Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституц. суд и защита ПЧ

Общая хар-ка нац. мех-зма реализации ОПЧ.

Лекция 10. Нац. мех-зм реализации ОПЧ

Реализация и эффективность норм об ОПЧ в демократич. прав. гос-ве и справедливом гражд. общ-ве зависит от наличия многих усл-й и факторов. К их числу отн-ся: состояние эк-ки, уровень Rt з/дат-ва, институтов демократии в сист. органов гос. власти, дух.-культ. потенциал общ-ва и др. Влияние этих факторов на реализацию норм об ОПЧ явл-ся предпосылкой их осущ-я. Наряду с этим на эволюцию иреализацию ПЧ оказыв-т влияние правозащ. мех-змы, функционирующие как на нац., так и на м/унар.м ур-нях.

Соt м/унар. право не т-ко защищает индивида от незаконных посягательств на его свободу, но и предоставляет каждому право на прямой доступ в м/унар. органы. Однако право обратиться в них, чб защитить св. права, индивид имеет т-ко после того, как исчерпаны все внутригос. ср-ва прав. защиты. В демократич. странах накоплен > опыт создания и функционирования развитой сист. институтов и мех-змов, α содействуют обеспеч-ю защиты ПСЧ, закрепл-х в конст-циях и в отраслевом з/дат-ве разл. стран.

Задача нац. регулир-я ОПЧ:

во-1, max полно и последоват-но закрепить в законе осн. ОПЧ;

во-2, органически включить ПЧ во все прав. институты, обеспечить их вз/связь с принципами рыночн. эк-ки, упр-я гос-вом, федеративн. устр-ва;

в-3, создать мех-змы, стр-ры, процедуры и нормы, необх-е для осущ-я ОПЧ.

Конст-ция РФ провозгласила, что ПСЧ явл-ся высшей ценностью, и опр-ла сист. реализации ОПЧ как сист. особых правоотн-й, связ-х с их защитой. Конст-ция т.же обозначила набор ср-в и методов, α необх-мы для защиты этих прав, провозгласила осн. принципы, α д/применяться гос-вом для выполн-я возложенной на него обяз-ти признавать, соблюдать и защищать ПСЧ. Согласно Конст-ции РФ, защита ПСЧ и гражд-на отн-ся как к ведению РФ, так и к предметам совместн. ведения Федерации и ее субъектов.

Отличит. особ-ть Конст-ции РФ состоит в том, что она, провозглашая ПСГ, устанавл-т, что их призн-е и соблюд-е явл-ся обяз-тью гос-ва. Опр-ны и необх-мые для защиты этих прав осн. мех-змы. К числу институтов, на α возложена ответ-ть за их обеспеч-е и защиту, отн-ся все ветви гос. вл-ти. Они составл-т основу внутригос. мех-змов защиты ПЧ и опр-т методы, процедуры и ср-ва, α дейст-т в единой сист. защиты ПЧ и обеспеч-т реализацию ОПСЧ. К ним Конст-ция РФ относит:

1) защиту ПЧ Президентом как гарантом конституц. ПСЧ и гражданина;

2) защиту ПЧ органами з/дат. и испол. вл-ти;

3) защиту ПЧ органами правосудия;

4) защиту ПЧ органами местного с/упр-я, а т.же администр.-прав. защиту;

5) защиту ПЧ нац. институтами (омбудсмен и Комиссия по ПЧ).

В системе нац. мех-змов реализации ОПЧ наи> эффект. институтом явл-ся конституц. правосудие. Оно осущ-ся конституц. судами или квазисуд. органами, наделенными полномочиями осущ-ть конституц. контроль и обеспечивать своей деят-тью верховенство конституции и приоритет ПСЧ.

Идея европ. модели конституц. конт-ля принадлежит австрийскому юристу, участнику разработки Конст-ции Австрии 1920 г., а затем члену КС этой страны Г.Кельзену. Он исходил из того, что раз конст-ция явл-ся осн. законом страны, из содерж-я α вытекают все другие законы, то для обеспеч-я наи> стабильности нужна особая сист. конт-ля. З/дат. орган теор-ки м/рассм-ся в кач-ве творца (создателя) права, а не в кач-ве органа по применению права, привязанного к конст-ции. В действит-ти же он таким творцом явл-ся лишь в огранич. мере. →, сам парламент не м/учитывать это обстоят-во, с тем чб обеспечить свое подчинение конст-ции. Именно органу, не зависимому от парл-та и от др. гос. вл-ти, т.е. суд. органу или КС, д/б поручено аннулирование неконституц. актов.

М/у 2-мя мир. войнами институт конституц. конт-ля в виде специализированных суд. органов получил весьма широкое распространение в Европе.

Большое значение имеет толкование конституции, являющееся исключит. функцией КС, в принципе хар-рной для института конституц. конт-ля повсюду. Так, КС РФ Є право толкования Конст-ции России.

Решения КС обязательны для всех органов з/дат., исполн. и суд. власти.

В США Верх. суд, осущ-й конституц. контроль, в своих решениях дает толкование Конст-ции, без α невозм-но уяснить конкретное содержание и степень юрид. защищенности ПСЧ и граждан США. Верх. суд явл-ся высш. органом конституц. конт-ля США. Все его реш-я прямо или косвенно связаны с обвинениями разл. органов власти и упр-я в наруш-и ПСГ. if против любого служащего или ведомства федеральн. прав-ва или прав-ва штата выдвигаются обвинения в нарушении законности, за окончат. реш-м по делу граждане м/обратиться в Верх. суд.

Каждый американец имеет право на «равное правосудие для всех в соответствии с законом». Верховный суд США в известном решении по делу «Браун против школьного совета» (1954 г.), опираясь на X поправку к Конституции, гарантирующую равные права и исключающую какие бы то ни было привилегии и иммунитеты, признал пр-ку раздельн. обуч-я черных и белых в сегрегиров-х школах многих штатов США противоправн. Принимая это реш-е, Верх. суд давал прав. оц-ку многим законам штатов. В 1975 г. Верх. суд США вынес решение об антиконституц-ти закона штата Техас, ограничивавшего права детей нелегальн. иммигрантов посещать общеобр-е школы штатов.

Иная форма защиты прав и свобод в рамках сист. конституц. конт-ля принята в ФРГ, Австрии, Испании и неα других странах, в α граждане наделяются правом конституционной жалобы. Так, з/дат-во ФРГ полностью подпадает под конт-ль Фед. КС. Фед. и земельн. органы исполн. власти, а т.же парл. <во обладают правом запроса о конституц-ти любого вступившего в силу закона. Конституц. жалоба вооружает гражд-на правом обжаловать закон, if он считает, что такой закон нарушает его осн. права. Возбуждение дела в порядке конституц. жалобы требует в кач-ве предварит. усл-я, чб были исчерпаны все др. ср-ва прав. защиты.

Для того чб избежать эту предварит. стадию, истцу нужно доказать, что нанесенный ему ущерб имеет «всеобщее значение» и что затягивание рассмотрения дела повлечет серьезные непоправимые последствия в отн-и всех лиц, α оно м/затронуть. Право на инд. жалобу в ФРГ распр-ся на деят-ть всех 3 ветвей власти, α подпадают под констит. контроль. В ходе рассмотрения констит. жалоб, касающихся наруш-я осн. ПСГ актами исполн. власти, Фед. КС ФРГ подвергает конт-лю любые действия исполн. власти, в т.ч. и отн-ся к компетенции фед. канцлера, а т.же устанавливаемые им осн. напр-я пол-ки.

Вместе с тем граждане ФРГ имеют право оспаривать конституц-ть закона путем инд. констит. жалобы, if они считают, что закон нарушает их осн. права. Обязат. усл-м принятия такой жалобы явл-ся обяз-ть заявителя обосновать то, что этим законом ему наносится прямой и явный ущерб. Мех-зм конституц. жалобы сущ-т для укрепл-я гарантий защиты ПЧ, воздействия на пр-сс стабилизации Конст-ции и реализации ее демократич. норм.

В соотв-и с Конст-цией РФ и с ФЗ от 24.06.1994 «О КС РФ» толкование Конституции явл-ся исключит. прерогативой КС и его реш-я по этому поводу обязательны для всех органов з/дат., исполн. и суд. вл-ти.

Согласно п. 3 ст. 3 этого Закона, КС РФ по жалобам на нарушение конституц. ПСГ и по просьбе судов проверяет конституц-ть закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Что же касается института инд. конституц. жалобы как гарантии защиты ПСГ, то, согласно ст. 96 указанного Закона, правом подачи инд. жалобы на нарушение конституц. прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а т.же иные органы и лица, указанные в ФЗ.

Однако сущ-т 2 усл-я для принятия судом жалобы к рассмотрению: речь должна идти, во-1, о законе, затрагивающем конституц. ПСГ; во-2, о законе, подлежащем применению в конкретном деле, рассмотрение α завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон (ст. 97).

→, граждане или объединения граждан м/обжаловать закон т-ко тогда, когда он противоречит их правам и свободам.

Конституц. контроль защищает гражданина т.же в пр-се правоприменения: от наруш-я его осн. прав и свобод неконституц. законом, применяемым или подлежащим применению судом или иным правоприменит-м органом.

Т.о., институт конституц. конт-ля, защищающий ОПЧ, явл-ся неотъемлемым атрибутом демократич. прав. гос-ва.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Частотные характеристики цифровой системы | Судебная защита ПЧ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.