Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, характеристика и правовые основы деятельности органов внутренних дел в особых условиях

Тема № 18: «Управление органами внутренних дел в особых условиях».

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

 

 

Подготовил:

доцент кафедры АД ОВД, к.ю.н.

капитан милиции Сосновская Ю.Н.

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

______ __________2007 г., протокол №______

 

 

Москва -2007

 

План:

1. Понятие, характеристика и правовые основы деятельности органов внутренних дел в особых условиях.

 

2. Основы организации управления органами внутренних дел в особых условиях.

 

3. Организационная структура, задачи и функции оперативных штабов органов внутренних дел.

 

 

 

В основе любой деятельности лежит система понятий. Поэтому, для того, чтобы полнее представить содержание управленческой деятельности органов внутренних дел в особых условиях, необходимо уяснить смысл понятия “особые условия”. Конструкцию данного словосочетания образуют термины “особые”и “условия”, каждый из которых имеет собственное семантическое значение. “Особенность”, “особенное” означает не такое, как все остальное, т.е. имеющее характерные, отличительные свойства. “Условия” обычно толкуются как обстоятельства, от которых что-либо зависит; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; обстановка, в которой происходит что-либо, а также данные или требования, из которых следует исходить. Поэтому использование указанного словосочетания предполагает необходимость учитывать как содержание, так и отличительные черты условий (обстоятельств, обстановки, правил), в которых действуют органы внутренних дел.

Понятие “особые условия” для органов внутренних дел более емко и включает в себя как содержание, так и форму выражения. Оно не ограничивается характеристикой обстановки, возникающей в результате природных, техногенных и экологических явлений, а включает в себя более широкий круг обстоятельств социального характера. Кроме того, данное понятие отражает главные отличительные особенности названных условий, т.е. то, что характерно в этом случае для деятельности органов внутренних дел. Это особый правовой режим, создание временных организационно-штатных структур, привлечение дополнительных сил и средств, а также создание новой системы управления и связи, проведение в ряде случаев специальных операций.

Особые условия деятельности органов внутренних дел могут быть вызваны явлениями социального, природного, техногенного и экологического характера.

Явления социального характера, принято разделять на явления криминального и некриминального свойства. К первым относятся массовые беспорядки, захват государственных и других важных объектов, блокирование транспортных коммуникаций, групповые и вооруженные побеги преступников из мест лишения свободы и при конвоировании, захват заложников, захват и угон воздушного судна, водного транспорта и железнодорожного подвижного состава, террористические акты и др.

Ко второй группе относятся массовые политические, спортивные, культурные, религиозные и иные мероприятия.

К явлениям природного характера относятся явления геологического, гидрологического и метеорологического происхождения. Наибольшую опасность из них в России представляют землетрясения, наводнения, оползни и обвалы, бури и смерчи, снежные заносы и лавины, сели и цунами, природные пожары, засухи, а также особо опасные массовые эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

Явления техногенного характера включают аварии и катастрофы на транспорте, промышленных объектах как без заражения окружающей среды, так и с угрозой выброса или выбросом химически и биологически опасных, а также радиоактивных веществ. Это могут быть также аварии на взрывоопасных промышленных объектах, в системах жизнеобеспечения населения, водохозяйственные катастрофы.

Явления экологического характера включают опасные изменения состояния и свойств суши (почв, недр, ландшафта), атмосферы, гидросферы, биосферы Земли. Они могут вызвать экологические бедствия - глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Особые условия возникают также при введении военного положения, когда на органы внутренних дел возлагаются специальные задачи в сфере мобилизационной работы, территориальной и гражданской обороны, а также при введении режима чрезвычайного положения, внутреннем вооруженном конфликте.

Военное положение это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод: вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее регионах в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации.

Режим чрезвычайного положения - это временно вводимый особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Под понятием “ особые условия деятельности органов внутренних дел”, понимают обстановку (обстоятельства) вызываемую явлениями социального, природного, техногенного и экологического характера, представляющую повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, нормального функционирования государственных институтов и требующую от органов внутренних дел для ее нормализации специальных организационных, правовых мер и их ресурсного обеспечения.

Понятие “особые условия” соотносят с такими понятиями, как “чрезвычайные обстоятельства”, “чрезвычайная ситуация”, “чрезвычайное происшествие”, которые широко используются в теории и практике органов внутренних дел и распространены в ведомственных нормативных актах. Рассмотрим подробнее вышеупомянутые понятия.

В рассматриваемом аспекте чрезвычайные обстоятельства означают условия функционирования органов государственной власти и управления, предприятий, организаций, учреждений, а также жизнедеятельности людей, в период локализации и ликвидации процессов и явлений в социальной и техногенной сферах, природной среде, существенно влияющих на нормальный ритм жизни общества и требующих принятия специальных мер защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, среды обитания, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения, и вызывающие необходимость восстановления нормальной работы объектов жизнеобеспечения.

Понятие “ чрезвычайная ситуация”

трактуется как обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайные ситуации могут быть вызваны также применением возможным противником современных средств поражения. Рассмотрим подробнее существующую классификацию чрезвычайных ситуаций.

С учетом характера происхождения они разделяются по типам на преднамеренные и непреднамеренные ситуации.

Сообразно последним, чрезвычайные ситуации подразделяют на следующие классы: техногенные (промышленно-технологические), порождаемые авариями, катастрофами, пожарами на промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектах; природные (стихийные бедствия), вызываемые явлениями геологического, гидрологического и метеорологического происхождения (тектогенные катастрофы - землетрясения, цунами; гидрометеогенные катастрофы - наводнения, смерчи, снежные бури, лавины, сели, засухи, оползни); комбинированные, обусловленные комплексом причин, сочетанием природных, техногенных и социальных факторов.

По масштабу распространения и тяжести последствий, согласно действующему законодательству, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяют: на локальные, распространение которых ограничено территорией объекта производственного или социального назначения; местные, которые ограничены пределами населенного пункта, города, района; территориальные, распространяемые за пределы субъекта Российской Федерации; региональные, распространение которых охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации; федеральные, охватывающие территорию более двух субъектов Российской Федерации и трансграничные, т.е. те, которые произошли за рубежом и затрагивают территорию России.

По скорости распространения чрезвычайные ситуации условно классифицированы на внезапные (например, взрывы, транспортные аварии, внезапное обрушение сооружения), быстро распространяющие опасность (например, аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ), умеренно распространяющие опасность (например, аварии на коммунальных системах), медленно распространяющие опасность.

Кроме того, чрезвычайные ситуации различают по длительности последствий, поскольку вне зависимости от источников они характеризуются различной продолжительностью - от нескольких минут (снежные лавины) до нескольких часов (сели), дней (оползни), месяцев (наводнения), лет (землетрясения), многих десятилетий (выбросы радиоактивных веществ).

При классификации чрезвычайные ситуации подразделяют также на типы: социально-экономический, т.е. учитывающий человеческие жертвы (эпидемии, мутагенез, эпизоотии, эпифитотии); социально-психологический, принимающий во внимание стрессовое состояние (страх, депрессии), дестабилизацию психологической устойчивости населения в посткризисный период; социально-политический, учитывающий остроконфликтность, взрывоопасность, усиление внутриполитической и международной напряженности, широкий внутриполитический резонанс и международный резонанс; экономический, который учитывает экономический ущерб, необходимость ресурсных затрат на восстановление и компенсацию, а также предотвращение и ликвидацию чрезвычайной ситуации; организационно-управленческий, учитывающий неопределенность ситуации, сложность принятия решений, прогнозирования, необходимость быстрого реагирования, включая привлечение большого числа разных организаций и специалистов, а также масштабность эвакуационных и аварийно-спасательных работ; специфический (мультипликативный), учитывающий много- и разнопорядковость последствий и их цепной характер.

Чрезвычайным происшествием считают исключительное по своей важности событие, нарушившее обычный ход вещей1. Оно может быть криминального и некриминального свойства, а также иметь социальный, природный и техногенный характер. Отметим, что чрезвычайное происшествие криминального характераможет выражатьсяв совершении отдельного тяжкого преступления, угрожающего жизни, здоровью, чести и достоинству людей, любым формам собственности и требовать проведения специальных мероприятий.

Таким образом, чрезвычайные ситуации, чрезвычайные обстоятельства и чрезвычайные происшествия вызывают (создают) особые условия для деятельности органов внутренних дел, во время которых в значительной степени, а иногда и коренным образом, изменяется содержание их работы, возникает необходимость использования специальных организационных форм, изменения тактических приемов и методов управления.

Деятельность органов внутренних дел в особых условиях имеет соответствующие правовые основы. В последнее время существенно обновлено нормативное обеспечение наиболее важных аспектов этой деятельности, в результате чего обозначились и наполняются четыре основных блока законных и подзаконных актов регулирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при введении на определенной территории правового режима чрезвычайного положения, а также при введении степени боевой готовности, военного положения, осуществлении гражданской, территориальной обороны и мобилизационной работы.

Нормативные акты, регулирующие деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях, различны по юридической природе, времени и сферам действия, адресатам и субъектам, их применяющим, характеру, содержанию, направленности и степени регулятивного воздействия на решение возникающих задач. Они образуют систему, представленную следующими актами: Конституция Российской Федерации; конституционные и федеральные законы Российской Федерации; международные акты и общепризнанные принципы международного права (подписанные и признаваемые Российской Федерацией); указы Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; акты министерства внутренних дел; других министерств и ведомств, наделенных по данному вопросу компетенцией надведомственности; законные и подзаконные акты органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; а также акты специализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям.

Необходимо подчеркнуть, что нормативными актами Российской Федерации в значительной мере урегулированы основополагающие вопросы организации и функционирования органов внутренних дел в особых условиях, в том числе определяющие их место в общегосударственной системе предупреждения данных ситуаций и осуществления действий в особых условиях, компетенцию, общие и частные задачи, основные права и обязанности должностных лиц, организационное и ресурсное обеспечение, формирование органов оперативного управления, обеспечение готовности к действиям в особых условиях, а также организационно-тактические приемы и способы действий сил и средств в конкретных чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях.

С учетом иерархии правовых актов, образующих эту систему, следует выделить Конституцию Российской Федерации. Это обусловлено тем, что, во-первых, она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, в том числе и в особых условиях. Во-вторых, только в компетенции Российской Федерации находятся вопросы регулирования и защиты прав человека и гражданина, национальных меньшинств, вопросы войны и мира, обороны и безопасности, защиты государственной границы и т.д. (ст. 71). И в-третьих, согласно Основному закону страны вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Блок федеральных законов, регламентирующих деятельность органов государственной власти в особых условиях, значителен. В них, как правило, закреплены основополагающие вопросы организации и функционирования в этих условиях государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России. К этому блоку законов ним относятся федеральные законы Российской Федерации: “Об обороне”, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О радиационной безопасности населения”, “О гражданской обороне”, “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации”, “О борьбе с терроризмом”.

Данную деятельность регулируют также федеральные законы “О милиции”, “О чрезвычайном положении” и др.

Так, в соответствии с Законом “О милиции”, закрепляющим основные вопросы организации и функционирования значительной части системы органов и подразделений МВД России, милиция должна “...принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории России или в отдельных местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий”.

В блоке, объединяющем У казы Президента России, которые регламентируют деятельность органов внутренних дел и внутренних войск в особых условиях, необходимо выделить следующие Указы: «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации», «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства”.

Следующий блок нормативных правовых актов - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, изданные по вопросам применения законов и указов Президента России в части организационного обеспечения деятельности государственных органов, включая МВД России, в особых условиях, обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск специальными средствами, оружием, боевой и специальной техникой, а также установления правил их применения. К ним относятся постановления Правительства Российской Федерации: “О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”, “О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций”, “О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”.

Особый блок нормативных актов, которыми непосредственно регламентирована деятельность органов МВД России и их должностных лиц в особых условиях, составляют межведомственные и ведомственные нормативные акты. Среди них следует выделить приказ МВД России от 12 января 1996 г. № 20 “О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах”.

Следующий блок нормативных актов составляют законные и подзаконные акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (конституции, законы, уставы и иные нормативные правовые акты), принятые в пределах их полномочий и регламентирующие деятельность государственных органов, в том числе органов внутренних дел, в особых условиях.

Нормативными актами следующего блока являются решения специализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям, в частности, решения комиссий по чрезвычайным ситуациям района, города, области, края, республики, а также ведомственных и межведомственных специализированных органов оперативного управления группировками сил и средств в особых условиях (оперативных штабов, объединенных оперативных штабов, совместных оперативных штабов).

Блок международных актов составляют: Всеобщая декларация прав человека, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Конвенция о борьбе с захватом заложников, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие документы, подписанные либо признаваемые Российской Федерацией.

Как было уже отмечено, особые условия деятельности органов внутренних дел наступают и при введении чрезвычайного положения.

Согласно ст. 3 Закона РСФСР “О чрезвычайном положении”, “чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер”.

Введение чрезвычайного положения всегда связано с особой, экстраординарной ситуацией, вызванной неправомерными действиями людей или природными явлениями, чрезвычайными событиями, когда создавшуюся ситуацию, нарушение нормальных условий жизни и деятельное людей невозможно устранить без применения специальных ограничительных мер.

Для координации работы по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами государственной власти на территории, где введено чрезвычайное положение, могут быть образованы специальные временные органы. Им могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия территориальных органов государственной власти. Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов внутренних дел территории, на которой объявлено чрезвычайное положение.

На период чрезвычайного положения могут устанавливаться ряд ограничительных мер, к которым относятся: особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения забастовок, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также ограничение движения транспортных средств и их досмотр.

В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, связанным с противоправной деятельностью, дополнительно могут вводиться, в частности, следующие меры: комендантский час (т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток); приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки; проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, проведение личного досмотра, досмотра вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков (в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций также учебной техники и радиоактивных веществ).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизмы инфляции в России и методы ее снижения | Основы организации управления органами внутренних дел в особых условиях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.