КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование финансов и основные концепции финансового регулирования
Государство формирует экономическую политику и осуществляет законодательное регулирование экономики на макро- и микроуровнях, то есть государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на экономические процессы в социально-экономической жизни общества. Все направления государственного регулирования взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности и не предполагает наличия преимущества государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных представительных и исполнительных органов власти. В основу государственного регулирования заложена определённая финансовая концепция. На данный момент в РФ теоретически или практически освоены три основные концепции: 1. монетаризм; 2. кейнсианство; 3. политика экономического роста. В современном мире наиболее известные и прямо противоположные по своим положениям являются две концепции: монетаризм и кейнсианство. В качестве идеологических постулатов монетаристы приветствуют свободный нерегулируемый рынок и предписывают государству единственную функцию- поддержание стабильности темпа роста денежной массы в стране. Монетаризм широко используется МВФ для реализации программ, финансовой стабилизации в государствах, которые испытывают значительные экономические трудности и привлекают внешние кредиты для централизации финансирования дефицита государственного бюджета. Практическая рекомендация монетаристской концепции сводится к следующему: 1. сокращение государственных расходов, 2. повышение налогов. Целью политики является сокращение покупательной способности населения, снижение, а по возможности ликвидация дефицита государственного бюджета, уменьшение уровня инфляции. Одновременно с этим происходит неизбежно уменьшение темпов роста объёма производства продукции, так как сокращение спроса приводит к трудностям сбыта произведённой продукции. Сдерживание спроса предприятий и физических лиц путём жёсткой денежной политики связано с политикой «дорогих денег» через сокращение денежной массы и темпов эмиссии, что не создаёт условий для прироста продукции, который мог бы обеспечить снижение цен. В этих условиях у предприятий ограничены возможности привлечения кредитов извне, поэтому в связи с уменьшением спроса неизбежно происходит сворачивание производства и сокращение его объёмов. Противоположной концепцией является финансовая концепция кейнсианства. В идеологической основе выступает государственное регулирование экономики и государственная поддержка проводимых в экономике страны институциональных преобразований. В практическом смысле концепция основана на экспансионистской финансовой политике, включающей уменьшение налогов, увеличение налогооблагаемой базы, многократное на этой основе увеличение государственных расходов. При этом увеличивается денежная масса в обращении, что приветствуется. Приветствуются также государственные инвестиции в реальный сектор экономики, в человеческий капитал, расширяется, покупательная способность населения, увеличивается совокупный спрос на товары, работы, услуги. Такая финансовая политика имеет обратную сторону, и опасна, так как требует жёсткого контроля за ценами, так как издержи производства имеют тенденцию к росту. В условиях расширения кредитования государством реального и общественного секторов создают риск дополнительной инфляции. Увеличение государственных расходов возможно двумя путями: 1. за счёт повышения эффективности использования бюджетных денег; 2. за счет увеличения налоговых поступлений, которое эффективно, если происходит не за счёт увеличения налоговых ставок и количества налогов, а за счёт расширения темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае, когда растёт производство, можно добиться увеличения налоговых поступлений в бюджет, не повышая ставки налогов, не вводя дополнительные сборы. только в этом случае расширится налогооблагаемая база. Темпы роста государственных расходов не должны превышать темпы роста доходов, за этим нужен государственный контроль. Для реализации экономической политики государство должно иметь долгосрочные программы и проекты, централизованные инвестиционные вложения с просчитанным экономическим эффектом от их реализации с сведением коррупции в государственном аппарате к разумному уровню. Эти две концепции в чистом виде применяются крайне редко, причём применить их не так просто. К примеру, применение первой концепции в разных государствах привело к полному провалу. Применение второй чревато срывом к росту темпов инфляции вплоть до гиперинфляции и ростом бюджетного дефицита. При определённых благоприятных условиях эта концепция может дать положительный результат, но она требует разработки твёрдой законодательной базы для каждого проекта, твёрдых рамок для вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. В 90-е годы прошлого века появилась третья концепция, которую условно называют «политика экономического роста». Главный элемент государственного регулирования этой концепции - девальвация национальной валюты, которая приводит к уменьшению цены продукции, произведённой внутри страны, уменьшение затрат на производство и реализацию, следовательно, увеличение конкурентоспособности национальной продукции. Одновременно с этим происходит сдерживание внутреннего потребления из-за падения реальной заработной платы в стране. При этом отмечается удорожание импорта, удешевление экспорта, увеличивается размер внешнего долга, увеличивается количество денег, которые вынужден затрачивать государственный бюджет на выплату процентов по внешним долгам. Правда, стимулирование экспорта способствует погашению внешних долгов, так как обеспечивает увеличение притока иностранной валюты в государство и увеличение золотовалютных резервов. Чтобы добиться хороших последствий, государство должно обеспечивать положительное сальдо торгового баланса страны, только за счёт этого оно может покрыть возросшие расходы на выплату внешних долгов. Для внутреннего состояния экономики имеет решающее воздействие сокращение издержек производства и себестоимости единицы продукции. Сама девальвация не может этого обеспечить, хотя сторонники монетаристской концепции считают, что результат свободного ценообразования – уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианство считает, что цены малоподвижны, не могут реагировать на состояние спроса и предложения, изменение цен не может служить ориентиром в рыночной конъюнктуре. Показатели, что быстро реагируют на соотношение спроса и предложения – объём продаж и величина запасов товарно – материальных ценностей на производстве. между уровнями цен и денежной массой существует определённая зависимость, причём различные школы по-разному трактуют её. Монетаристы считают, что это прямая и непосредственная зависимость, любое увеличение денежной массы приводит к росту инфляции и ЦБ должен следить за темпами роста денежной массы в обращении. но политика жёсткого сдерживания темпов роста денежной массы в условиях повышенного спроса на деньги приводит к тому, что деньги – главный дефицит. Предприятия изобретают квазиденьги (векселя), переходят на бартер. Это выгодно тем, кто занимается бартером, так как даже в высокую инфляцию их реальные доходы растут, но доходы государства резко падают, платёжеспособный спрос населения резко сокращается. Кейнсианская школа считает, что в соотношении между уровнем цен и денежной массой есть одно опосредующее, но важное звено – степень монополизированности экономики в целом и отрасли в частности, так как рост цен в монопольном секторе всегда в разы выше, чем там, где реальная конкуренция, а чем выше степень монополизации, тем выше уровень инфляции. Поэтому кейнсианцы считают, что дело не в объёме денежной массы, глупо её сокращать, дело в регулировании цен в монопольных секторах, которое должно проводить государство путём установления предельного уровня ежегодного повышения цен, который не может превышать уровень инфляции в стране более, чем на 2-3%. В действительности государство применяет элементы всех экономических концепций, выборочно по необходимости, в зависимости от задач, никакого единого рецепта, применимого для всех стран не существует, каждая политика имеет плюсы и минусы, у всего есть обратная сторона медали.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |