КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 4. Структура речевой деятельности и ее составные части
План. 1. Характеристика структуры речевой деятельности. 2. Предмет и мотив речевой деятельности. 3. Общие требования к формированию речевой деятельности.
1. Характеристика структуры речевой деятельности. Важным условием речевого развития детей с нарушениями слуха является создание слухо-речевой среды, которая рассматривается как один из основных компонентов коммуникативно-деятельностной системы обучения языку неслышащих детей (С.А. Зыков, Л.П. Носкова и др.). Создание слухо-речевой среды предполагает постоянное пребывание ребенка в среде говорящих людей, организацию речевого общения с ним независимо от состояния его собственной речи и возможностей понимания речи окружающих. Взрослые организуют постоянное мотивированное общение с детьми, связанное с их бытовыми потребностями, играми, рисованием. В зависимости от этапа обучения взрослые побуждают детей пользоваться доступными им речевыми (устной речью, табличками с напечатанными словами и фразами, дактилированием, письмом) и неречевыми средствами (естественными жестами, мимикой лица, действиями с предметами, выразительными движениями, рисунками и др.). Важным требованием к организации слухо-речевой среды является постоянное использование качественной звукоусиливающей аппаратуры, обеспечивающей более полное восприятие речи и звуков окружающего мира; формирование устной речи и общения. На занятиях с глухими и слабослышащими дошкольниками используется стационарная звукоусиливающая аппаратура — как проводная, так и беспроводная. Использование беспроводной аппаратуры позволяет обеспечивать более естественные условия для общения взрослых и детей, их свободное передвижение в ходе занятий. В быту, в играх, а также на занятиях, предполагающих большой объем двигательной активности детей (физкультурные, музыкальные занятия), используются индивидуальные слуховые аппараты. В дошкольных учреждениях обеспечивается контроль за речью детей с учетом исходного уровня ее развития и сформированных речевых умений, предъявляются единые требования к речи детей со стороны всех взрослых (педагогов, родителей и др.). Речь взрослых должна соответствовать нормам литературного языка, быть интонированной, иметь нормальный темп и громкость. Каждое из указанных требований имеет важное значение для организации слухо-речевого режима, а их единство не означает уменьшения роли какого-либо их них. Специальное обучение языку строится с учетом особенностей психического и слухо-речевого развития детей с недостатками слуха, влияния снижения слуха на социальное и познавательное развитие. Поэтому в единстве с обучением языку происходят коррекция познавательных процессов, формирование представлений об окружающем мире, накопление средств взаимодействия с детьми и взрослыми. 2. Предмет и мотив речевой деятельности. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха процесс речевого развития детей предполагает овладение языком в разных условиях и при использовании разнообразных форм организации деятельности детей. Содержание работы по речевому развитию детей определено таким образом, что их жизнедеятельность тесно переплетена и с задачами формирования речи. Первоначально практическое овладение бытовыми предметами и действиями в процессе выполнения различных режимных моментов (умывания, одевания, приёма пищи и др.) предполагает и усвоение значений соответствующих слов и выражений. Такое ситуативное усвоение позволяет ребенку понимать и пользоваться ими в повторяющихся типичных режимных моментах и процедурах. Однако при этом речевой материал не является предметом изучения и специальной отработки. Многократное использование речевого материала способствует его запоминанию и практическому усвоению на ситуативном уровне в узком, конкретном значении. Другим условием накопления и активизации слов и фраз являются разные виды деятельности ребёнка, к которым относятся игра, изобразительная деятельность, труд, развитие движений. В процессе целенаправленного формирования этих видов деятельности дети овладевают речевым материалом, необходимым для обозначения предметов и действий, характерных для определенной деятельности, например, игровой или трудовой. Важнейшим мотивом усвоения различных выражений является их необходимость для общения детей между собой и со взрослыми в процессе деятельности} Особое значение для познавательного развития имеет ознакомление детей с окружающим миром, что позволяет формировать представления и знания о разных сторонах действительности. Ознакомление с окружающим происходит в тесной связи с речевым развитием детей: они узнают слова и фразы, нужные для обозначения свойств, качеств, особенностей применения разнообразных предметов, условий жизни животных и человека. Использование тематического принципа в ознакомлении с окружающим позволяет в дальнейшем активизировать и систематизировать этот материал на занятиях по развитию речи при знакомстве с соответствующими темами. 3. Общие требования к формированию речевой деятельности. Важнейшим условием речевого развития детей с нарушенным слухом является организация специальных занятий по развитию речи. Их целенаправленное планирование и систематическое проведение позволяет обеспечить ряд задач: - закрепить, систематизировать тот речевой материал, который сообщался детям в разных условиях (в быту, в играх, труде, рисовании, ознакомлении с окружающим - обогащать словарь детей новыми словами и выражениями, проводить целенаправленную работу над их значениями; - формировать разные виды речевой деятельности (слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение, глобальное и аналитическое чтение, письмо, дактилирование); - развивать связную речь детей, прежде всего разговорную, а также описательно-повествовательную. На занятиях по развитию речи используются разные методы. К ним можно отнести: подражание речи педагога, выполнение речевых действий по образцу, дидактические игры и упражнения, использование естественных ситуаций, преднамеренное создание ситуаций, специальные речевые упражнения, работу с книгой и др. Необходимым требованием к проведению занятий по развитию речи является их насыщение разнообразным дидактическим материалом: реальными предметами и муляжами, игрушками, картинками, схемами, табличками. В зависимости от задач воспитания и обучения детей на каждом возрастном этапе планируется разное количество занятий по развитию речи — от 3 до 5 в неделю. При организации занятий по развитию речи в детском саду учитываются допустимые для каждого возраста нагрузки на детей. Длительность занятий в младших группа — 20 мин., в средней — 25 мин., старшей и подготовительной — 30-35 мин. Часть речевого материала, усвоенного детьми на занятиях по развитию речи, включается в занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению, на которых уточняется произносительная сторона речи. Предъявление речевого материала на слух, использование специальных приемов обучения произношению, в том числе фонетической ритмики, постановки и автоматизации звуков обеспечивают возможность улучшения произношения детей, повышают внятность речи. На этих занятиях усвоенные слова и фразы доводятся до наиболее высокой степени отработки, что позволяет полноценно применять их в разных ситуациях общения. Занятия по развитию речи теснейшим образом взаимосвязаны со всеми другими занятиями и видами деятельности в детском саду. Отбор речевого материала, требования к его усвоению детьми на различных занятиях определяются требованиями программы по развитию речи. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха используются программы, рассчитанные на 5-летний срок воспитания и обучения детей. Для организации работы по развитию речи неслышащих детей используется Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста (1991), в работе со слабослышащими детьми — Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста (1991). Деятельностный принцип отражает основную направленность коммуникативной системы обучения языку и предполагает развитие речи в тесной связи со всеми видами детской деятельности (С.А. Зыков). «Деятельность в собственном смысле — это предметная деятельность, это практика» (С.Л. Рубинштейн). Из психологии известно, что деятельность и сознание образуют органическое целое — не тождество, но единство. Разум человека является не только предпосылкой практической предметной деятельности, которой человек преобразовывает мир; он также ее продукт. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с разными видами деятельности: игрой, рисованием, конструированием, различными видами труда, ознакомлением с окружающим и др. Познавательная деятельность, как и обслуживающая ее речь, зарождается и развивается сначала как сторона, аспект практической деятельности. Она первоначально вплетена в практическую деятельность, а затем из нее выделяется. «Речью, родным языком человек первоначально овладевает, не учась ему специально, а пользуясь им в общении, в деятельности. В ходе этой деятельности достигается овладение речью, научение, но оно выступает в ней не как цель, а как результат деятельности, непосредственно направленной на иные цели»2. Таким образом, сама речь выступает как входящая в теоретическую деятельность — особая, речевая деятельность. Необходимо помнить о том, что в дошкольном возрасте речевая деятельность обслуживает разные виды детской деятельности, и с учетом этого положения организовывать педагогическую работу по развитию речи детей с нарушениями слуха. В детском саду во время различных режимных моментов, на занятиях и в свободной деятельности детей учат действовать с предметами, игрушками. Практическая деятельность помогает осознать реальные неязыковые отношения между предметами, понять их функции и свойства. Условия деятельности делают мотивированным и усвоение сообщений взрослых, комментирующих ее„ подражание речи взрослых также становится осмысленным. Коллективный характер большинства видов детской деятельности способствует возникновению желания обменяться впечатлениями, спросить, узнать, попросить что-либо. Таким образом, развитие разных видов детской деятельности является одним из важнейших условий речевого развития дошкольников с нарушенным слухом.
Список литературы. 1. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. Гриф УМО МО РФ. М.: Академия, 2007. 2. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов. / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - Рекомендовано МО РФ. 3. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Устное слово. Метод. пособие по развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушенным слухом. – М.: Советский спорт, 2004. 4. Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. – М.: Владос, 2005. Оборудование: 1)презентация, 2) демонстрационный материал.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |