Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решениях




СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУКИ ОБ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

 

Как известно, наука об управлении в структурированном виде начинает отсчет с 1911 г., когда вышла книга Тейлора «Принципы научного управления». С этого момента не прошло еще и 100 лет, но сделано очень много.

Основные технологические прорывы, обеспечившие интенсивное развитие науки об управлении, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные технологические прорывы

 

№№ п/п Технологический прорыв Создатели Годы
1. Изобретение письменности. Древние шумеры 5000-е гг. до н. э.
2. Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установления минимальной заработной платы и т.д. Хаммурапи 1800-е гг. до н. э.
3. Концепция организации. Древние евреи 1490-е гг. до н.э.
4. Законодательство в области управления организацией. Ликург 800-е гг. до н.э.
5. Человеческие отношения. Иисус Христос 20-е гг. н.э.
6. Создание науки об управлении. Тейлор 1900-е гг.
7. Методы системного анализа и исследования операций.   1940-е гг.
8. Методы измерения управленческой информации (количественные и качественные), экспертные оценки.   1950-е гг.
9. Информационные технологии управления организацией   1980-е гг.
10. Создание комплексных управленческих технологий для практического управления.   1990-е гг.

 

Накопившийся гигантский потенциал управленческой мысли требует дальнейшего обобщения и систематизации.

В первую очередь необходимо четкое определение основных управленческих понятий. В многочисленной литературе по управлению нет единого понятийного аппарата. Даже такое фундаментальное понятие, как «стратегия», нередко трактуется по-разному.

«Стратегическое решение» дает определение понятия «стратегия», вклю-

чающее помимо долговременных целей ресурсы, технологии, системы управления, необходимые для достижения этих целей. Отсутствие хотя бы одной из составляющих не позволяет считать стратегией разработанные организацией перспективные направления развития.

Если отсутствуют необходимые ресурсы, то какой бы заманчивой ни была цель, достижение ее невозможно. Если отсутствует технология достижения цели, то даже при наличии всего прочего ожидаемый результат не будет получен. Скажем, если какая-либо из развивающихся стран обладает всеми необходимыми ресурсами, включая финансовые, но не располагает необходимыми технологиями, вряд ли ей удастся в течение ближайшего времени, например, запустить искусственный спутник Земли. В то же время при отсутствии эффективной системы управления даже наличие необходимых ресурсов и технологий не является гарантией достижения поставленных целей.

Данное выше определение стратегии является конструктивным, которое являются базой для разработки стратегии развития любой организации.

Технологии стратегического управления требуют корректировки, разработанной организацией стратегии при достаточно значительных изменениях условий ее функционирования, отклонениях в ходе реализации стратегии, появлении новых возможностей или проблем. Только наличие всех составляющих стратегии, способных обеспечить ее реализацию, а также отчетливое представление о них руководства организации делают возможным использование технологий стратегического управления. Да и само понятие «стратегическое управление» должно быть конструктивным, ориентированным на использование в практической деятельности.

Сказанное выше относится не только к стратегическим, но и к тактическим и оперативным решениям. При отсутствии ресурсов, технологий, систем управления, способных обеспечить реализацию таких решений, невозможно ни тактическое, ни оперативное управление.

В уточнении и унификации нуждаются и другие определения, которыми оперирует наука об управлении.

Систематизация и обобщение необходимы сегодня многим разделам нау-

ки об управлении организацией. Приведем в качестве примера одну из основных ее составляющих - теорию мотивации.

Как известно, мотивация относится к числу основных управленческих функций. В настоящее время существует два подхода к объяснению механизмов мотивации: содержательный и процессуальный. В рамках этих подходов существуют разновидности теории мотивации, каждую из которых принято называть теорией: теория иерархии потребностей Маслоу, теория существования, связи и роста Альдерфера, теория потребностей Макклелланда, двухфакторная теория Герцберга и т.д. Единая теория мотивации, которая объединяла бы основные результаты исследований, на сегодняшний день отсутствует.

То же самое можно сказать и о многочисленных разновидностях организационных структур. В настоящее время известны и используются в реальной управленческой практике дивизиональные, матричные, партисипативные, эдхократические, сетевые и т.д. организационные структуры. Целесообразен их анализ и систематизация, выделение основных механизмов, которые позволили бы обобщить громадный практический материал, накопленный этой важной для обеспечения эффективной деятельности организации составляющей науки об управлении.

Такая картина наблюдается не только внутри отдельно взятых теорий, но и при формировании структуры науки об управлении в целом. Вновь возникающие школы и подходы требуют по-новому взглянуть на методы и технологии решения управленческих задач.

Как известно, Хоторнский эксперимент, первоначальной целью которого было подтверждение результатов, полученных в рамках школ научного управления и классической (административной), привел к созданию новой. Оказалось, что на производительность труда влияют не столько закономерности, установленные представителями первых двух школ, сколько отношения, складывающиеся между членами трудового коллектива.

В результате возникновения школ исследования операций и системного анализа появился принципиально новый инструментарий количественных методов. Развитие экспертных технологий пополнило науку об управлении возможностями проведения не только количественного, но и качественного (неколичественного) анализа.

В настоящее время существенно расширена область объектов управления, показатели которых могут быть измерены. А ведь один из основных принципов науки об управлении гласит: управлять можно только тем, что измеримо. Сейчас стал возможным расчет обобщенных критериев, индексов, рейтингов, характеризующих качество и свойства объектов управления, проведение сравнительной оценки по которым ранее было невозможным. Измеримыми стали экономическое положение предприятия, уровень активности биржи, рейтинг надежности банка, уровень влиятельности политического деятеля или бизнесмена. Тем самым были заложены реальные предпосылки создания единой теории управления организацией.

На этапе становления науки об управлении создание новых школ и подходов было оправданным. Современная наука должна более полно и четко определить круг задач, методов и технологий, которыми располагает. Этот процесс не завершен и сегодня. Возникают новые специализированные теории: контроллинг, реинжениринг, аутсорсинг и др.

Но в то же время наукой об управлении накоплен столь значительный практический и теоретический потенциал, что сегодня мы вправе говорить о том, что ею достигнут принципиально новый уровень, позволяющий ставить иные задачи систематизации и обобщения полученных ранее результатов.

Необходимо также отметить, что к науке об управлении относят результаты, связанные с управлением не только в социальных и экономических системах, но и в технических.

Предметом нашего изучения является управление в социальных и экономических системах, так как управление организацией является основным объектом управления в этих системах.

Приведем несколько аргументов, подтверждающих актуальность дальнейшего развития теории управления организацией:

1) без эффективного управления организацией невозможно ее эффективное функционирование. Это относится к деятельности любой организации, находя-

щейся в непрерывном развитии;

2) практическое управление современной организацией нуждается в рекомендациях, способных обеспечить ее эффективное функционирование. Это особенно важно в условиях конкурентной борьбы при непрерывном совершенствовании производственных технологий и возрастающей доле высоких технологий;

3) время «организационных» организаций прошло, на смену традиционным организационным структурам приходят новые, требующие новых управленческих технологий;

4) создание современных управленческих технологий невозможно без изучения закономерностей функционирования и развития организации, включая информационные системы, обеспечивающие поддержку управленческого процесса.

Управление организацией - один из самых важных, сложных и в то же время интересных объектов изучения.

Сегодня все более очевидной становится точка зрения, которой придерживаются многие классики менеджмента, и заключается она в том, что главным для успешной деятельности любой организации является не прибыль, а открывающиеся возможности. Безусловно, прибыль нужна. Но она выступает скорее в роли ограничителя, который необходимо учитывать. Гораздо важнее наличие потенциала, обеспечивающего стабильный экономический рост, возможность получения прибыли не только в настоящем, но и в будущем.

Это распространяется на деятельность не только промышленного предприятия, но и любой организации. Нужен не сиюминутный успех, а устойчивая динамика развития. Поэтому анализ управленческих технологий, определяющих принципы и механизмы управления, их влияния на достижение долговременных целей, составляет основную задачу науки об управлении организацией. Объектом ее изучения являются методы и технологии, с помощью которых управление осуществляется. Анализ, систематизация, обобщение управленческого опыта дают эффективный инструментарий для практического управления организацией, что, в конечном счете, ведет к управленческому успеху.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.