Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертиза инновационных проектов




Содержание портфелей новшеств и инноваций

На основе результатов анализа конкурентоспособности товаров, финансового, технического, социального, организационного состоя­ния инновационной организации, ее конкурентных преимуществ фор­мируется политика функционирования и комплексного развития организации.

Политика организации — генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством организации в какой-либо области де­ятельности (технической, экономической, социальной, внешнеэконо­мической и т. д.). Вопросы формирования политики рассматриваются в курсе «Стратегический менеджмент». Стержнем любой поли­тики является внедрение новшеств, т. е. инновации.

Целью инновационной деятельности, особенно инновационного предпринимательства, является получение результата путем введения инновации. Для определения сферы инновационной деятельности введем следующие обозначения, характеризующие основные страте­гии (цели) инновационной организации:

К — повышение качества выпускаемого товара. Стратегия ведет к увеличению прибыли организации, но со значительным риском;

Ц — снижение цены товара при сохранении без изменения остальных стратегий. Эта стратегия направлена на более прочное завоевание рын­ка, реализацию уже изготовленного товаров, освоенных технологий. Стратегия ведет, как правило, к уменьшению прибыли организации;

С — снижение себестоимости выпускаемого товара за счет освое­ния новых технологий, новых методов организации производства и труда, менеджмента. Стратегия ведет, как правило, к увеличению при­были организации;

V — увеличение программы производства товара (объема продаж) для того же рынка без изменения остальных стратегий. Стратегия ве­дет к увеличению прибыли за счет использования эффекта масштаба;

Р — освоение нового рынка сбыта для старого или нового товара. Стратегия ведет, как правило, к увеличению прибыли организации.

Для осуществления перечисленных стратегий инновационной орга­низации необходимы инновации. В табл. 11.8 перечислены основные виды инноваций, нужных для реализации стратегий организации.

Таблица 11.8 Виды инноваций, необходимых для реализации стратегий организации

 

Основные виды инноваций, необходимых для реализации стратегии организации     Основные стратегии организации
К Ц С V Р
1.Создание совершенно нового товара на основе изобретений 2. Совершенствование выпускаемого товара на основе ноу-хау 3. Внедрение новой технологии на основе изобретений 4. Совершенствование действующей технологии на основе ноу-хау 5. Совершенствование организации производства на основе ноу-хау 6. Совершенствование организации труда на основе ноу-хау 7. Формирование или совершенствование системы менеджмента 8. Улучшение качества «входа» организации (сырья, материалов, комплектующих т. д.) 9. Совершенствование взаимодействия с внешней средой организации 10. Совершенствование функций тактического маркетинга (рекламы, системы стимулирования продвижения товара) 11. Повышение качества сервиса товара у потребителя 12. Расширение существующего рынка товаров организации 13. Освоение нового рынка и др. + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

В зависимости от стратегий или целей организации возможны различ­ные их сочетания. Введем дополнительные (к табл. 11.8) обозначения:

1 — индекс, характеризующий неизменность стратегии (старый ва­риант);

2 — индекс, характеризующий обновление стратегии (новый вари­ант). Например, повышение К, снижение удельной Ц, уменьшение С, рост V, расширение существующего или освоение нового Р. Принима­ем, что при сохранении качества товара затраты у потребителя не из­меняются; при повышении качества затраты у потребителя сокраща­ются (более высокими темпами, чем растут затраты у изготовителя); ввод нового товара на основе изобретений ведет к повышению каче­ства и снижению себестоимости товара.

Примечание. Знак «+» означает необходимость введения инновации для реализации соответствующей стратегии организации.

На основе установленного в табл. 11.8 влияния инноваций на стра­тегии организации и дополнительно принятых условий можно сфор­мулировать наиболее характерные типы воспроизводства товаров организации (табл. 11.9).

Сочетание стратегий организации Тип воспроизводства товаров
1. К2Ц1С1V1Р1 2. К2Ц1C1V1P1 3. К1Ц2,С1V1Р1 4. K1Ц1C2V1P1 5. К2 Ц1С1У2Р2 6. K1Ц2 С2V2P1 7. К1Ц1С2;V2Р2 N. К2Ц2С2.У2Р2 Простое воспроизводство (без инноваций) Простое воспроизводство товара повышенного каче­ства Простое воспроизводство товара по сниженной цене для его реализации Простое воспроизводство товара по ресурсосбере­гающей технологии Расширенное воспроизводство нового товара для старых и новых рынков Расширенное воспроизводство старого товара, изго­товленного по новой технологии Простое воспроизводство старого товара для старых и новых рынков Расширенное воспроизводство новых товаров по новой технологии для старых и новых рынков (самое сложное воспроизводство)

На основе работы, выполненной по рекомендациям, изложенным в данной теме, формируется портфель новшеств и инноваций органи­зации. Портфель инноваций представляет собой комплексно обосно­ванный перечень новшеств покупных и собственной разработки, под­лежащих внедрению (введению) в организации. Портфель новшеств представляет собой перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже.

Примерная укрупненная форма портфеля инноваций приведена в табл. 11.10, новшеств — в табл. 11.11.

Таблица 11.10 Портфель инноваций, подлежащих внедрению в организации (примерная форма)

Наименование и вид иннова­ции     Цель вне­дрения инно­вации     Место вне­дрения инновации     Сроки внедрения Затраты на внедрение Ожидаемый эффект от внедрения
нача­ло окон­чание натуральные тыс.руб. ($) натуральный тыс.руб.
                 

Таблица 11.11 Портфель новшеств организации, подлежащих разработке и продаже (примерная форма)

Наи­мено­вание и вид инно­вации Идея нов­ше­ства Уро­вень но­виз­ны Разра­ботчик (подраз­деление, Ф.И.О. испол­нителей) Сроки внедрения Затраты на внедрение Ожидаемый эффект от внедрения
                на­ча­ло окон­ча­ние нату­раль­ные тыс.руб.($) нату­раль­ный тыс. руб. ($)
                   

Таким образом, мы с применением научных подходов и методов стратегического маркетинга разработали нормативы конкурентоспо­собности товаров, портфель инноваций и новшеств организации. На следующей стадии — на стадии НИОКР — мы должны исследовать возможность реализации в производстве нормативов конкурентоспо­собности инноваций и новшеств.

       
 
   
 


Экспертиза инновационных проектов — процедура комплексной проверки и контроля:

♦ качества системы нормативно-методических, проектно-конструк-торских и других документов, входящих в состав проекта и си­стему инновационного менеджмента;

♦ профессионализма руководителя проекта и его команды;

♦ научно-технического и производственного потенциала, конкурен­тоспособности проекта и организации;

♦ достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффек­тивности проекта;

♦ качества механизма разработки и реализации проекта, возмож­ности достижения поставленных целей.

По кругу выполняемых задач экспертизу инновационных проектов можно сравнить с сертификацией. По дорогим инновационным про­ектам, направленным на решение крупных экологических, информа­ционных, гуманитарных проблем, имеющим международное или на­циональное значение, считаем правомерным проводить не экспертизу, а сертификацию, и только после получения сертификата обеспечивать инновационный проект полным финансированием.

Объем и глубина проверяемых при экспертизе вопросов определя­ются генеральным заказчиком в зависимости от вида и особенностей инновационного проекта.

В соответствии с Рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) экспертизу инновационных про­ектов следует проводить на основе следующих принципов [27]:

♦ наличие независимой группы исследователей, выступающих ар­битрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих;

при расчете добавленной стоимости деятельность в области иссле­дований и нововведений рассматривается как производственная;

♦ проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возмож­ность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;

♦ методы контроля должны быть увязаны с перспективами разви­тия системы руководства научно-технической политикой на го­сударственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воз­действие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом эксперт­ной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

Перечисленные принципы экспертизы инновационных проектов, рекомендованных ОЭСР, считаем необходимым дополнить следу­ющими:

♦ экспертная группа должна состоять не менее чем из 7 специали­стов в данной области, работающих на контрактной основе;

♦ работа экспертной группы должна быть организована на принци­пах независимости, объективности, профессионализма, комплекс­ности, системности, мотивации конечных результатов труда;

♦ основной задачей экспертной группы должна быть проверка со­блюдения инновационной организацией при проектировании объекта совокупности научных подходов, принципов и методов инновационного менеджмента.

Важнейшим условием достижения высокого качества инновацион­ного проекта, организованности и результативности работы экспертной группы является обеспечение высокого качества нормативно-мето­дических документов по инновационному менеджменту и функциони­рованию любой структуры.

Документы можно классифицировать по следующим основным признакам:

♦ уровень иерархии нормативно-методического обеспечения: меж­дународное сообщество, страна, регион, город, село, фирма;

♦ правовой статус документа: обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы, постановления, положения, программы, пла­ны, формальные распоряжения) и рекомендательные (инструк­ции, методики, рекомендации и т. п.);

♦ содержание документа: технические (инвестиционные проекты, конструкторско-технологическая документация, методики и т. п.), экономические (технико-экономические обоснования, финансо­вые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т. п.), организационные (организационные проекты, устав, организаци­онные структуры, протокол, инструкции и т. п.).

Обязательные атрибуты документов фирмы — цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т. п. подсистемы системы менеджмента), ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования, воз­можный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Документы предлагается оценивать по следующим критериям ка­чества:

♦ комплексность документа, т. е. рассмотрение в нем технических, экологических, эргономических, экономических, правовых, орга­низационных и других вопросов в их взаимосвязи, целенаправ­ленность документа;

♦ степень соответствия документа (объекта) международным требованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменяемости, патентной чистоте, правовой защите и другим вопросам;

♦ степень использования мировых достижений и гармонизации, интегрированности документа с мировыми системами;

♦ количество примененных при разработке документа научных под­ходов (системный, маркетинговый, воспроизводственный, функ­циональный и др.);

♦ количество использованных при разработке документа совре­менных методов (функционально-стоимостный анализ, модели­рование, прогнозирование, оптимизация и др.). Если эти методы рекомендуется применять при разработке объекта, то такое тре­бование должно быть зафиксировано четко в документе;

♦ экономическая обоснованность управленческих решений;

повторяемость документа, его перспективность, масштаб приме­нения;

♦ степень апробированности документа в научных кругах, феде­ральных и региональных органах управления, на практике;

♦ имидж организаций — разработчиков документа и квалификация его разработчиков;

♦ органы, согласовавшие и утвердившие документ;

♦ степень соблюдения стандартов на оформление документа, одно­значность понятий, четкость, доступность изложения, нагляд­ность.

Документы, отвечающие перечисленным критериям (требованиям) качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Качество документа является основным условием обеспече­ния конкурентоспособности товаров, фирм, страны.

Методика проведения экспертизы инновационных проектов осно­вывается на методах и приемах анализа, прогнозирования, разработки управленческого решения. Наиболее распространенными методами экспертизы являются:

♦ методы сравнения показателей, заложенных в инновационный проект или полученных в результате экспертных (сертификаци­онных) испытаний, с международными и национальными требо­ваниями по экологичное™, эргономичное™, безопасности при­менения объекта, экспертизы его совместимости и взаимозаме­няемости, другим параметрам с мировыми достижениями;

♦ экспертный;

♦ индексный;

♦ балансовый;

♦ графический и другие методы и приемы.

Эти методы не являются альтернативными, они дополняют друг друга. Для одного компонента (раздела, проблемы) применяется один метод, для другого — другой. При применении любого метода не обой­тись без изучения научных подходов и методов инновационного ме­неджмента, изложенных в темах 4-6. Ниже описывается методика экспертизы проектов, изложенная в учебнике «Инновационный ме­неджмент», написанном коллективом под руководством С. Д. Ильен­ковой [27].

В России для реализации федеральных научно-технических про­грамм государственными заказчиками заключаются государственные контракты с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе

Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Рос­сийский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на воп­росы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты ито­гового заключения эксперта:

5 — проект заслуживает безусловной поддержки;

4 — проект заслуживает поддержки;

3 — проект может быть поддержан;

2 — проект не заслуживает поддержки;

1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной оценке учитываются обстоятельства, затрудняющие объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом ин­тересов»: не совпадают научные интересы эксперта и содержания про­екта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, род­ственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем или исполните­лями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного содержания проекта учитываются:

четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);

четкость определения цели и методов исследования (четко, не­четко);

качественные характеристики проекта (проект имеет: фунда­ментальный характер; междисциплинарный или системный ха­рактер; прикладной характер);

научный задел (имеются: существенный научный и методологи­ческий задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);

новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложе­ны оригинальные подходы к решению проблемы; сформулиро­ванная в проекте проблема исследования известна науке, и авто­ром не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Научный потенциал авторского коллектива оценивается! с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнения работы).

Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить: его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну по­ставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников, а также обосновать по приведенной выше системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие вопросы.

♦ Подготовлены ли программы исследований?

♦ Подготовлены ли анкеты для опроса?

♦ Проведено ли пилотажное исследование?

РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа не­скольких проектов. Предусматриваются три уровня экспертизы.

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и реше­ние следующих задач:

♦ отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;

♦ составление мотивированных заключений по отклоненным про­ектам;

♦ определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на ин­дивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтин­говой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть вне­сены коррективы в общий рейтинг проекта, принимается решение о финансировании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле: R = r1+ r2+r3

где R — общий рейтинг проекта; г1, — коэффициент, учитывающий на­учную ценность проекта; r 2 коэффициент, учитывающий реальность выполнения проекта в срок; r 3 коэффициент коррекции суммарной оценки r ,2 и r3. R может принимать значения от 2 до 13.

Коэффициент г, оценивает вероятность того, что выполнение про­екта может: привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; ока­зать влияние на прогресс в данной или смежной научной области. На­пример, при г = 2 — достаточная полезность проекта, 5 — заявка на выдающийся результат.

Коэффициент г2 учитывает: научный уровень руководителя и по­тенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы. Эксперт оформляет анкету, в которой обосновывают­ся соответствующие оценки.

Конкурсы экономических исследований в России проводятся Кон­сорциумом экономических исследований и образования, созданным в 1995 г. Фондом «Евразия», Фондом Форда, Институтом «Открытое общество» фонда Сороса, Благотворительными трастами «Пью» и Все­мирным банком.

Целью Консорциума является объединение усилий организаций-учредителей по развитию исследовательского потенциала в сфере эко­номики путем создания инфраструктуры для проведения НИОКР.

Фонд Форда — частная благотворительная организация, основан­ная Генри Фордом и его сыном Эдселом, которая содействует процес­сам демократизации и экономических преобразований в Восточной Европе.

Всемирный банк — международная организация, предоставляющая займы, гранты и кредиты на поддержку экономических реформ и про­цесса стабилизации по всему миру.

Институт «Открытое общество» фонда Сороса работает на пра­вах благотворительного фонда, поддерживает проекты в различных областях и является инициатором многих проектов.

Благотворительные трасты «Пью» — американская благотворитель­ная организация, предоставляющая финансовую поддержку в форме грантов.

Российская программа экономических исследований ориентирована на поддержку исследований, направленных на решение проблем рос­сийской экономики переходного периода. Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским эконо­мистам в целях:

♦ поддержки и распространения новых научных методов и идей;

♦ поощрения прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода;

♦ развития исследовательского потенциала путем создания усло­вий для научной работы молодых специалистов;

♦ содействия укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России;

♦ создания' условий для включения российских исследователей в мировое экономическое сообщество.


Лекция 12. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Основы инвестиционной деятельности организации.

2. Экономические вопросы организационно-технологической под­готовки производства.

3. Система показателей эффективности инновационной деятель­ности.

4. Организация анализа эффективности инновационной деятель­ности.

5. Основы антикризисного управления организацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.