КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 1. Теоретические основы обучения глухих детей языку
План. 1. Система обучения как объект познания. 2. Методологическая база коммуникативной системы обучения языку глухих детей. 3. Лингвистическое обоснование коммуникативной системы. Структурный и субстратный уровни коммуникативной системы.
1.Система обучения как объект познания. Вторая половина XX в. стала эпохой становления коммуникативной системы обучения глухих детей. На разработку ее и внедрение были направлены крупные научные силы и поиски педагогов-энтузиастов. Основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков. Объединив усилия нескольких групп ученых и педагогических коллективов многих школ, он последовательно, на протяжении почти четверти века, разрабатывал различные аспекты одной из самых сложных проблем дефектологии — проблемы обучения глухих детей языку. Сложившаяся на сегодняшний день целостная, научно обоснованная система обучения языку не является догматическим сводом методических правил, она отличается гибкостью, подвижностью, открытостью для новых поисков и результатов. Ее развитие, обусловленное изменением требований со стороны общества и государства к школе, условий материальной и культурной жизни, новыми достижениями смежных наук, а также техники и медицины, характеризуется тем, что при сохранении своей главной направленности, центральной идеи она постоянно обогащается новыми аспектами, решает все более сложные педагогические задачи. При этом уточняются и конкретизируются, находят реальное методическое воплощение отдельные, ранее выдвинутые положения коммуникативной системы, используются новые методы, приводится в соответствие с современными общенаучными понятиями и категориями формулировка основных принципов системы, унифицируется используемая терминология. Теоретическую базу существующей системы обучения глухих детей языку составляет разработанная за несколько десятилетий лингводидактическая концепция, которая представляет собой совокупность научных взглядов по аспектам: сущность системы (в отличие от метода, от подхода, от пути), специфика языка, процесс речевого развития в норме и патологии, взаимосвязь языка, процесс речевого развития в норме и патологии, взаимосвязь языка и мышления, механизмы компенсаторного развития, принципы отбора языкового материала для специального изучения, соотношение форм речи для достижения тех или иных целей в обучении языку, целесообразность применения конкретных методов и приемов, пути дальнейшего совершенствования сурдопедагогической теории и практики. Любая из существовавших в прошлом сурдопедагогических систем, а не только утвердившаяся на сегодня коммуникативная вполне может быть проанализирована с учетом указанных уровней организации системы, поскольку каждую из них характеризуют и положенная в основу философская концепция, и общенаучные взгляды на язык, на природу глухонемоты, и педагогические идеи, распространенные в ту или иную эпоху. В каждой системе обучения можно выделить определенные звенья, направления, что и составляет структуру. Наконец, представители каждой из известных сурдопедагогике систем стремились обобщить свои идеи в виде общих требований, принципов, положений и обозначить конституирующие всю систему понятия. 2.Методологическая база коммуникативной системы обучения языку глухих детей. Сурдопедагогам особенно необходимо понять, что язык функционирует в различных материальных (физических) субстанциях: звуковой, графической, двигательной. Следовательно, работать с языком можно так же, как с любым материальным объектом. Современная лингвистическая философия, или философский лингвистицизм, выступает за абсолютизацию языка, за мистическое отношение к слову, утверждая, что наше познание мира ограничено возможностями языка, являющегося даром сверхъестественной силы, что все мы находимся «в плену у языка», т.е. преувеличивает роль языка. Действительность на самом деле не есть только то, что выражено в языке. Через язык мы можем в той или иной степени познать природу, но природа не зависит от языка. Роль языка в этом познании как способа абстрагирования, переведения непосредственных ощущений от внешнего мира в систему знаков безусловно велика. С усвоением языка развивается словесно-логическое мышление, базой которого являются языковые значения, понятия и логические операции. Как отмечает А.Н. Леонтьев, «в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Через словесные значения осуществляется внутренняя умственная деятельность в плане сознания». С помощью языка содержание мысли индивида доводится до окружающих, становится доступным «для других» и «лишь тем самым для меня самого». Язык возник как средство общения, он нужен в первую очередь для других. Значит, и усваивается он также вначале «для других», а затем — «для себя». Это его свойство подчеркивали неоднократно и Л.С. Выготский, и С.А. Зыков. Из этого следует, что язык не изучается впрок, а сразу же служит способом установления контактов с другими людьми. С помощью языка осуществляется сотрудничество сознаний. Поэтому без языка «нет ни сознания, ни самосознания». Положения о том, что язык является важнейшим средством человеческого общения, что возник он, благодаря потребности людей что-то сказать друг другу в процессе коллективного труда, стали уже аксиоматическими; созидающая сила языка в развитии общественного сознания общепризнанна. Известный русский психолог А.Н. Леонтьев писал: «Язык — это то, в чем обобщается и передается отдельным людям опыт общественно-исторической практики человечества; это, следовательно, также средство общения, условие присвоения в их сознании»1. В этом определении языка четко обозначены две основные функции — коммуникативная и познавательная. Последняя связана со способностью обобщения и фиксации знаний в знаковой системе, которая и образует форму языкового сознания. В языке выделяется еще одна важная функция языка — воздействия. Эта функция проявляется в словесной регуляции поведения, реализует воспитательную роль языка в человеческом коллективе. Положения современной философии о языке, сознании, общении образуют ядро концептуальной основы существующей коммуникативной системы обучения глухих детей языку. Этими положениями определяются основные методологические ориентиры принятой постановки работы по языку с глухими. Путь обучения языку, построенный на формировании словесной коммуникации, оказывается наиболее оптимальным и приемлемым не только для речевого развития детей с недостатками слуха, но и для воспитания всех их личностных свойств и качеств. 3.Лингвистическое обоснование коммуникативной системы. Структурный и субстратный уровни коммуникативной системы. В целях использования достижений лингвистики для теоретического обоснования коммуникативной системы важно понять прежде всего правильность утверждения, разделяемого многими теоретиками языкознания и методистами, что без прочной лингвистической базы не может быть научно обоснованной методики обучения языку. Проследив общие тенденции в развитии многочисленных лингвистических учений, можно отметить то наиболее характерное, чем можно воспользоваться сурдопедагогике: 1) усиление внимания к семантическому и синтаксическому аспектам языка; 2) углубление представлений о целостности и системности языка; 3) стремление выйти за пределы изучения языка как стандарта, как результативного образования и рассматривать его в действии, в режиме употребления как речевую деятельность, с учетом коммуникативной ситуации и других лингвистических факторов; 4) определение в качестве центральной единицы лингвистического анализа структуры предложения, которое составляет верхнюю границу языка и соотносится с процессами коммуникации и мышления; 5) признание в науке о языке примата синтаксиса перед морфологией; 6) выделение в применяемом естественном человеческом языке творческого аспекта, что делает язык уникальным явлением; 7) применение для описания языка вместо дихотомии 8) стремление выделять смысл высказываний как результат синонимических преобразований структуры предложения. Коммуникативная система обучения языку глухих полностью признает справедливость положения о том, что «в языке все существует не раздельно, а в очень тесном переплетении», которое и выражает целостный, системный характер языка. Структурный уровень системы включает в себя основные, составляющие единое целое компоненты системы. Раскрытие этого уровня будет обеспечено изложением организационных условий обучения, основных направлений работы по языку на разных этапах обучения. Таким образом, о структуре коммуникативной системы можно получить представление, изучив содержание всех разделов, глав, параграфов данного пособия. Структура книги соотносится го структурой системы обучения, так как охватывает и главные аспекты работы над языком, и периоды обучения, и разделы программы, в которой отражены основные содержательные единицы обучения. Целостную, гармоничную систему как объект познания характеризует и субстратный уровень, в котором обычно в сжатом виде бывает представлено все самое специфическое, главное, что отличает данную систему от других. Самое характерное для системы выражаются, как правило, в виде основных принципов и базовых понятий, которыми описывается система. Наряду с принципами, обычно формулируются и основные педагогические требования. Список литературы. 1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004. 2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2001. Рекомендовано МО РФ. 3. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. Гриф УМО МО РФ. М.: Академия, 2007. 4. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов. / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - Рекомендовано МО РФ. Оборудование: 1) презентация.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |