КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеологические конструкты
Сравнение жесткого и мягкого подходов к переговорам (по Г.Г. Почепцову)
Бесперспективность «жесткого подхода» – борьбы за выигрыш – кроется в том, что, во-первых, выигрыш одной из сторон автоматически означает проигрыш другой, а во-вторых, обе стороны, обладая знанием о возможности проигрыша, будут бороться за выигрыш и конфликт может перерасти в затяжной кризис. «Мягкий подход», где мы ориентированы делать уступки, не является альтернативой. Его очень трудно выдержать психологически, что опять-таки означает невозможность нахождения решения, нужного обоим. Модель «Гарвардского проекта», получившая также название «принципиальные переговоры», базируется на четырех постулатах: 1. Делайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров. 2. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях. 3. Разрабатывайте взаимовыгодные варианты. 4. Настаивайте на использовании объективных критериев. Первое правило заставляет нас быть твердыми в отношении проблемы, но мягкими в отношениях с людьми, участвующими в переговорах. Переговоры – это в первую очередь эффективная коммуникация. Второй постулат позволяет заглянуть вглубь механизма целедостижения. Ведь главное в переговорах не отстаивание позиции (жестко сформулированных условий, от которых невозможно отойти), а достижение интересов. Работа с интересами оказывается эффективнее, поскольку: • Позиция – это «окаменевший» интерес, интерес, представленный с одного ракурса. • Любой интерес можно удовлетворить несколькими возможными позициями. • Позиции содержат гораздо больше интересов (в том числе и ненужных), чем те, которые непосредственно входят в противоречие. Третий постулат не вызывает сомнений для достижения общих интересов, а последние позволяют соизмерять результаты через независимые от сторон критерии, что просто позволяет сократить время на споры.
Мифология современного мира неразрывно связана с идеологией, поэтому остановимся на некоторых определениях идеологии. Известный исследователь Славой Жижек считает, что «идеологическое пространство содержит несопряженные, несвязанные элементы – «плавающие означающие», сама идентичность которых «открыта» и предопределяется их сочленением в цепочки с другими символическими элементами. Центральным у Жижека здесь является понятие «плавающего означающего», которое впервые было применено французским психоаналитиком Ж. Лаканом. Каким же образом этот теоретический конструкт использует С. Жижек в отношении к идеологии? Жижек рассматривает это на примере. Предполагается, что в идеологическом пространстве «плавают» те или иные «означающие» – «свобода», «равенство», «государство», «справедливость», «процветание», «разруха», «мир». При внесении в этот конгломерат более сильного, господствующего означающего («коммунизм»), всем остальным придается определенное в данном случае «коммунистическое» значение. Тогда становится ясно, что настоящая свобода возможна только после преодоления природы буржуазной свободы, которая на самом деле лишь одна из форм порабощения; «государство» становится орудием господства правящего класса; «равенство» выступает как лозунг мелкой буржуазии, направленный на устранение дворянских привилегий; рыночный обмен не может быть «справедливым», поскольку сама форма эквивалентного обмена между трудом и капиталом предполагает эксплуатацию; «процветание» стране может обеспечить только социалистическая плановая организация хозяйства и т.п. То есть пристегивание «коммунистического» означающего к «плавающим означающим» выстраивает из них вполне законченную, все объясняющую картину мира. Точно также пристегивание «либерального», «консервативного» означающего формирует другие ряды значений из тех же означающих, и картина мира меняется калейдоскопически. Почему идеология может быть успешной? Жижек выдвигает несколько ответов на этот вопрос. Во-первых, идеология всегда претендует на истинность. Во-вторых, идеология внутренне непротиворечива и позволяет поставить себе на службу даже факты, ее опровергающие. В-третьих, идеология стремится избежать работы с содержанием, так как содержание может быть фальсифицировано, а форма не имеет оснований для критики и сомнения. При анализе идеологии следует различать три основных вопроса: 1) «Что такое идеология?»; 2) «Как действует механизм идеологии?»; 3) «Почему возникает потребность в идеологии?». Ответ на эти три вопроса составляет две части. В первой части демонстрируются возможные причины, по которым идеология становится эффективна и актуальна, а также делаются пояснения, касающиеся носителей идеологии. Во второй части объединены ответы на первый и второй вопросы. Такое объединение сделано по причине того, что сложно дать определение идеологии, не объясняя механизмов ее «работы». Часть I. Эпоху идеологически определенных массовых движений открыла Французская революция, и с тех пор идеологии выступали важным средством самоопределения различных социальных сил. Также оказалось, что идеология может быть сильным средством сохранения господства, когда социальный порядок стало возможно поддерживать не на штыке, а на кончике пера, то есть с помощью СМИ. Поддержание порядка таким способом стало сопряжено с меньшими экономическими и организационными издержками, Постепенно идеологией как средством борьбы за господство овладевало все большее число социальных групп. Из политической сферы идеология перемещается в сферу профессиональную и культурную. Для профессиональных групп идеология выполняет некоторые внутренние и внешние функции: внутренние – формирование образцов идентификации, поддержание корпоративной целостности, передача основ профессиональной этики; внешние – формирование благоприятного образа группы, выполняющей социально значимые функции, способ легитимации власти через тезис о связи; качества работы с имеющимися credentials, расширение сфер влияния, получение дополнительных экономических и социальных привилегий от общества. В профессиональной сфере существует дифференциация между «идеологами», т. е. теми, кто производит и транслирует идеологический дискурс, главным образом через профессиональные объединения, кодексы профессиональной этики и т. п., и остальным профессиональным сообществом, принимающим идеологию и воспроизводящим ее в своих социальных практиках. Часть II. Идеология стремится к репрезентации в пространстве публичного обсуждения. Став спутницей современного общества, во многом живущего в символическом пространстве средств массовой коммуникации, за его пределами идеология распадается подобно медузе, вынесенной из морской воды и оставленной на солнце. Идеология закрытого клуба может быть и существует, но она не способна оформиться в идеологию до тех пор, пока не выходит за стены этого клуба. Только переместившись на страницы газет и интернет-сайтов, воспроизводясь на радио и по телевидению, высказывания становятся идеологией. Идеология репрезентирует себя как мнение большинства или хотя бы как мнение, о котором большинство не знает в настоящий момент, но, которое, безусловно, будет разделяться большинством, когда оно узнает об этом мнении. Идеология смело берет на себя миссию просвещения, используя дидактику воздействия и убеждения. Идеология апеллирует к научности как наиболее авторитетной форме знания. Наука и техника составляют основу легитимации господства в современном обществе. При этом широко используется научная лексика, часто в отрыве от наличествующего научного контекста. В обсуждении экологических проблем «зеленые» и менеджеры предприятий, выбрасывающих в окружающую среду ядовитые отходы, прибегают к помощи ученых, признавая их мнение как самое авторитетное. Идеология предполагает восприятие реальности через установленную жесткую систему ценностных координат. Идеология дуалистична, противопоставляет чистое «мы» злому «они», провозглашая: кто не со мной, тот против меня». Идеология позволяет различить «+» и «–», не вдаваясь в причины такого различения. Идеология стремится быть простой и четкой, даже в том случае, когда эти простота и ясность искажают обсуждаемый предмет. Идеологическая картина рисуется четкими линиями, черной и белой красками. Идеолог пользуется преувеличением и шаржем, как карикатурист. Идеология внутренне непротиворечива: с помощью идеологии можно объяснить все, находясь в пределах избранной идеологической системы. Идеология исходит из нескольких простых концептов, которые при воспроизведении тасуются и формально подаются «под разным соусом». Идеология – это рутинизация, то есть бесконечное повторение, тиражирование, автоматическое усвоение идеи. Идеология обращена к потенциально безграничной аудитории, и поэтому апеллирует простыми лингвистическими конструктами. Идеология иерархизирует мышление, навязывает стиль мышления, навязывает стиль жизни. Идеология стремится совершить экспансию на все большее число символических пространств: наука, политика, повседневность, искусство, экономика. Таким образом, идеология – мировоззрение, в неявном виде содержащееся в различных формах социальной жизни. Идеология мифологична. Идеология широко использует риторические обороты и взывает к эмоциональному восприятию феноменов. Наукообразность не лишает идеологию эмоциональности, но предлагает рационализованные объяснения этой эмоциональности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |