Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3: Модели политической системы

Читайте также:
  1. APS системы
  2. CASE-системы
  3. CSPR системы
  4. Cимпатическая нервная система. Центральный и периферический отдел симпатической нервной системы.
  5. ERP системы
  6. I - подсистемы - об этом речь шла выше.
  7. I. Конституционное право России как отрасль российской правовой системы.
  8. I. Концепция безопасности системы защиты
  9. I. Открытые системы как предмет синергетики
  10. I. Понятие и структура политической системы общества.
  11. II. Взаимодействие государства с иными элементами политической системы общества.
  12. II. Подсистемы политической системы – политические структуры (организации, организационные комплексы).

1. Системная модель Д. Истона

2. Функциональная модель Г. Алмонда

3. Информационно-кибернетическая (коммуникативная) модель К. Дойча

 

С точки зрения политологии именно нация-государство вызывает наибольший интерес для исследования, так как содержит в себе элементы микро- (партии, движения, группы интересов) и мегаструктуры (международные объединения) политического мира.

Национальное государство выступает ядром политического пространства, его основным функциональным компонентом.

В системном политическом анализе государства используются различные модели. Наибольшей популярностью пользуются:

1) Системная модель Д. Истона; 2) Функциональная Г. Алмонда 3) Информационно-кибернетическая модель К. Дойча.

Политическая система существует во всех автономных обществах. Политическая система – это система взаимодействий, которая осуществляет функции интеграции и адаптации (одновременно, как внутренние, так и внешние, в отношении других обществ) при помощи использования или угрозы применения легитимного физического принуждения (Г. Алмонд).

 

1.Системная модель Д. Истона

Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе осуществляется распределение ценностей и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества.

Главная идея состоит не только в том, политическая система распределяет ценности в обществе, но и убеждает своих граждан принять это распределение как обязательное.

Основные работы Д.Истона: “Политическая система” (1953), “Концептуальная структура для политического анализа” (1965), “Системный анализ политической жизни” (1965).

Рассматривая любую политическую систему с точки зрения функционирования, он Изучает главным образом, связь структуры и функций, синтез структур, обеспечивающих необходимое использование или поведение, постольку в них по существу исследуются проблемы целесообразного изменения систем, т.е. проблемы управления.

Основу подхода к исследованию политических систем составляет положение, в соответствии с которым системы представляют интерес исключительно как объекты или субъекты управления, т.е. являются системами управления.

 

 

 

Согласно Д. Истону, взаимодействие политической системы со средой осуществляется путем "входа" - "выхода". "Вход" совершается либо в форме требований, либо в форме поддержки. В первом случае - это обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. Поддержка обеспечивает относительную стабильность властных органов, которые преобразуют требования среды в соответствующие решения, а также создает необходимые условия для применения средств и методов, при помощи которых осуществляется подобное преобразование, т. е. для нормального функционирования политического режима.



В результате "входа" в политической системе совершается процесс воздействия на нее среды, следствием которого является реакция "выход", понимаемый как авторитетные решения по распределению ценностей. Политический процесс, согласно Истону, представляет собой процесс преобразования информации, перевода ее с "входа" на "выход".

Требования, поддержка, законодательство, управление, осуществляемое исполнительной властью, правосудие выступают у Истона необходимыми факторами, сопровождающими деятельность системы на уровне "входа" и "выхода".

Причем, как уже отмечалось, подобный цикл отнюдь не является гармоничным, а может сопровождаться напряжениями, конфликтами, изменениями в политической системе. Поэтому подразумевается, что достижение стабильности и равновесия, перевод возникающих в ней изменений в бесконфликтное, эволюционное русло являются задачей эффективного политического управления и государственного регулирования.

Реагируя на вызовы среды, политическая система, согласно Истону, одновременно поддерживает в обществе изменение и стабильность.

Сохранение системы через изменение - основная идея Д. Истона.

Для построения своей модели Д. Истон использует четыре базовые категории: 1) «политическая система»; 2) «среда»; 3) «реакция» системы на воздействие среды; 4) «обратная связь» или воздействие системы на среду. Исходя из этой модели, механизм функционирования политической системы включает четыре фазы.

Д. Истон заложил основу анализа политической системы любой страны. Согласно его модели, политическая система является «открытой» системой, получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью является преобразование поступающих требований и поддержки в адекватные решения и действия. При этом политический процесс оказывается процессом преобразования информации, перевода ее с «входа» на «выход» Главная задача политической системы состоит в выживании и сохранении устойчивости путем приспособления к среде при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции. Реагируя на сигналы окружающей среды, политическая система осуществляет в обществе изменения и, одновременно, поддерживает в нем стабильность.

Если система не предприняла никаких мер по предотвращению пагубного для ее нормального функционирования "разрушительного" влияния окружающей среды и если это влияние настолько велико, что власти не смогут выполнять свои решения, политическая система может быть разрушена.

 

2. Функциональная модель Г. Алмонда

Структурно-функциональный, подход к интерпретации политических систем предложен Гэбриелем Алмондом в работах «Политика развивающихся регионов» (1966), «Сравнительная политика: концепция развития» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). Он исходил из того, что способность политической системы осуществлять преобразования в обществе и одновременно поддерживать стабильность зависит от специализации ролей и функций политических институтов, выступающих как совокупность взаимозависимых элементов. Каждый элемент (государство, партии, группы давления, элиты, право и т.д.) выполняет жизненно важную для всей системы функцию.

Г. Алмонд, сравнивая различные политические системы, попытался выделить основные функции, которые необходимы для эффективного социально-политического развития.

Функции процесса в схеме Альмонда - это различные формы активности, необходимые для выработки и осуществления политического курса в политической системе любого типа: артикуляция интересов, агрегация интересов, выработка политического курса, осуществление политического курса и вынесение судебных решений. Функции процесса играют прямую и необходимую роль формулировании политического курса.

Прежде чем такой курс может быть определен, какие-то индивиды и группы в правительстве или обществе должны решить, что они хотят и надеются получить от политики.

Политический процесс начинается, когда указанные интересы получают выражение, или артикулируются. Но для дальнейшего продвижения интересы граждан должны быть агрегированы (объединены) в политические альтернативы. Затем происходит обсуждение альтернативных политических курсов. Политический курс должен соблюдаться и предваряться в жизнь.

Описываемые функции процесса выполняются политическими структурами: партии, законодательные органы, политические исполнительные органы, чиновничество и суды.

Три функции, как системные функции: социализация, рекрутирование и политическая коммуникация – прямо не связаны с осуществлением и реализацией государственной политики, но они крайне важны для политической системы, поскольку они определяют, сохранится ли система или изменится.

Политическая социализация (ее агенты: семья, школа, СМИ, церковь, референтные группы и т.п.) – это выработка, закрепление и трансформация политически значимых установки в обществе.

Политическое рекрутирование – отбор людей для политической деятельности и государственных постов.

Подбор кандидатов для политического рекрутирования может осуществляться по различным критериям: происхождению (этническому или социальному); принадлежности к определенному роду, племени; вероисповеданию; приверженности к определенной идеологии; по виду и уровню образования; способности к выполнению той или иной функции.

Политические коммуникации – движение информации в обществе и внутри различных структур, образующих политическую систему.

Функции политического курса (управления) или следующий этап функционирования политической системы — выработка политики. Здесь функции политической системы начинает выполнять ее центральный элемент — государство.

Функции политического курса – это воздействие на общество, экономику и культуру. К ним относятся всевозможные виды регулирования поведения, извлечение и распределение благ и услуг между различными группами населения ресурсов в форме налогов.

Результат осуществления функций политического курса в свою очередь порождают новые сигналы входа, новые требования в области законодательной и исполнительной власти. Успешность реализации политического курса усиливает или снижает поддержку политической системы и находящихся у власти должностных лиц.

Рассмотренные функциональные понятия описывают формы активности, осуществляемые в любом обществе вне зависимости от тог, как организована его политическая система и какого рода политические курсы оно производит.

Используя эти функциональные категории, можем установить, какие комбинации институтов участвуют в выработке и осуществлении различных видов государственной политики в различных странах.

Г. Алмонд определил политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.

Вслед за Д. Истоном, Г. Алмонд также выделил функции «входа» и «выхода», однако, в отличие от Д. Истона, он закрепил за каждым политическим институтом его специфическую роль. Если на «входе» функцию политической социализации и вовлечения граждан в политику осуществляют в той или иной мере все элементы политической системы, то другие функции «входа» распределяются между различными институтами. Функция интеграции интересов осуществляется политическими партиями. Заинтересованные группы выполняют функцию выражения интересов. Средства массовой информации обеспечивают взаимосвязь населения и институтов власти.

На «выходе» каждая ветвь государственной власти выполняет определенные функции. Политическая система предстает как совокупность способов реагирования на политические ситуации с учетом разнообразных интересов в обществе.

 

3.Модель политической системы К. Дойча

Появление коммуникативной модели К. Дойча связано с развитием информационных технологий, их проникновением во все сферы жизни общества. В работе «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963).

По мнению Дойча, правительство (как субъект государственного управления) мобилизует политическую систему путем регулирования информационных потоков и коммуникативных взаимодействий между системой и средой, а также отдельными блоками внутри самой системы.

К. Дойчем разрабатывается в «Нервах управления» очень сложная модель функционирования политической системы как совокупности информационных потоков, построенная на принципе обратной связи. В сильно упрощенном варианте (отражающем лишь ее принципиальное устройство) она выглядит следующим образом

В его модели политической системы выделяются четыре блока, связанные с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков: 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений, и наконец, 4) осуществление решений с обратной связью.

Во-первых, политическая система принимает информацию через так называемые «рецептор» (внешнеполитические и внутриполитические), к которым относят информационные службы (правительственные и частные), центры изучения общественного мнения (правительственные приемные, агентурная сеть и т. д.). Здесь происходит селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных.

Во-вторых, на следующей фазе отселектированная новая информация подлежит обработке в рамках блока 'памяти и ценностей', где она, с одной стороны, сравнивается с уже имеющейся, старой информацией, а с другой, проходит оценивание сквозь призму ценностей, норм и стереотипов.

В-третьих, после получения итоговой оценки степени соответствия политической ситуации своим приоритетам и целям правительство (как центр принятия решений) принимает соответствующее решение по регулированию текущего состояния системы.

И наконец, так называемые «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения, а затем их результаты служат новой информацией через «обратную связь» для «рецепторов», выводящих систему на новый цикл функционирования.

К. Дойч выделяет при этом три основных типа коммуникаций в политической системе:

1) личные, неформальные коммуникации (face-to-face), как, к примеру, персональный контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринужденной обстановке;

2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партий, групп давления и др.,

и 3) коммуникации через СМИ, печатные юга электронные, роль которых в постиндустриальном обществе постоянно возрастает.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Тема 3: Модели политической системы

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1434; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.226.172.30
Генерация страницы за: 0.012 сек.