Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая последовательность разработки системы управления




Следует отметить, что речь идет о проектировании управляющей подсистемы как совокупности системы органов управления. При этом объекты управления должны быть известны заранее (заданы).

Все требования к системе управления формулируются на этапе ее предварительного проектирования. Это предварительное проектирование включает:

1) выяснение целей создания системы и задач, которые необходимо на нее возложить;

2) изучение особенностей внешней среды, с которой должна взаимодействовать разрабатываемая система управления.

Следовательно, на первом этапе проектирования системы управления в качестве требований к ней необходимо задать объекты управления и цель их действий (в том числе полномочия системы управления). На основании сформулированных требований к системе управления ведется ее конкретная разработка.

Начальный подход к этой разработке состоит в поиске наипростейшего решения. Эта гипотеза заключается в представлении управляющей подсистемы как одного единственного органа управления в лице руководителя.

Для проверки приемлемости этой гипотезы, как рабочей, необходимо проверить несколько частных условий:

1. Имеется ли подходящее должностное лицо, которое обладало бы необходимой личной компетентностью в управлении для решения предполагаемых задач.

2. На основании понятия первого информационного барьера необходимо установить, в состоянии ли один человек с его личными возможностями справиться с обработкой того объема информации, который будет к нему поступать от объектов управления.

Если все эти частные условия для руководителя выполнены, то задача проектирования завершена. Система управления в этом случае будет иметь одноуровневую линейную организационную структуру.

Напомним, что всегда следует соблюдать норму управляемости, которая определяется как количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю. Обычно считается, что норма управляемости не должна превышать 10. Поэтому если норма управляемости недопустимо превышена, то решение следует искать в форме двух или более уровневой линейной организационной структуры (рис. 9).

 
 

 


О б ъ е к т ы у п р а в л е н и я

Рисунок. 9. Иерархическая линейная структура управления

Если норма управляемости соблюдена, но нарушены другие условия, то проектирование системы управления должно быть продолжено, в ином направлении. Очевидно, что для решения поставленных задач система управления должна быть усложнена введением в нее дополнительных функциональных органов управления.

Следующей по сложности должна быть рассмотрена линейно-функциональ-ная структура системы управления (рис.4). При этом в каждом новом функциональном органе управления предварительно назначается по одному человеку - специалисту.

При введении новых органов управления следует иметь в виду, что теперь руководитель в основном будет координировать работу дополнительных органов управления. Самостоятельно он может решать лишь весьма ограниченный круг задач управления. Поэтому следует соблюдать норму управляемости.

Для того чтобы конкретизировать недостающие дополнительные функциональные органы управления (выбрать перечень необходимых функциональных специалистов), необходимо провести декомпозицию задач управления (рис. 10).

В отдельные задачи управления необходимо группировать однотипные функции управления (специалистов одного профиля).

Для проверки приемлемости этой гипотезы как рабочей необходимо для каждого функционального органа управления вновь проверить, насколько удовлетворяются частные условия 1 и 2.

 
 

 


Рисунок 10. Декомпозиция задач управления первого уровня

Если все эти частные условия имеют для каждого функционального органа управления (специалиста) удовлетворительное решение, то задача проектирования завершена. Система управления в этом случае будет иметь простую линейно-функциональную организационную структуру.

Если хоть одно из условий 1 или 2 будет нарушено, то проектирование системы управления должно быть продолжено далее. В этом случае необходимо выбрать сложную линейно-функциональную организационную структуру системы управления (рис. 11). Такая структура будет иметь сложные органы функционального управления, в которые будет входить более одного человека. Организационная структура самих функциональных органов управления будет линейной.

 
 

 


Объекты управления

Рисунок 11. Сложная линейно-функциональная структура управления

При введении новых органов управления вновь следует иметь в виду, что теперь руководитель функционального органа управления в основном будет координировать работу своих собственных дополнительных органов управления. Самостоятельно он может решать лишь весьма ограниченный круг задач управления. Поэтому следует также соблюдать норму управляемости.

Для того чтобы усилить выбранные ранее дополнительные функциональные органы управления (выбрать перечень вводимых в них функциональных специалистов), необходимо провести дальнейшую декомпозицию задач управления (рис. 12). В отдельные подзадачи управления необходимо группировать однотипные функции управления (предусматривать специалистов одинакового профиля).

 

 
 

 

 


Рисунок 12. Декомпозиция задач второго уровня

Для проверки приемлемости этой гипотезы, как рабочей, необходимо для каждого дополнительного функционального органа управления вновь проверить частные условия 1 и 2. Если все частные условия для каждого дополнительного функционального органа управления (специалиста) выполняются, то задача проектирования завершена. Если хоть одно из частных условий будет нарушено, то проектирование системы управления должно быть продолжено далее по аналогичной схеме.

Следует заметить, что при большом числе органов управления у руководителя возрастает объем по координации деятельности этих органов. При некотором пределе (по коэффициенту управляемости) необходим дополнительный орган управления для координации деятельности всех остальных (функциональных) органов управления. В качестве такого координирующего органа может выступать первый заместитель руководителя – главный инженер (в лице начальника штаба строительства).

Как указывалось ранее, существуют современные аналитические методы функционального проектирования систем управления. В последние годы разработаны эффективные методы аналитического проектирования сложных систем различного назначения в виде так называемых CASE-технологий. В одной из них, а именно в IDEF, для такого проектирования имеется IDEFO - методология создания функциональной модели системы управления.

Следует сделать еще одно замечание. Если речь идет о проектировании временных (внештатных) систем управления, то проектирование ведется аналогичным образом. Отличие в проектировании временных (внештатных) систем управления заключается в том, что первой (простейшей) организационной структурой системы управления будет матричная структура. В дальнейшем проектировании особых отличий нет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всякое управление происходит не само по себе. Ведь необходимо не только организовать систему управления, т.е. провести комплекс мероприятий, направленных на ее создание, а также развертывание и эффективное функционирование органов управления. Необходимы и соответствующие затраты ресурсов.

Напомню, что к видам обеспечения управления с использованием ресурсов управления относят:

1. Правовое обеспечение.

2. Организационное обеспечение.

3. Информационное обеспечение.

4. Лингвистическое обеспечение.

5. Методическое обеспечение.

Создание (проектирование) ресурсов управления является завершающим этапом проектирования системы управления предприятиями.

Профессор кафедры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.