, величине независимо от меняющихся физических условий восприятия. Например, человек удаляется от нас и наше зрение показывает, что он стал маленьким, но мы при этом не считаем, что его рост стал меньше, мы продолжаем воспринимать его как высокого.

4. Целостность – образ не дан в полностью готовом виде, а мысленно достраивается до целого.

5. Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы стараемся отнести к определенному классу, обозначаем словом. Пример:

6. Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, от прошлого опыта, интересов и отношения человека к тому, что он воспринимает. Пример: два человека читают одну и ту же книгу, но восприятие ее у них может быть совершенно различным.

Все эти свойства с рождения человеку не присущи – они формируются при жизни!

Иллюзии восприятия.

Об иллюзиях восприятия знают художники, дизайнеры – они их используют в своей работе. Например, если на девушке платье в вертикальную полоску, она кажется выше, если в горизонтальную – ниже и толще. Светлые предметы кажутся больше черных. Если съесть кусочек лимона и запить подслащенным чаем, первый глоток покажется очень сладким.

Восприятие сложных изображений.

Сначала выделяются наиболее информативные точки, на основе которых информация соотносится с памятью, то есть с прошлым опытом и достраивается образ. Например, анализ записей движений глаз при рассматривании фото или портрета показал, что больше всего внимания обращают на глаза, губы и нос, так как это наиболее выразительные и подвижные элементы лица, по которым можно судить о психологических особенностях человека, его настроении и т.д.

Законы восприятия.

1. Восприятие связано с работой мышц, с разного рода движениями, несущими информацию об объекте. Например, когда мы рассматриваем неподвижный объект, зрительные оси, которые связывают центр сетчатки с объектом, можно сравнить с двумя щупальцами, способными то вытягиваться, то сокращаться и как бы ощупывать объект наподобие того, как это делает рука при ощупывании. Когда объект движется, мышцы тоже движутся и повторяют, например, направление движения.

2. Чтобы восприятие было правильным, нужны постоянные упражнения и приток информации в ЦНС. Например, в эксперименте людей погружали в сосуд с водой температуры тела. На пальцы одевали металлические пластины, чтобы не было кожных ощущений, убирали все звуки, полная темнота. Через некоторое время у испытуемого отмечались изменения восприятия: галлюцинации, нарушение восприятия времени, утрата ориентации в пространстве, неправильно воспринимали формы предметов.

3. Относительная устойчивость уже сформировавшихся образов. Эксперимент: людям с нормальным зрением предлагалось некоторое время носить очки, искажающие формы и расположение предметов. Если сначала человек действительно все видит в искаженном варианте, то постепенно он научается не замечать, корректировать искажения, и человек начинает видеть вещи как обычно. Постепенно человек вообще перестает замечать очки. Но когда он очки снимает. Он некоторое время видит все в искаженном варианте.

Речь.

Вопросы активизации:

1. Каким образом речь организует мышление человека, как она регулирует работу всех познавательных процессов человека?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.