Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ конкурентоспособности организации и ее конкурентов




Для расчета и анализа конкурентоспособности товаров, организа­ции (предприятия) и ее конкурентов исходные данные собираются по форме, представленной в табл. 11.6.

 

Конкурентоспособность организации рекомендуется оценивать на основе показателей конкурентоспособности товаров с учетом значи­мости рынков, на которых они были реализованы. Конкурентоспособ­ность отрасли можно измерить на основе конкурентоспособности, на­пример, 30 лучших товаров отрасли. Конкурентоспособность страны можно измерить на основе главных показателей, определяющих каче­ство и эффективность отдельных сторон деятельности в прошлом, на­стоящем и будущем.

Для оценки конкурентоспособности организации сначала необхо­димо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ мож­но называть системным.

Цель системного анализа организации — установление стратегиче­ских и тактических факторов повышения конкурентоспособности вы­пускаемых товаров, эффективности и устойчивости функционирова­ния организации.

Этапы проведения системного анализа состояния организации пред­лагается «привязывать» к структуре системы стратегического менедж­мента.

1. Анализ качества научного сопровождения системы стратегического менеджмента с точки зрения количества и глубины приме­няемых научных подходов и методов управления.

2. Анализ компонентов «выхода» системы, т. е. качества стратегии организации, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей (SWOT-анализ).

3. Анализ конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов на «выходе» органи­зации, внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и сла­бых сторон конкурентов.

4. Анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, ан­тимонопольного (антитрестовского) законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции в отрасли.

5. Анализ факторов макросреды страны и инфраструктуры данного региона (города), оказывающих позитивное и негативное влия­ние на организацию.

6. Анализ механизма действия закона конкуренции на «входе» си­стемы, антимонопольного законодательства и силы конкуренции среди поставщиков организации.

7. Анализ внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон организации по сравнению с конкурентами в обеспечивающей подсистеме, т. е. в правовом, методическом, ре­сурсном, информационном обеспечении организации.

8. Анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей органи­зации в ее организационно-техническом и социальном развитии («процесс» в системе).

9. Анализ качества управляемой подсистемы системы стратегиче­ского менеджмента в части формирования системы показателей качества и ресурсоемкости товаров, качества их сервиса, инфра­структуры рынка, организации анализа эффективности этих на­правлений деятельности и формулирования мероприятий по их улучшению.

10. Анализ качества управляющей подсистемы системы стратегиче­ского менеджмента в части управления персоналом по разработ­ке и реализации стратегических и тактических управленческих решений.

11. Анализ структуры, содержания и качества связей в системе стра­тегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон.

12. Анализ конкурентоспособности выпускаемых товаров, новшеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом.

13. Анализ эффективности использования ресурсов.

14. Анализ устойчивости функционирования организации.

15. Установление стратегических и тактических факторов повыше­ния конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчи­вости функционирования организации для разработки на их ос­нове ее стратегии. На этом этапе синтезируется вся предыдущая работа.

В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики в настоящее время не решается. Сра­зу оговоримся, что подходы к оценке конкурентоспособности не мо­гут быть одними и теми же для стадий стратегического и тактического маркетинга. На стадии стратегического маркетинга как первой стадии жизненного цикла товаров (пространственный аспект) и первой функ­ции управления (временной аспект) разрабатываются нормативы конкурентоспособности на длительный период, а на стадии тактиче­ского маркетинга выполняются работы по материализации у изгото­вителя и реализации на рынке стратегических нормативов конкурен­тоспособности, а также по корректировке этих нормативов. Поэтому при измерении конкурентоспособности организации на стадии стра­тегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого.

В развитых странах действуют различные методики оценки конку­рентоспособности фирм и компаний. Эти методики носят не описа­тельный, а конкретно-экономический, количественный характер.

Недостатки подходов и методов оценки конкурентоспособности орга­низаций-изготовителей, заключаются в следу­ющем.

1. Апробированные в мировой практике подходы и методы оценки конкурентоспособности организаций-производителей не отражают применение и воздействие на них научных подходов к управлению (менеджменту), прежде всего системного, комплексного, воспроизводственного, нормативного и др. Так, каждый подход к оценке конку­рентоспособности разработан не для всех однородных предприятий, а для одного-двух. Один подход к оценке учитывает резервы в исполь­зовании факторов производства. Другой — стоимость конкретных фак­торов производства в конкретной стране. Третий — эффективность использования потенциала. Четвертый — эффективность производ­ственно-сбытовой деятельности. Пятый — усилия в области повыше-ния качества товаров и т. д. Перечисленные аспекты нужно анализи­ровать одновременно, системно, комплексно.

2. Развитым странам по сравнению с Россией значительно легче:

♦ они легко могут использовать научно-производственный и ресурс­ный потенциал других стран;

♦ могут держать секретные патенты и ноу-хау, чтобы быть монопо­листами в данной сфере;

♦ у них отлажены рыночные механизмы (прежде всего законода­тельная основа, инфраструктура), которые автоматически «вы­бросят» за борт некачественные товары;

♦ кроме стратегического менеджмента в вузах развитых стран изу­чают методы прогнозирования, исследования операций, матема­тической статистики и другие, а в России за последние 10 лет зна­чительно ослабло внимание к проблеме повышения качества управленческого решения.

3. Считаем с методической точки зрения неправомерным определять обобщающий (интегральный) показатель конкурентоспособности орга­низации умножением индексов конкурентоспособности товарной мас­сы (всех товаров организации) и относительной эффективности орга­низации, так как эти показатели тесно коррелируют друг с другом. Очевидно, что любой показатель эффективности зависит от объема продаж и добавленной стоимости, а последние, в свою очередь, прямо пропорционально зависят от конкурентоспособности товаров организа­ции (при условии добросовестной ее оценки). Возникает вопрос: по­чему в переводной учебной и научной литературе описывается такой подход? Видимо, западным фирмам выгодно скрывать от конкурен­тов свои ноу-хау в области экономики и менеджмента.

Предложения по методике оценки конкурентоспособности организации:

♦ уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную
величину по показателям конкурентоспособности конкретных
товаров на конкретных рынках;

♦ отдельно проводить анализ эффективности деятельности орга­низации исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке;

♦ отдельно считать показатель устойчивости функционирования организации;

♦ прогнозировать перечисленные три комплексных показателя минимум на 5 лет.

Конкурентоспособность организации (Корг) можно определять в ста­тике и динамике. В статике она определяется с учетом весомости то­варов и рынков, на которых они реализуются:

(11.1)

где а. — удельный вес i'-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы i = 1, 2,..., п)\ Ъ. — показатель значимости рынка, на котором представлен товар орга­низации. Для развитых стран (США, Япония, Евросоюз, Канада) значи­мость рынка нами рекомендуется принимать равной 1, для остальных стран — 0,7, для внутреннего рынка — 0,5; Кij— конкурентоспособ­ность i -го товара на j-м рынке.

Удельный вес i-го товара организации в ее объеме продаж опреде­ляется по формуле:

(11.2)

где Vi — объем продаж i'-го товара за анализируемый период, млн ден. ед.; V — общий объем продаж организации за тот же период, млн ден. ед.

Анализ структуры товарной массы и конкурентоспособности орга­низации позволяет сделать следующие выводы.

1. Конкурентоспособность организации низкая, примерно на 40 % ниже мирового уровня. Конкурировать на внешнем рынке орга­низации с такими товарами невозможно.

2. В структуре товарной массы организации примерно 20 % объема продаж конкурентоспособны в остальных странах (кроме про-мышленно развитых) и 67 % — на внутреннем рынке. Если счи­тать, что конкурентоспособный товар в остальных странах будет конкурентоспособным на внутреннем рынке, то 87 % товаров организации отвечают требованиям своих покупателей.

3. Для повышения конкурентоспособности организации необходи­мо снимать с производства товар Г, повышать качество и другие показатели конкурентоспособности остальных товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.