Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2. Теоретические основы обучения глухих детей языку




План.

1. Принципы обучения глухих детей языку: генетический принцип, деятельностный принцип, структурно-семантический принцип.

2. Развитие речевой активности.

3. Усвоение системного характера языка.

 

1. Принципы обучения глухих детей языку: генетический принцип, деятельностный принцип, структурно-семантический принцип.

Сущность коммуникативной системы обучения глухих детей языку отражают три основных принципа — генетический, деятельностный, структурно-семантический.

Генетический принцип — проявление общих закономерностей развития: от низших стадий к высшим, от зачаточных форм к зрелым, от простейшего проявления к сложному функционированию.

Обучая языку с учетом генетического принципа, необходимо не только использовать данные онтогенеза речевого развития ребенка и филогенеза (истории возникновения и развития языка в человеческом обществе), но и опираться на результаты обучения детей на каждой предыдущей стадии и предвидеть возможные достижения последующих этапов обучения. Каждое речевое умение, проявляемое ребенком.; сегодня, возникло не на пустом месте, истоки его следует искать в более простых формах этого умения, знать, на что следует опереться при переходе на следующий, более высокий уровень развития.

Деятельностный принцип отражает главную направленность комуникативной системы — на обучение языку как формирование деятельности словесного общения. Если учеником накоплен опреде­ленный словарь, усвоены некоторые правила соединения слов, изме­нения и образования их, то это еще не речь, не речевая деятельность. Постоянное применение речевых средств — сначала готовых типовых фраз разной модальности в реальных ситуациях общения, затем осознанное построение новых типов высказываний по имеющимся речевым образцам и, наконец, вполне сознательная работа с языковым материалом в целях его упорядочения и целенаправленного отбора — тиков путь развития речевой деятельности.

Структурно-семантический принцип — это требование учета спе­цифики языка как системно-структурного образования. В современ­ной трактовке устройства языка дается описание единиц языка, которые могут быть сгруппированы по уровням от самого низшего — фонем — до самого высшего — предложений и связей между единица­ми внутри одного уровня и между разными уровнями. В качестве языковых единиц выделяются предложения, словосочетания, слова, морфемы, фонемы. Коммуникация осуществляется только на уровне предложений. Предложения же соотносятся с актами мышления.

2. Развитие речевой активности.

Развитие всех сторон психики ребенка-дошкольника коренным образом зависит от процесса речевого развития и от содержания присваиваемых детьми видов деятельности, т.е. от самого характера предъявляемых требований в ходе планируемого обучения.

Воспитательное воздействие должно быть специфически организованным и, в отличие от воспитания слышащих детей, наполненным множеством обходных путей, более жестким отбором самого содержания обучения, преднамеренным созданием концентрированной слухо-речевой среды. Только созданием таких условий можно приблизить развитие неслышащего ребенка к естественному ходу психического развития.

Усвоение речи при нормальном слухе происходит на основе общения с окружающими и путем подражания. У глухих и слабослышащих детей даже при специальном формировании речи в условиях организованного обучения процесс ее усвоения оказывается замедленным. В самой структуре речевой деятельности и приобретаемой языковой системе длительное время сохраняются специфические отклонения. К ним относятся различного рода фонетические дефекты, обедненный словарный состав, аграмматизмы, низкий уровень языковых обобщений и др.

В развитии сознания человека все психические явления связаны между собой мыслительной деятельностью, которая опосредована речью, поскольку мышление совершается через обобщения и овладение понятиями на основе языка слов. Речь выполняет интегрирующую функцию в развитии сознания и реализует функции общения, закрепления опыта и воздействия в ходе социализации личности. Без языка, без речи нет ни полноценного сознания, ни самосознания.

3. Усвоение системного характера языка.

При разработке педагогических путей нейтрализации дефекта у детей с нарушениями слуха необходимо придерживаться основного методологического ориентира, сформулированного в виде тезиса в учении Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в процессе развития ребенка. Описание педагогических условий воспитания и конкретных методических рекомендаций всегда должно идти параллельно с психологическим анализом изменений все познавательной сферы и в целом личностного развития ребенка.

Физиологическое обоснование формируемых у человека языковых процессов и взаимодействия между мозгом и языком как между материальными системами находит свое отражение в рефлекторной теории И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Объяснение рефлекторных реакций организма на воздействия внешней среды, по И.М. Сеченову, заключается в «согласовании движений с чувствованием». Он впервые исследовал роль движений и двигательных ощущений в процессе восприятия и мышления.

Е.В. Шорохова, подчеркивая значение учения И.П. Павлова о двух сигнальных системах, высказывает также точку зрения, из которой следует, что язык является средством осуществления как абстрактного содержания мышления, так и его чувственно-образного содержания. Мысли человека при потребности обмена ими как в виде конкретных образов объективной действительности, так и в виде понятий получают свою «материальную оболочку» в форме определенного языкового или графического знака.

Согласно теории Н.А. Берштейна, мозг является многоканальным устройством, которое совершает внутри одной деятельности операции на разных уровнях контроля сознания. Одни виды деятельности совершаются, соответственно, на уровне осознавания; другие, достаточно упроченные действия проходят на уровне фонового автоматизма. Необходимо, чтобы было выработано в ходе обучения как можно больше речевых автоматизмов. Проявление этого в речевом механизме можно и обнаружить, и учесть при использовании в обучении неслышащих детей разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной).

Список литературы.

1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004.

2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2001. Рекомендовано МО РФ.

3. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. Гриф УМО МО РФ. М.: Академия, 2007.

4. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов. / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - Рекомендовано МО РФ.

Оборудование: 1) презентация.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.