Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4. Структура речевой деятельности и ее составные части




План.

1. Характеристика структуры речевой деятельности.

2. Предмет и мотив речевой деятельности.

3. Общие требования к формированию речевой деятельности.

 

1. Характеристика структуры речевой деятельности.

Важным условием речевого развития детей с нарушени­ями слуха является создание слухо-речевой среды, которая рассматривается как один из основных компонентов коммуникативно-деятельностной системы обучения языку неслышащих детей (С.А. Зыков, Л.П. Носкова и др.). Созда­ние слухо-речевой среды предполагает постоянное пребы­вание ребенка в среде говорящих людей, организацию речевого общения с ним независимо от состояния его соб­ственной речи и возможностей понимания речи окружаю­щих.

Взрослые организуют постоянное мотивированное обще­ние с детьми, связанное с их бытовыми потребностями, иг­рами, рисованием. В зависимости от этапа обучения взрос­лые побуждают детей пользоваться доступными им речевы­ми (устной речью, табличками с напечатанными словами и фразами, дактилированием, письмом) и неречевыми сред­ствами (естественными жестами, мимикой лица, действия­ми с предметами, выразительными движениями, рисунка­ми и др.).

Важным требованием к организации слухо-речевой сре­ды является постоянное использование качественной зву­коусиливающей аппаратуры, обеспечивающей более пол­ное восприятие речи и звуков окружающего мира; форми­рование устной речи и общения. На занятиях с глухими и слабослышащими дошкольниками используется стационар­ная звукоусиливающая аппаратура — как проводная, так и беспроводная. Использование беспроводной аппаратуры по­зволяет обеспечивать более естественные условия для обще­ния взрослых и детей, их свободное передвижение в ходе занятий. В быту, в играх, а также на занятиях, предполага­ющих большой объем двигательной активности детей (физ­культурные, музыкальные занятия), используются индиви­дуальные слуховые аппараты.

В дошкольных учреждениях обеспечивается контроль за речью детей с учетом исходного уровня ее развития и сфор­мированных речевых умений, предъявляются единые требования к речи детей со стороны всех взрослых (педагогов, родителей и др.). Речь взрослых должна соответствовать нор­мам литературного языка, быть интонированной, иметь нор­мальный темп и громкость.

Каждое из указанных требований имеет важное значе­ние для организации слухо-речевого режима, а их единство не означает уменьшения роли какого-либо их них.

Специальное обучение языку строится с учетом особен­ностей психического и слухо-речевого развития детей с недостатками слуха, влияния снижения слуха на социаль­ное и познавательное развитие. Поэтому в единстве с обучением языку происходят коррекция познавательных процессов, формирование представлений об окружающем мире, накопление средств взаимодействия с детьми и взрос­лыми.

2. Предмет и мотив речевой деятельности.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха процесс речевого развития детей предполагает овла­дение языком в разных условиях и при использовании раз­нообразных форм организации деятельности детей. Содер­жание работы по речевому развитию детей определено та­ким образом, что их жизнедеятельность тесно переплетена и с задачами формирования речи.

Первоначально практическое овладение бытовыми пред­метами и действиями в процессе выполнения различных ре­жимных моментов (умывания, одевания, приёма пищи и др.) предполагает и усвоение значений соответствующих слов и выражений. Такое ситуативное усвоение позволяет ребенку понимать и пользоваться ими в повторяющихся ти­пичных режимных моментах и процедурах. Однако при этом речевой материал не является предметом изучения и специ­альной отработки. Многократное использование речевого материала способствует его запоминанию и практическому усвоению на ситуативном уровне в узком, конкретном зна­чении.

Другим условием накопления и активизации слов и фраз являются разные виды деятельности ребёнка, к которым относятся игра, изобразительная деятельность, труд, раз­витие движений. В процессе целенаправленного формиро­вания этих видов деятельности дети овладевают речевым материалом, необходимым для обозначения предметов и дей­ствий, характерных для определенной деятельности, напри­мер, игровой или трудовой. Важнейшим мотивом усвоения различных выражений является их необходимость для об­щения детей между собой и со взрослыми в процессе дея­тельности} Особое значение для познавательного развития имеет ознакомление детей с окружающим миром, что по­зволяет формировать представления и знания о разных сто­ронах действительности. Ознакомление с окружающим про­исходит в тесной связи с речевым развитием детей: они уз­нают слова и фразы, нужные для обозначения свойств, качеств, особенностей применения разнообразных предме­тов, условий жизни животных и человека. Использование тематического принципа в ознакомлении с окружающим позволяет в дальнейшем активизировать и систематизиро­вать этот материал на занятиях по развитию речи при зна­комстве с соответствующими темами.

3. Общие требования к формированию речевой деятельности.

Важнейшим условием речевого развития детей с нарушенным слухом является организация спе­циальных занятий по развитию речи. Их целе­направленное планирование и систематическое проведение позволяет обеспечить ряд задач:

- закрепить, систематизировать тот речевой материал, который сообщался детям в разных условиях (в быту, в играх, труде, рисовании, ознакомлении с окружающим
миром и др.);

- обогащать словарь детей новыми словами и выражения­ми, проводить целенаправленную работу над их значе­ниями;

- формировать разные виды речевой деятельности (слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение, глобаль­ное и аналитическое чтение, письмо, дактилирование);

- развивать связную речь детей, прежде всего разговор­ную, а также описательно-повествовательную.

На занятиях по развитию речи используются разные ме­тоды. К ним можно отнести: подражание речи педагога, выполнение речевых действий по образцу, дидактические игры и упражнения, использование естественных ситуаций, преднамеренное создание ситуаций, специальные речевые упражнения, работу с книгой и др. Необходимым требова­нием к проведению занятий по развитию речи является их насыщение разнообразным дидактическим материалом: реальными предметами и муляжами, игрушками, картин­ками, схемами, табличками.

В зависимости от задач воспитания и обучения детей на каждом возрастном этапе планируется разное количество занятий по развитию речи — от 3 до 5 в неделю. При орга­низации занятий по развитию речи в детском саду учитыва­ются допустимые для каждого возраста нагрузки на детей. Длительность занятий в младших группа — 20 мин., в сред­ней — 25 мин., старшей и подготовительной — 30-35 мин. Часть речевого материала, усвоенного детьми на заняти­ях по развитию речи, включается в занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению, на кото­рых уточняется произносительная сторона речи. Предъяв­ление речевого материала на слух, использование специаль­ных приемов обучения произношению, в том числе фонети­ческой ритмики, постановки и автоматизации звуков обеспечивают возможность улучшения произношения детей, повышают внятность речи. На этих занятиях усвоенные сло­ва и фразы доводятся до наиболее высокой степени отработ­ки, что позволяет полноценно применять их в разных ситу­ациях общения.

Занятия по развитию речи теснейшим образом взаимо­связаны со всеми другими занятиями и видами деятельно­сти в детском саду. Отбор речевого материала, требования к его усвоению детьми на различных занятиях определяют­ся требованиями программы по развитию речи.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха используются программы, рассчитанные на 5-летний срок воспитания и обучения детей. Для организации рабо­ты по развитию речи неслышащих детей используется Про­грамма воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста (1991), в работе со слабослышащими детьми — Про­грамма воспитания и обучения слабослышащих детей до­школьного возраста (1991).

Деятельностный принцип отражает основную направ­ленность коммуникативной системы обучения языку и предполагает развитие речи в тесной связи со всеми видами детской деятельности (С.А. Зыков). «Деятельность в соб­ственном смысле — это предметная деятельность, это прак­тика» (С.Л. Рубинштейн). Из психологии известно, что дея­тельность и сознание образуют органическое целое — не тож­дество, но единство. Разум человека является не только предпосылкой практической предметной деятельности, ко­торой человек преобразовывает мир; он также ее продукт.

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста тес­но связано с разными видами деятельности: игрой, рисова­нием, конструированием, различными видами труда, озна­комлением с окружающим и др. Познавательная деятель­ность, как и обслуживающая ее речь, зарождается и развивается сначала как сторона, аспект практической дея­тельности. Она первоначально вплетена в практическую деятельность, а затем из нее выделяется. «Речью, родным языком человек первоначально овладевает, не учась ему спе­циально, а пользуясь им в общении, в деятельности. В ходе этой деятельности достигается овладение речью, науче­ние, но оно выступает в ней не как цель, а как результат деятельности, непосредственно направленной на иные цели»2. Таким образом, сама речь выступает как входя­щая в теоретическую деятельность — особая, речевая де­ятельность.

Необходимо помнить о том, что в дошкольном возрасте речевая деятельность обслуживает разные виды детской де­ятельности, и с учетом этого положения организовывать пе­дагогическую работу по развитию речи детей с нарушения­ми слуха. В детском саду во время различных режимных моментов, на занятиях и в свободной деятельности детей учат действовать с предметами, игрушками. Практическая деятельность помогает осознать реальные неязыковые от­ношения между предметами, понять их функции и свой­ства.

Условия деятельности делают мотивированным и ус­воение сообщений взрослых, комментирующих ее„ подра­жание речи взрослых также становится осмысленным. Коллективный характер большинства видов детской дея­тельности способствует возникновению желания обменять­ся впечатлениями, спросить, узнать, попросить что-либо. Таким образом, развитие разных видов детской деятель­ности является одним из важнейших условий речевого раз­вития дошкольников с нарушенным слухом.

 

Список литературы.

1. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. Гриф УМО МО РФ. М.: Академия, 2007.

2. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов. / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - Рекомендовано МО РФ.

3. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Устное слово. Метод. пособие по развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушенным слухом. – М.: Советский спорт, 2004.

4. Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. – М.: Владос, 2005.

Оборудование: 1)презентация,

2) демонстрационный материал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.