Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование финансов и основные концепции финансового регулирования




Государство формирует экономическую политику и осуществляет законодательное регу­лирование экономики на макро- и микроуровнях, то есть государственное регулирование пред­ставляет собой законодательно оформленную систему воздействия на экономические процессы в социально-экономической жизни общества. Все направления государственного регулирования взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности и не предполагает наличия преимущества госу­дарственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных зако­нодательных представительных и исполнительных органов власти. В основу государственного регулирования заложена определённая финансовая концепция. На данный момент в РФ теорети­чески или практически освоены три основные концепции:

1. монетаризм;

2. кейнсианство;

3. политика экономического роста.

В современном мире наиболее известные и прямо противоположные по своим положени­ям являются две концепции: монетаризм и кейнсианство. В качестве идеологических постулатов монетаристы приветствуют свободный нерегулируемый рынок и предписывают государству единственную функцию- поддержание стабильности темпа роста денежной массы в стране. Мо­нетаризм широко используется МВФ для реализации программ, финансовой стабилизации в го­сударствах, которые испытывают значительные экономические трудности и привлекают внеш­ние кредиты для централизации финансирования дефицита государственного бюджета. Практи­ческая рекомендация монетаристской концепции сводится к следующему:

1. сокращение государственных расходов,

2. повышение налогов. Целью политики является сокращение покупательной способности населения, снижение,

а по возможности ликвидация дефицита государственного бюджета, уменьшение уровня инфля­ции. Одновременно с этим происходит неизбежно уменьшение темпов роста объёма производст­ва продукции, так как сокращение спроса приводит к трудностям сбыта произведённой продук­ции. Сдерживание спроса предприятий и физических лиц путём жёсткой денежной политики связано с политикой «дорогих денег» через сокращение денежной массы и темпов эмиссии, что не создаёт условий для прироста продукции, который мог бы обеспечить снижение цен. В этих условиях у предприятий ограничены возможности привлечения кредитов извне, поэтому в связи с уменьшением спроса неизбежно происходит сворачивание производства и сокращение его объ­ёмов.

Противоположной концепцией является финансовая концепция кейнсианства. В идеоло­гической основе выступает государственное регулирование экономики и государственная под­держка проводимых в экономике страны институциональных преобразований. В практическом смысле концепция основана на экспансионистской финансовой политике, включающей умень­шение налогов, увеличение налогооблагаемой базы, многократное на этой основе увеличение го­сударственных расходов. При этом увеличивается денежная масса в обращении, что приветству­ется. Приветствуются также государственные инвестиции в реальный сектор экономики, в чело­веческий капитал, расширяется, покупательная способность населения, увеличивается совокуп­ный спрос на товары, работы, услуги. Такая финансовая политика имеет обратную сторону, и опасна, так как требует жёсткого контроля за ценами, так как издержи производства имеют тен­денцию к росту. В условиях расширения кредитования государством реального и общественного секторов создают риск дополнительной инфляции. Увеличение государственных расходов воз­можно двумя путями:

1. за счёт повышения эффективности использования бюджетных денег;

2. за счет увеличения налоговых поступлений, которое эффективно, если происходит не за счёт увеличения налоговых ставок и количества налогов, а за счёт расширения темпов прирос­та выпускаемой продукции. В этом случае, когда растёт производство, можно добиться увеличе­ния налоговых поступлений в бюджет, не повышая ставки налогов, не вводя дополнительные сборы. только в этом случае расширится налогооблагаемая база. Темпы роста государственных расходов не должны превышать темпы роста доходов, за этим нужен государственный контроль. Для реализации экономической политики государство должно иметь долгосрочные программы и проекты, централизованные инвестиционные вложения с просчитанным экономическим эффек­том от их реализации с сведением коррупции в государственном аппарате к разумному уровню. Эти две концепции в чистом виде применяются крайне редко, причём применить их не так про­сто. К примеру, применение первой концепции в разных государствах привело к полному прова­лу. Применение второй чревато срывом к росту темпов инфляции вплоть до гиперинфляции и ростом бюджетного дефицита. При определённых благоприятных условиях эта концепция может дать положительный результат, но она требует разработки твёрдой законодательной базы для каждого проекта, твёрдых рамок для вмешательства государства в предпринимательскую дея­тельность.

В 90-е годы прошлого века появилась третья концепция, которую условно называют «по­литика экономического роста».

Главный элемент государственного регулирования этой концепции - девальвация нацио­нальной валюты, которая приводит к уменьшению цены продукции, произведённой внутри стра­ны, уменьшение затрат на производство и реализацию, следовательно, увеличение конкуренто­способности национальной продукции. Одновременно с этим происходит сдерживание внутрен­него потребления из-за падения реальной заработной платы в стране. При этом отмечается удо­рожание импорта, удешевление экспорта, увеличивается размер внешнего долга, увеличивается количество денег, которые вынужден затрачивать государственный бюджет на выплату процен­тов по внешним долгам. Правда, стимулирование экспорта способствует погашению внешних долгов, так как обеспечивает увеличение притока иностранной валюты в государство и увеличе­ние золотовалютных резервов. Чтобы добиться хороших последствий, государство должно обес­печивать положительное сальдо торгового баланса страны, только за счёт этого оно может по­крыть возросшие расходы на выплату внешних долгов. Для внутреннего состояния экономики имеет решающее воздействие сокращение издержек производства и себестоимости единицы про­дукции. Сама девальвация не может этого обеспечить, хотя сторонники монетаристской концеп­ции считают, что результат свободного ценообразования – уравновешивание спроса и предложе­ния, достижение стабильности. Кейнсианство считает, что цены малоподвижны, не могут реаги­ровать на состояние спроса и предложения, изменение цен не может служить ориентиром в ры­ночной конъюнктуре. Показатели, что быстро реагируют на соотношение спроса и предложения – объём продаж и величина запасов товарно – материальных ценностей на производстве. между уровнями цен и денежной массой существует определённая зависимость, причём различные школы по-разному трактуют её. Монетаристы считают, что это прямая и непосредственная зави­симость, любое увеличение денежной массы приводит к росту инфляции и ЦБ должен следить за темпами роста денежной массы в обращении. но политика жёсткого сдерживания темпов роста денежной массы в условиях повышенного спроса на деньги приводит к тому, что деньги – глав­ный дефицит. Предприятия изобретают квазиденьги (векселя), переходят на бартер. Это выгодно тем, кто занимается бартером, так как даже в высокую инфляцию их реальные доходы растут, но доходы государства резко падают, платёжеспособный спрос населения резко сокращается.

Кейнсианская школа считает, что в соотношении между уровнем цен и денежной массой есть одно опосредующее, но важное звено – степень монополизированности экономики в целом и отрасли в частности, так как рост цен в монопольном секторе всегда в разы выше, чем там, где реальная конкуренция, а чем выше степень монополизации, тем выше уровень инфляции. Поэто­му кейнсианцы считают, что дело не в объёме денежной массы, глупо её сокращать, дело в регу­лировании цен в монопольных секторах, которое должно проводить государство путём установ­ления предельного уровня ежегодного повышения цен, который не может превышать уровень инфляции в стране более, чем на 2-3%.

В действительности государство применяет элементы всех экономических концепций, выборочно по необходимости, в зависимости от задач, никакого единого рецепта, применимого для всех стран не существует, каждая политика имеет плюсы и минусы, у всего есть обратная сторона медали.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.