Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная защита ПЧ

Среди разнообразных нац. мех-змов и ср-в обеспечения ПСЧ наиболее распространенной явл-ся суд. защита. Ее принципы и формы осущ-я предусмотрены в разных м/унар.-прав. актах. Так, в п. 3 ст. 2 М/унар.го пакта о гражд. и полит. правах 1966 г. говорится о том, что каждое гос-во-участник обязуется:

а) обеспечить любому лицу, права и свободы α, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное ср-во прав. защиты, даже если это наруш-е было совершено лицами, действовавшими в офиц. качестве;

б) обеспечить, чб право на прав. защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентн. суд., администрат-ми или з/дат. властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным прав. системой гос-ва, и развивать возможности судебной защиты.

В ст. 8 ВДПЧ специально указывается, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными нац. судами в случае нарушения его осн. прав, предоставленных ему конст-цией или законом.

Суд. защита ПСГ предусмотрена во многих конст-циях мира. Положения о суд. власти как гаранте охраны ПСГ содержатся в Билле о правах США. В XIV поправке к Конст-ции США говорится о законном суд. разбират-ве как гарантии защиты жизни, свободы и собств-ти граждан США, о = для всех защите закона.

Фундамент. роль суда в деле защиты и обеспечения ПЧ предусмотрена в ст. 19 Осн. закона ФРГ, α предоставляет право доступа в суд любому гражданину, if его права ущемлены. Это означает, что любая деят-ть гос-ва подлежит суд. контролю; любая норма закона, ограничивающая суд. контроль деят-ти гос-ва, прямо пр-речит Конст-ции и в силу этого м/б признана Федеральн. КС не имеющей юрид. силы. С др. стор., любой гражданин ФРГ имеет право обращаться в Федеральн. КС, if он считает, что его осн. права нарушены гос-вом.

Суд. защита ПСГ закреплена в росс. Конст-ции, ст. 46 α предусм-т, что реш-я и действия (или бездействие) органов гос. власти, органов местного с/упр-я, общ. объед-й и должн. лиц м/б обжалованы в суд. При этом Конст-ция гарант-т каждому право на получение квалифиц. юрид. помощи, α в случаях, предусм-х законом, оказ-ся бесплатно (ст. 48).

Право гражд-на на обращ-е в суд за суд. защитой своих прав и свобод регулир-ся и отраслевым з/дат-вом. Согласно ст. 3 ГПК, всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установл-м законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

Система суд. защиты ПЧ в соt гос-вах мира действует в неск-ких формах, а именно ч/з: конституц. суды; суды общей юрисдикции; специализированные суды, т.е. суды адм. юрисдикции, трудовые, соц. суды.

М/у англо-амер. прав. семьей (В/бр., Австралия, США, Индия и др.) и романо-герм. прав. семьей (Италия, Франция, Австрия, ФРГ и др.) сущ-т принц. различие. Для 1-й хар-рно, что она была создана судьями, разрешавшими споры между отд. лицами. Для 2-й – что господствующая роль отведена закону и в странах, Є к этой семье, действуют кодексы.

Общее право в Англии создано королевскими Вестминстерскими судами. Это было право суд. практики, α в Англии не т-ко применяет, но и создает нормы права. Суд. практика явл-ся осн. ист-ком англ. права. В странах англосакс. прав. семьи иски рассм-ся на основе прецедентов, α создаются высокими судами и явл-ся источником права.

В романо-герм. прав. семье сущ-т разделение судов на общие суды, рассматривающие иски о наруш-и прав граждан др. гражд-ми, и администр. суды, рассматривающие иски о нарушении ПСГ гос-вом, его органами и должн. лицами. Акты и реш-я властей на основании их несоотв-я Конст-ции м/б обжалованы гражд-ми в конституц. суды, выносящие реш-я о конституц-ти законов и рассматр-щие иски граждан о наруш-и их конституц. ПС.

В странах англосакс. прав. семьи жалобы граждан рассм-ся вышестоящими судами. Примером страны с развитой прав. сист. общего права м/служить Англия. Здесь суд. контроль явл-ся ср-вом, с помощью α англ. Высокий суд проверяет правильность пр-са принятия реш-й в нижестоящих судах, арбитражных учр-х и иных гос. органах. Такая конструкция компетентных суд. органов дает возм-ть любому лицу искать защиту своих прав от наруш-й гос. органами и чиновниками, юрид. или физ. лицом.

Чб обосновать свои претензии, гражд-н м/ссылаться на нормы нац. и м/унар. права. Такое право индивида, основанное на закрепл-м в конст-циях демократич. стран положении о приоритете общепризн. принципов и норм м/унар. права, α провозглаш-ся составной частью нац. прав. системы и непоср-венно порождает ПСГ, обяз-т суды в св. деят-ти руководств-ся м/унар. соглашениями по ПЧ.

Анализ суд. пр-ки позволяет сделать вывод, что суды гос-в явл-ся органами, применяющими нормы м/унар. права. Неα ученые-юристы даже считают, что противоречащие м/унар. праву решения судов д/квалифицироваться как противоправные акты гос-ва, влекущие за собой ответ-ть последнего.

Однако суды >ва стран мира отн-но редко ссылаются в св/ реш-х на м/унар.-прав. акты. По разл/ причинам ни одна из стран мира полностью еще не воплотила идею прямого применения в нац. судах норм м/унар. права, α регулируют отн-я м/у людьми и их прав-вами.

Суд в обычном судопроизводстве связан не т-ко положениями конст-ции, но и др. прав. актами. Но обычный суд, вопреки его связанности законом, м/отказаться применить нормы, не соотв-е положениям конституции. Такой отказ или разрешение дела в соотв-и с неконституц-м, по мнению суда, но действующим законом м/б оспорены в КС, за α, по Конст-ции, сохр-ся монополия признать закон неконституц-м и лишить его юрид. силы.

В системе юрид. гарантий основных ПСЧ важное значение имеют спец. процесс-ные процедуры, с помощью α обеспеч-ся реализация таких ПСЧ. Матер. права м/б реализованы поср-вом опр-х процесс-ных процедур, α гарантируют особый порядок защиты этих прав. Например, право на неприкосновенность личности обеспечивается опр-й системой процесс-ных процедур.

В связи с этим м/указать на одну из наи> значимых, применяемых в пр-ке демократич. стран процедуру – «Habeas Corpus». Это традиц. наименование суд. приказа, α напр-ся должн. лицу, ответственному за содержание арестованного под стражей. Приказ предписывает доставить арестованного в суд и сообщить о времени и причинах его ареста.

Впервые эта процедура была введена в Англии законом 1679 г. «Habeas Corpus Act», согласно α каждый задержанный или арестованный, а т.же тот, кому было отказано в освобождении под залог, вправе обратиться в суд с просьбой осущ-ть произв-во на основе «Habeas Corpus». В соотв-и с заявлением судья адресует учр-ю, где нах-ся задержанный, требование доставить его в теч. 24 часов в суд, с тем, чб проверить законность задержания или ареста. В судебном заседании по этому? участвует сам проситель или его законный представитель. В случае ареста в заседании участвует т.же общ. обвинитель, α д/детально объяснить суду мотивы ареста. Если суд принимает реш-е о необоснов-ти задержания, ареста или заключения, лицо, подвергшееся этим санкциям, д/б немедленно освобождено. Выпущенный на свободу в порядке произв-ва на основе «Habeas Corpus» не м/б вторично задержан, арестован или подвергнут заключению по тем же основаниям.

Поскольку праву на судебную проверку законности ареста, воплощенному в процедуре «Habeas Corpus», придается огромное значение как норме, выверенной и утвердившейся в практике правосудия, это право получило закрепление во многих универсальных м/унар. договорах, региональных конвенциях по правам человека. Так, в п. 4 ст. 5 Европейской конвенции о защите ПЧ и основных свобод записано следующее: «Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела, в рез-те α суд в срочном порядке выносит постановление относительно законности его задержания (с. 194) и распоряжение о его освобождении, если задержание незаконно». И далее предусматривается, что «каждый, кто был жертвой ареста или содержания под стражей в наруш-е полож-я наст. статьи, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой».

Аналогичные положения содержатся в Амер. конвенции ПЧ. Так, в п. 1 ст. 25 говорится, что каждый имеет право на прямое и скорое обращение или на любое другое эффективное обращение в компетентный суд или трибунал для защиты против действий, α нарушают его основные ПС, признаваемые конст-цией или законами соотв-го гос-ва или по наст. Конвенции, даже в том случае, когда такие нарушения совершены офиц. лицами или лицами при исполнении служебных обяз-тей.

В соt мире право на суд. обжалование с целью восстановл-я ущемленного права приобретает все > универс. хар-р. Это объясняется высокой степенью демократичности суд. разбират-ва, основывающегося на принципах независ-ти суда, гласности, состязат-ти, непоср-венности, устного разбират-ва, представления доказат-в и т.п. Право гражданина на суд. иск в кач-ве универс. юрид. ср-ва защиты позволяет отстаивать не т-ко интересы истца, но, в конечном счете и всего общ-ва, содействуя т.с. обеспеч-ю режима законности и правопорядка. Одноt это право служит действенной формой конт-ля за деят-тью гос. аппарата, ср-вом б-бы с бюрократией и злоупотребл-ми властью.

4. Исполнительная власть и защита ПЧ.

Прав-во РФ «осущ-т меры по обеспеч-ю законности, ПСГ». Защита ПС возложена на фед. суды и централизованную в масштабах Федерации прокуратуру, а т.же на фед. правоохр-е органы исполн. власти. К институтам, на α возложена осн. ответ-ть за обеспечение и защиту ПС, в 1-ю очередь отн-ся все ветви власти – з/дат., исполн. и суд. В соотв-и с Законом РФ от 27.04.1993 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих ПСГ» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, if считает, что его ПС нарушены действиями или реш-ми гос. органов, органов местного с/упр-я, общ. объед-й. Согласно ФЗ от 21.07.1994 «О КС РФ», отд. лица обладают правом на обращение в КС по поводу наруш-я законом их ПС.

Юрид. гарантией явл-ся охрана законом прав потерпевших от преступл-й и злоупотребл-й властью. Гос-во обеспеч-т потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конст-ции РФ).

В РФ каждому гарант-ся право на получение квалифиц. юрид. помощи, α в ряде случаев, предусмотренных законом, предоставляется бесплатно (ст. 48 Конституции). Широко используются административные способы защиты прав и свобод граждан.

Гос. защита ПЧ и гражданина не исключает с/стоят. активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Такой подход расширяет возм-ти чел-ка и гражд-на, α м/проявлять инициативу, расширять круг способов отстаивания своих ПС. Гарантии этой защиты закреплены в ст. 33 Конст-ции РФ, предусматривающей, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а т.же направлять инд. и коллект. обращения в гос. органы и органы местного с/упр-я. Одной из форм обращений явл-ся заявления и жалобы граждан, связанные с ущемлением их ПС.

Признавая конституц. право каждого чел-ка на «законную с/защиту своих прав», гос-во призвано опр-ть тот специфич. набор ср-в и методов, α необх-мы для этого чел-ку. Конст-ция РФ предполагает широкий спектр применения таких ср-в и методов, включая м/унар.-прав. способы защиты. Такими способами защиты м/б т.же обращения в СМИ к профсоюзу, трудовому колл-ву, разл. рода собраниям граждан. Однако при широком выборе возм-тей защиты своих прав недопустимы любые экстремистские действия, наносящие ущерб интересам общ-ва.

К функциям РФ м/отнести т.же обяз-ть гос-ва содейств-ть становл-ю и Rt независ. от власти инст-тов, α, согласно м/унар. стандартам, п/с органы, учреждаемые Конст-цией или законом, для осущ-я конкретн. ф-ций в обл. ПЧ. Хотя число и разнообразие таких учр-й огромно, они не явл-ся ни суд., ни з/дат. органами. В единой сист. защиты ПЧ эти учр-я выполняют ф-цию такого мех-зма системы защиты ПЧ, α дополняет деят-ть гос. органов. Не заменяя собой другие институты, действуя как на нац., так и на м/унар. ур-нях, они призваны содействовать гос-ву в обеспеч-и ПЧ. Негос. учр-я по ПЧ не правомочны выносить постановл-я, явл-ся обязат-ми с прав. т.зр. Однако это не означает, что рекомендуемые ими меры м/игнорировать.

К таким учр-м (согласно Конституции РФ и соотв-м росс. з/дат. актам) отн-ся Комиссия по ПЧ при Президенте РФ и Уполном-й по ПЧ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституц. суд и защита ПЧ | Комиссия по ПЧ при Президенте РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.