Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предъявляемые к ней




СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ,

ВВЕДЕНИЕ

Введение

Балашиха - 2013

Обсуждено на заседании ПМК № 1

Предприятий

Занятие 1. Методология проектирования систем управления

По дисциплине

Л Е К Ц И Я № 26

Балашиха

Предприятий

Занятие 1. Методология проектирования систем управления

По дисциплине

Л Е К Ц И Я № 26

«МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

 

ТЕМА № 9. «МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»

 

 

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

________________________________________________________________________________________________________

Кафедра управления войсками

  «УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры полковник Ю. Болгов «______» января 2013г.

«МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

 

ТЕМА № 9. «МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Протокол № ____

«_____» января 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Учебные вопросы:

1. Структура системы управления и требования предъявляемые к ней.

2. Общая последовательность разработки системы управления.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА:

1. Балдин К.В. Теоретические основы принятия управленческих решений. М.: Издательский дом, 2005, - 503 с.

2. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. Учебник. – М.: Дело, 2006. – 440 с.

3. Ивановский В.С., Визе В.А.. Основы теории военного управления. Учебное пособие. Балашиха.: ВТУ, 2008.

УЧЕБНО-НАГЛЯДНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Наглядные пособия: электронная презентация – 16 слайдов.

2. Технические средства обучения: мультимедийная аудитория.

Вопрос проектирования систем и органов управления не является сугубо теоретическим. Такое проектирование совершается довольно часто. Особенно это касается вопросов формирования временных (внештатных) органов управления для решения внеплановых задач. Одной из важных задач при проектировании систем управления является задача анализа и синтеза их структур.

Система управления, как нам уже известно, это совокупность функционально связанных между собой органов, пунктов и средств управления. Она представляет собой определённую целостность, состоящую из инструментария (интеллекта системы), организационной структур, её графического образа и процессов управления (динамики системы). Направленность её действий состоит в оптимальной увязке целей организационной структуры, её внутренней среды, характеризующей реальные возможности системы управления (производственные, материальные, финансовые, интеллектуальные и т.д.), с внешней средой.

И этому вопросу посвящается данная лекция.

 

 

Органы управления, пункты управления и средства управления, и связи между ними образуют структуру системы управления (рис. 1), которая в свою очередь включает функциональную (организационную) и системотехническую структуры.

 


Системотехническая структура системы управления описывает состав и связи между пунктами управления как информационные взаимодействия между техническими комплексами средств связи и управления.

Организационная (функциональная) структура управления описывает связи между органами управления (выполняемыми ими функциями) как между специализированными коллективами людей. Эта структура отображает не только распределение целей управления между ними, но и распределение управленческих функций и работ между должностными лицами органов управления и их взаимодействие.

Необходимо особо отметить, что управление общественными системами отличается от управления другими объектами управления особой сложностью. В рамках данного учебного вопроса мы рассмотрим основы проектирования организационных структур систем управления.

Организационные структуры систем управления делятся:

- на одноуровневые и одноцелевые;

- одноуровневые и многоцелевые;

- многоуровневые и многоцелевые.

Организационные структуры систем управления техническими объектами всегда являются одноуровневыми (здесь под системой управления понимается управляющая система) и одноцелевыми. Если управление техническим объектом требует достижения нескольких целей (настройка, стабилизация, проверки и др.), то для достижения каждой цели создается своя система управления. Следовательно, теория автоматического регулирования всегда имеет дело с одноуровневыми и одноцелевыми системами.

Организационная структура системы управления даже в простейшем варианте (управлением простыми объектами управления) часто является одноуровневой, но всегда многоцелевой. При этом отдельные цели управления могут не быть соотносительными и даже могут быть противоречивыми. Организационные структуры систем управления имеют весьма разнообразный вид и различаются только по характеру взаимодействия органов управления и должностных лиц в процессе управления. Разделение управленческих работ и задач между ними носит название департаментизации.

Одной из простейших организационных структур систем управления является линейная структура системы управления (рис. 2).

Само название этой структуры говорит о том, что подчиненность органов управления в этой структуре носит линейный характер.

В этой структуре руководитель осуществляет прямое (непосредственное) управление подчиненными.

                 
 
Руководитель
   
Уровень 1
 
 
     
       
Уровень 2

 


Объекты управления

Рисунок 2. Линейная структура системы управления

Такая структура позволяет четко определить обязанности и полномочия командира по управлению. Поэтому он должен охватывать все стороны (функции) деятельности объектов управления (подчиненных) и потому от него требуются разносторонние знания и навыки. При больших потоках информации, превышающих первый информационный барьер, осуществлять качественное управление в такой структуре проблематично.

Такая структура используется в относительно простых системах управления с небольшим потоком управленческой информации, т.е. в низовых звеньях системы управления.

Требования универсальности возможностей руководства при управлении может быть значительно ослаблено при функциональной структуре (функциональной департаментизаиии) системы управления (рис. 3).

В этой организационной структуре управление по различным ресурсам (финансы, станки, техника имущество и т.д.), т.е. функциональное управление, осуществляется независимыми специализированными (функциональными) органами управления.

 
 

 


Объекты управления

Рисунок 3. Функциональная структура системы управления

Функциональная специализация в управлении способствует улучшению качества (предметности) управления. Однако такая система управления относится к числу «неправильных», так как каждый объект управления имеет связи прямого подчинения с несколькими органами управления.

В такой системе управления возможны противоречия между управляющими воздействиями различных функциональных органов управления. Особенно если цели управления различными органами управления не соответственны. В связи с этим такие структуры систем управления на практике используются редко.

В этой структуре функциональное управление, т. е. по различным ресурсам (по службам), также осуществляется специализированными (функциональными) органами управления. В прямом же управлении подчиненными функциональные органы управления выступают лишь в роли «советчиков» руководителя.

Недостатки функциональной структуры системы управления при этом устраняются координацией руководителем деятельности функциональных органов управления. Организация прямого управления осуществляется по линейной схеме. Такая структура называется линейно-функциональной системой управления (рис. 4).

         
 
   
Уровень 1
 
   
Уровень 2
 

 

 


Объекты управления

Прямое управление

Функциональное управление

Рисунок 4. Линейно-функциональная структура системы управления

Недостатком этой структуры является опять-таки то, что руководителю хотя и помогают управлять функциональные органы управления, но за ним все еще остается большой объем специализированного управления - самими этими органами управления, т.е. координация их работы. При такой структуре снижается ответственность функциональных органов управления за конечный результат управления. Все наиболее ответственные решения возлагаются на руководителя. В результате он часто «тонет» в текучке.

На практике чаще всего применяется линейно-штабная структура системы управления (рис. 5). Она характеризуется тем, что прямое управление подчиненными осуществляется по линейной схеме.

 
 

 

 


Объекты управления

Координация управления

Рисунок 5. Линейно-штабная структура система управления

Функциональные органы управления осуществляют функциональное управление. А задачи координации работы функциональных органов управления поручаются специальному координирующему органу - штабу. Это единственный специализированный орган управления, которому предоставлено такое право.

При этом штаб одновременно руководит и своей службой (службой органа управления). Данная структура системы управления в предприятиях достаточно распространена. К этому типу организационных структур относится и случай, когда главный инженер (начальник штаба - первый заместитель) координирует работу всех остальных заместителей руководителя.

Однако в некоторых случаях можно создать и иные структуры. В этом случае, все рассмотренные структуры систем управления предприятиями можно обобщить в виде некоторой многоуровневой организационной структуры специального вида. Особенность этой обобщенной структуры состоит в том, что процесс управления (разработки и принятия решений) распределяется не только по линейной (вертикальное разделение труда), но и одновременно по функциональной схеме (горизонтальное разделение труда). Такие структуры систем управления предприятиями называются иерархическими ( рис. 6.).

           
 
   
Уровень 1
 
   
Уровень 2
 
   
Уровень 3
 

 


Объекты управления

Рисунок 6. Иерархическая структура системы управления

Следует отметить, что не всякая многоуровневая организационная структура является иерархической. Иерархическая структура отличается тем, что:

1) состоит из семейства четко выделенных взаимодействующих подсистем всей системы управления;

2) некоторые из подсистем являются принимающими решения (решающими) элементами системы;

3) принимающие решения элементы располагаются иерархически в том смысле, что некоторые из них находятся под влиянием или непосредственно управляются другими решающими элементами.

Каждый решающий уровень (участвующий в разработке и принятии решения) в такой иерархической системе управления предприятиями называется слоем системы. Ведь в многоуровневой системе управления совсем не обязательно возлагать разработку и принятие решения только на самый верхний уровень. В этом и состоит идея децентрализации управления.

В любой реальной ситуации разработки и принятия решения существуют предельно простые, но чрезвычайно важные особенности:

- когда приходит время принимать решение, принятие и выполнение решения нельзя откладывать;

- неясность относительно последствий различных альтернативных действий и отсутствие достаточных знаний об обстановке (внешней среде) препятствует достаточно полному формализованному описанию ситуации, необходимому для выбора действий и принятия решения.

Иначе говоря, при принятии решения, с одной стороны, необходимо действовать немедленно, с другой стороны, необходимо, прежде чем приступить к действиям, попытаться лучше изучить проблему (ситуацию, обстановку).

Распределение управленческих работ между органами управления на каждом уровне управления называется эшелонированием системы управления.

В иерархических системах управления органы управления верхнего уровня хотя и обусловливают целенаправленную деятельность органов управления нижних уровней, но не управляют ими в полном объеме. Принимающим решения нижним уровням управления должна быть представлена некоторая свобода в выборе их собственных решений. Эти решения могут быть, но не обязательно будут теми решениями, которые приняли бы в верхнем уровне управления.

Следовательно, иерархические системы управления имеют следующие особенности:

1. Орган управления верхнего уровня имеет дело с более крупными подсистемами или с более широкими аспектами поведения системы управления в целом.

2. Период принятия решения для органа управления верхнего уровня больше, чем для органов управления нижних уровней.

3. Орган управления верхнего уровня имеет дело с более медленными аспектами поведения всей системы управления.

4. Описания системы и проблемы принятия решения на верхних уровнях управления менее структурированы, содержат больше неопределенностей и более трудны для количественной оценки.

На деятельность подсистемы любого уровня непосредственное и явно выраженное воздействие оказывают вышерасположенные уровни управления, чаще всего ближайший старший уровень. Это воздействие называется вмешательством и носит для нижележащих уровней управления обязывающий характер в связи с необходимостью скоординировать их действия.

Вышестоящий уровень управления может скоординировать действия нижележащих уровней до того, как они примут собственное решение. Такой вид управления называется вмешательством до принятия решения. Это основной вид координации подчиненных органов управления в системах управления предприятиями.

Если вмешательство происходит после того, как нижестоящие органы управления приняли и реализовали свое решение, то такой вид координации называется вмешательством после принятия решения. В этом случае корректировка носит характер «штрафа» за неправильные или «поощрения» за правильные действия.

В настоящее время организационная структура системы управления крупными предприятиями является многоуровневой и многоцелевой. Более того, она почти всегда является иерархической.

И еще одно замечание. Не следует путать организационные структуры со структурой предприятия (организации). Организационные структуры являются типовыми элементами в строительстве предприятия (организации). В связи с этим структура предприятия (организации) может одновременно содержать различные организационные структуры на разных уровнях управления.

Основным недостатком рассмотренных ранее организационных структур систем управления является то, что они реализуют функциональную департаментизацию (управление ресурсами). При этом основные усилия управленческого персонала направлены на улучшение качества управления за счет усиления специализации органов управления. Это способствует естественному росту бюрократизма и снижению ответственности каждого функционального органа управления за выполнение целей организации.

Для устранения этих недостатков требуются такие организационные структуры систем управления, которые, сохраняя рациональное управление ресурсами, усилили бы управление конечным результатом (управление процессом).

В практике управления такой организационной структурой системы управления предприятиями является матричная структура (рис. 7).

В этой структуре наряду с линейным подчинением (по ресурсам) имеется подчинение по выполнению отдельных временных функций (по целям управления, например: дежурство, разведка, контроль, суточный наряд и др.).

 
 

 


Рисунок 7. Матричная структура системы управления

В этой структуре наряду с линейным подчинением (по ресурсам) имеется подчинение по выполнению отдельных временных функций (по целям управления, например: дежурство, обеспечение ресурсами, контроль, суточный наряд и др.).

Каждый объект управления в такой системе управления находится в двойном подчинении: по штатному расписанию и по целевому использованию во временной группе.

Матричные структуры систем управления, как правило, не предусматриваются в штатах оргструктур. Они создаются временно для выполнения специальных задач распоряжением руководителя. Например, такую организационную структуру имеют объединенные строительные предприятия на крупных строительных площадках (предприятиях с замкнутым циклом производства).

Как Вы уже знаете, к системе управления предприятиями предъявляются определенные требования (рис. 8.)

Возможности системы управления определяют предназначение системы. При этом обязательно должны быть указаны особенности и основные характеристики ее объектов управления.

Требование разведзащищенность системы управления почти полностью определяют разведзащищенность ее элементов и, в первую очередь, разведзащищенность используемой системы связи в системе управления.

Требование мобильности системы управления могут быть рассмотрены, но они не являют обязательными. Есть много систем управления, все элементы которых являются стационарными (неподвижными) и это не снижает их ценности.

Функциональные требования имеют смысл тогда, когда система управления является многоцелевой. В этих требованиях должны быть перечислены все реализуемые системой управления функции и режимы управления и, возможно, соотношения между ними на случай возможного противоречия между отдельными целями.

Технические требования определяют пропускную способность и быстродействие системы управления, а также особенности эксплуатации. Сюда также относятся требования к оперативности и устойчивости работы системы при наличии ошибок и отказов отдельных элементов.

Чаще пропускная способность системы управления заменяется некоторым «аналогом» в виде суммарного быстродействия средств обработки информации в системе. Однако и здесь задача решается неоднозначно, так как быстродействие зависит от характера операций по обработке информации.

 
 

 

 


Рисунок 8. Требования, предъявляемые к процессу и системе управления

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.