Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Политические идеологии, политические партии и партийные системы

1. Политические идеологии

2. Классификация политических партий

3. Вариативность партийных политических систем

 

Всякая идеология (от греч. idea — идея, образ, понятие, и logos — учение) направлена на обоснование определенного набора ценностей. Ценности (свобода, права человека, равенство, справедливость, порядок и тд.) выражают важные для людей стороны их политической жизни.

К одной из самых распространенных идеологий относят либерализм. Центральная ценность либеральной идеологии (от лат. liberalis — свободный) — индивидуальные права и свободы.

Классический либерализм возник в XVIII в. Он понимал свободу как ограничение государственного контроля над личностью, что было естественно для периода борьбы против абсолютной монархии. Основными ценностями либерализма были автономная личность, права человека, рыночная экономика, свободная конкуренция, невмешательства государства в частную жизнь. Либералы считали, что государство должно играть исключительно охранительную роль (роль «ночного сторожа»). Демократия с точки зрения либерализма означает политическое равноправие людей, выборность властей и контроль граждан над государственным аппаратом.

Новый или социальный либерализм (неолиберализм), появившийся в XX в., включил в число либеральных ценностей справедливость и равенство возможностей. Он обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики и «социального государства», обеспечивающего поддержку частной жизни и благосостояние широких слоев населения за счет перераспределения доходов от наиболее обеспеченной его части к наименее обеспеченной. Несмотря на внешние различия, и традиционный, и современный либерализм отстаивают приоритет частной жизни над публичной, гражданина над государством.

Консерватизм (от лат. conservare — сохранять) возник в ХУШ в. в качестве реакции на революционные события и альтернативы либерализму. Главными ценностями консервативной политической идеологии были стабильность, частная собственность и сильное государство. Консерваторы обосновали необходимость сохранения существующего порядка, общественного неравенства и подчинения частных интересов общим.

Классический консерватизм отстаивает такие социальные и политические приоритеты, как верность традициям, строгое соблюдение правовых и нравственных норм, крепкая семья, непререкаемость власти правящей элиты.

Возникший во второй половине XX в. новый консерватизм (неоконсерватизм) дополнил старые ценности новыми: частной инициативой, регулируемой рыночной экономикой и демократией. Неоконсерваторы выступают за гражданские свободы в рамках законности и за реформы в рамках существующего порядка (без разрушения его основ)- Как старый, так и новый консерватизм исходит из приоритета публичной жизни над частной, государства над гражданином.

В действительности чаще встречаются консервативные либера¬лы и либеральные консерваторы в зависимости от относительного преобладания тех или иных взглядов у конкретных индивидов и группировок. Обе идеологии имеют крайнюю и умеренную формы. Умеренный консерватизм сближается с умеренным либерализмом, крайний консерватизм — с традиционализмом. Крайний либера¬лизм сближается с радикализмом.

Коммунизм (от лат. communis — общий) как политическая идеология возник в середине XIX в. Он стал альтернативой и либерализму, и консерватизму. Главное его отличие от них заключается в радикализме. Коммунисты объявили своей целью уничтожение всех вариантов старого общественного строя, основанного на неравенстве, и создание нового строя, основанного на социальном равенстве. В этом состоит антиконсерватизм коммунистической идеологии. Основоположники этой идеологии К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали ее основные принципы в работе «Манифест Коммунистической партии» (1848), которая стала руководством к действию для радикальной части европейского рабочего движения XIX — начала XX в. Радикализм этой идеологии и соответствующего ей политического течения заключался в ориентации на осуществление социальной революции с целью установления диктатуры пролетариата (неимущего класса), уничтожения с ее помощью частной собственности, социального неравенства и построения бесклассового общества, обеспечивающего свободное и всестороннее развитие каждого индивида.

В этом отношении коммунизм противостоит либерализму, утверждающему, что индивидуальная свобода основана на частной собственности.

Старое государство, основанное на господстве одних классов над другими, согласно коммунистической идеологии, нужно заменить общественным самоуправлением. Демократия для коммунистов означает подчинение меньшинства (буржуазии) большинству (трудящимся).

В настоящее время существуют различные модификации коммунистической идеологии, отличающиеся от классического коммунизма.

К их числу можно отнести «еврокоммунизм», возникший во второй половине XX в. в индустриальных европейских странах. Он основан на отрицании традиционных коммунистических ценностей и критике опыта СССР и бывших социалистических стран, где коммунизм был официальной государственной идеологией.

Приверженцы этой идеологии занимали ключевые позиции в ряде крупнейших коммунистических партий Европы (французской, итальянской, испанской). Они отрицали необходимость установления диктатуры пролетариата и социалистической революции, пропагандировали реформистский (парламентский) путь перехода к социализму («врастание социализма в капитализм»), политический и идейный плюрализм, смешанную (государственно-частную) экономику. Это способствовало сближению их позиций с позициями социалистов и даже созданию «союза левых сил» во время избирательных кампаний.

Идейная платформа КПРФ, наиболее влиятельной из коммунистических партий современной России, также отличается от традиционного коммунизм.

Во всех вариантах коммунистическая идеология исходит из приоритета социального равенства над индивидуальной свободой.

Социалистическая идеология (социал-демократия) возникла в XIX в. Социализм (от лат. socialfs — общественный) провозглашает главной ценностью не свободу, не стабильность и не равенство, а справедливость. Справедливость означает сочетание индивидуальной свободы и социального равенства, порядка и реформ. Демократию социалисты понимают как средство обеспечения социальной справедливости и распространяют ее не только на политическую, но и на экономическую и социальную сферу. Социалисты считают, что общественное неравенство можно преодолеть с помощью постепенных реформ без революционной замены старого общества новым. Они также полагают, что и при сохранении частной собственности можно преодолеть социальные и политические конфликты на основе развития системы классового партнерства и социальных гарантий.

В настоящее время партии, ориентирующиеся на социалистические ценности (социал-демократические, социалистические, лейбористские) объединены в Социалистический интернационал (Социнтерн). Установка на социальное сотрудничество во имя общего блага является наиболее важным признаком социалистической идеологии.

Обычно политические идеологии и соответствующие им политические течения делят на левые и правые. Это деление возникло в период Великой французской революции. В Национальном собрании Франции сторонники социального равенства и справедливости располагались слева, а сторонники индивидуальной свободы и частной собственности — справа.

Современные политические идеологии

Коммунитаризм (от community - сообщество) —

1) идеология, ориентированная на доминирование в обществе коллективистских ценностей и выдвигающая в качестве системообразующего понятия «сообщество»;

2) социально-политическое движение, отстаивающее интересы сообществ в их отношениях с государством и бизнесом.

Популярность коммунитаризма вызвана его центристской пози¬цией и идеологической нейтральностью, неприятием любого экстремизма.

Важную роль в возникновении этого идейно-политического течения сыграли две традиции - коммунистическая с ее акцентом на идее братства и анархистская, концентри¬рующая внимание на возможности существования общины без вмешательства государства.

Организационному оформлению коммунитаризма способствовала обеспокоенность растущего числа ученых эрозией социальных связей, подрывом общественной морали и наступлением в обществе потребления морального вакуума.

В 1990 г. группа интеллектуалы из Университета Джорджа Вашингтона (во главе с А. Этциони и У. Галстоном) сформулировали «коммунитарную платформу», которую подписали многие общественные деятели и политики, с этого момента начался период популяризации нового идейного течения.

Манифестом коммунитаризма стала книга А. Этциони «Дух общности: права, обязанности и программа коммунитаризма», опубликованная в 1993 г. Ее автор призвал читателей присоединиться к движению коммунитаризма, чтобы дать новую жизнь институтам семьи и школы, избавив их от подавляющих личность качеств.

Главную причину деградации общественных институтов и нравственности коммунитаристы видят в чрезмерном акценте либералов на индивидуализме, способствовавшем широкому распространению стяжательства, цинизма, преступности, суицидов, распаду семьи, ухудшению окружающей среды.

Они полагают, что общество нуждается в новой философии жизни, которая, наряду с отстаиванием индивидуальных прав, уделяла бы должное внимание проблеме социальной ответственности.

Общественными идеалами коммунитаристов являются не свобода, как для их основных оппонентов-либералов, а справедливость и равенство.

Справедливым коммунитаристы считают такой социум, в котором обеспечен баланс между автономией личности и общественным порядком, основывающимся не столько на принуждении, сколько на убеждении.

Концепт справедливого общества А. Этциони считает более содержательным, чем либеральные представления о гражданском обществе. Согласно его оптимистическому прогнозу, человечество движется в направлении справед¬ливого общества, все больше внимания уделяя «этике выживания».

Становлению коммунитарных отношений должно способствовать ши¬рокое участие населения в управлении различными местными институтами - школами, больницами, библиотеками и т. д. Возможности формирования малых групп должны учитываться в проектах урбанизации.

Социальная справедливость мыслится А. Этциони прежде всего как первейшая обязанность людей решать свои проблемы самим или с помощью родственников и друзей и лишь в случае, когда возможности самопомощи будут исчерпаны, прибегать к поддержке общества, рассматриваемого как сообщество сообществ.

Суть коммунитаристских представлений о власти состоит в обеспечении универсально равного участия граждан в определении ее полномочий. Такая власть должна быть непосредственно связана с проблемами данного сообщества и основываться на принципах партисипаторской демократии, фундамент которой был заложен еще Ж.-Ж. Руссо.

Партисипаторская демократия претендует на максимальное соответствие нормативному идеалу демократии как народовластии. Главными целями партисипации является всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная реализация личности. Партисипатор – участвующий, участник.

В работе А. Этциони «От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям» (в РФ опубликована в 2004 г.) представлено коммунитарное видение международных отношений. Оно предполагает наличие устойчивых совместных целей у группы национальных государств, открывающее путь к созданию мирового правительства. По прогнозу А. Этциони, в обозримой перспективе будут взаимодействовать несколько десятков государств, объединенных общими ценностями и поддерживаемых легитимными институтами глобального управления. К числу таких стран он относит и Россию.

Коммунитаризм представляет собой реакцию части интеллектуалов на проблемы западного общества, попытку поиска гибких форм баланса между индивидом и обществом, автономией личности и интересами сообщества, между общим благом и свободой, правами и обязанностями.

Антиглобализм - идейные воззрения общественных организаций, движений и инициативных групп, ведущих борьбу с социальными, экономическими, политическими и экологическими последствиями глобализации в ее нынешней форме.

В идеологической сфере противостоит неолиберализму.

Участники антиглобалистских акций придерживаются различных, нередко противоположных представлений о глобализации.

В целях самоидентификации ими используются названия «антиглобалистское движение» и «альтерглобалистское движение» («движение за альтернативную глобализацию», «движение за глобальную справедливость», «движение движений» и т. д.).

Массовое протестное движение против негативных последствий глобализации заявило о себе на рубеже XX-XXI вв. интернациональными акциями в Лондоне, Сиэтле, Вашингтоне, Праге, Генуе, Давосе и других городах. Участники движения за альтернативную глобализацию стремятся приурочить свои выступления к встречам глав государств «Большой восьмерки», саммитам организаций глобалистского направления (МВФ, ВТО), ежегодным экономическим форумам в Давосе, проводимым влиятельными финансистами, бизнесменами и политиками. С каждым годом демонстрации приобре¬тали все больший размах и носили ярко выраженный антиамериканский характер.

Для антиглобалистского движения характерны: рост численности, расширение социального и политико-идеологического состава, сетевые принципы взаимодействия. В нем участвуют «зеленые» разных стран и оттенков, сторонники оказания помощи развивающимся странам, многочисленные ассоциации защиты гражданских прав (феминистские, молодежные, борьбы против расизма, отстаивания прав иммигрантов и меньшинств), профсоюзные активисты, политизированные течения и клубы преимущественно левого толка (антивоенные, антиавторитарные, анархистские и т. д.).

В основе этой коалиции лежит осознание взаимосвязи глобальных проблем, их обусловленности иррациональностью и антигуманностью существующего общественного устройства, основу которого составляет доминирование транснациональных корпораций.

Большинство групп антиглобалистов принадлежит к левому и левоцентристскому спектру. Однако против глобализации выступают и многие националистические и ультраправые движения (напри¬мер, французский «Национальный фронт»).

Несмотря на идейную и структурную гетерогенность, антиглобалисты едины в критике глобальной гегемонии капитала, пред¬ставляющих его интересы международных экономических и финансовых институтов (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации), международных соглашений о свободе торговли, политических и экономических встреч и конференций («Большой восьмерки», Всемирного экономического форума и др.). Значительная часть антиглобалистов ведет борьбу за открытость границ и свободу перемещения людей, против ограничений на иммиграцию и прием беженцев.

К числу основных требований антиглобалистов относятся:

• гуманизация взаимоотношений между людьми, обществом и приодой;

• защита национальных культур от информационно-культурной экспансии, вызывающей кризис идентичности;

• списание долгов развивающихся стран и государств Восточной Европы;

• выработка новых правил международного кредитования, в частности, запрет финансовым институтам выдвигать условия, ограничивающие суверенитет (в том числе право народа самому выбирать экономическую систему и хозяйственную политику);

• замена МВФ и Всемирного банка системой региональных банков, формирующихся на демократической основе.

В антиглобалистском движении существуют два течения - умеренное и радикальное.

Представители умеренного выступают:

• за использование структур гражданского общества в решении наиболее острых глобальных проблем,

• усиление контроля над деятельностью корпораций,

• проведение дискуссий по наиболее актуальным вопросам современности,

• поиск альтернатив гегемонии транснационального капитала.

Их деятельность концентрируется на проведении социальных форумов с целью противопоставить саммитам мировой политической и экономической элиты максимально широкий спектр мнений гражданского общества.

Радикалы придерживаются тактики прямого действия –

• разрушения корпоративной собственности,

• жестких столкновений с полицией, практикуемых анархистами.

Самоорганизующееся антиглобалистское движение, противостоящее наднациональным центрам финансово-экономической власти, можно рассматривать как одну из зачаточных форм глобального гражданского общества.

Идеология антиглобализма начала складываться в начале 90-х гг. в Латинской Америке, где противоречия глобализации проявились особенно остро.

Существенное воздействие на антиглобалистов оказали: книга канадской писательницы Наоми Клейн (Naomi Klein) «Нет Лого» (No Logo: No Space, No Choice, No Jobs. 2001).

Опираясь на огромное количество исследований и фактов Кляйн описывает переход крупных компаний от непосредственного товарного производства и информационной рекламы к аутсорсингу (передача производства сторонним подрядчикам, как правило, в страны третьего мира, где сконцентрирована самая дешевая рабочая сила) и брендингу, который поглощает культурное постранство.

В разделе "Что делать?" Клейн описывается история антиглобалистского и антикорпоративного движений. Дает детальную оценку и анализ их деятельности. Книга вызывает возмущение устройством мира и желание протестовать и бороться.

Политические, экономические, социальные взгляды участников антиглобалистского движения весьма различны и нередко полярны.

 

2. Классификация политических партий

Политические партии образуют ядро активной и организованной общественности, поскольку их главной задачей является борьба за распределение государственной власти и контроль над нею. Поэтому партии можно назвать гражданскими структурами, действующими в сфере государственной власти. Они являются посредниками между гражданским обществом и государством.

Современные партии не является выразителем интересов какого-либо одного социального слоя (этим занимаются группы интересов), они интегрирует различные социальные интересы, выполняя в политической системе роль руководителя государственной администрации. Победившая на выборах партия вынуждена учитывать интересы разных групп населения, как для поддержания легитимности своей власти, так и для ее сохранения на будущих выборах.

Партии — не единственные гражданские структуры, занимающиеся политической деятельностью. В демократических государствах электоральный процесс создает так называемые избирательные объединения, которые так же, как и партии, занимаются рекрутированием перспективных, с точки зрения победы на выборах, лидеров и мобилизацией избирателей на их поддержку. Они часто включают несколько партий или заинтересованных групп.

Вне электорального процесса существуют инициативные политические движения граждан в поддержку официального политического курса, конкретных законопроектов и решений (или против них) и т.д. Движения объединяют зачастую разнородные группировки общественности. 'Они в основном недолговечны, и поэтому меньше традиционных парламентских партий подвержены опасности бюрократизации и срастания с административным аппаратом государства.

Эти структуры отличаются от профессиональных, религиозных, ветеранских, потребительских и других общественных объединений тем, что они создаются непосредственно для политического действия. В то же время они отличаются от политических партий тем, что это действие не становится для них самоцелью. После осуществления намеченной программы политические движения либо распадаются, либо трансформируются в партии. Как правило, исторически партии возникали именно из движений.

В широком смысле партия (как часть общества) включает, кроме структуры (лидеров, актива и членов), еще и сторонников (твердых и нетвердых), голосующих за кандидатов, выдвигаемых или поддерживаемых этой структурой.

По существу, модель политической партии представляет собой ряд концентрических кругов вокруг лидера и руководства («внутреннего круга»). Дюверже называет эти круги «кругами причастности» к деятельности партий (круг активистов, круг «симпатизантов» и круг избирателей) и считает главной проблемой партийной жизни определение отношения между этими кругами. Действительно, от уровня взаимодействия данных кругов зависят размеры ресурсов (деньги, влияние, связи и т.д.) группировки, а от объема ресурсов — шансы победы над соперниками во время выборов, а также эффективность влияния на структуры власти. Чем авторитетнее лидер и чем опытнее актив, тем интенсивнее поддержка последовательных сторонников и тем шире круг случайных попутчиков.

Существует множество классификаций политических партий. Наиболее традиционная строится на основе приверженности партии определенной идеологии. Идеология представляет собой обоснование системы ценностей, выражающих определенные социальные интересы. Партии отличаются друг от друга стратегиями политического действия, а эти стратегии создаются на базе определенных идеологий.

Все партии стремятся получить как можно больше мест в парламентах, провести своих кандидатов на должности в системе исполнительной власти, однако для реализации этих замыслов им нужно предложить определенную программу решения тех проблем, которые волнуют избирателей, а последние вынуждены выбирать между партиями в поисках той, чьи идеи наиболее близки их собственным политическим взглядам и интересам.

Около 40% избирателей стран Европейского Союза являются независимыми и голосуют за кандидатов различных партий «глядя на то, как эти партии решают интересующие их вопросы».

Исторически со времен Великой французской революции обоснованием необходимости социального равенства занимаются левые, а обоснованием необходимости свободы - правые. Промежуточное положение между этими полюсами занимают центристы, которые обосновывают необходимость социальной справедливости.

Идеи немедленного упразднения существующего порядка и замены его новым порядком всегда проповедовали радикалы. Тех, кто проповедовал идеи постепенного обновления существующего порядка, традиционно называют либералами, а тех, кто отстаивал идеи сохранения существующего порядка, — консерваторами.

Все избиратели страны распределяются между политическими позициями в процессе их политической социализации и идентификации. Это вынуждает партии формировать у избирателей определенное устойчивое представление о себе, вырабатывать систему кратких и понятных суждений (лозунгов), с помощью которых они могут привлекать на свою сторону избирателей.

Здесь возникает проблема универсальных, партий, которые без стеснения заимствуют друг у друга лозунги, пользующиеся популярностью у населения. Можно выделить следующие признаки этих партий:

• способность их лидера (или группы лидеров) объединять разные слои населения и устанавливать баланс их интересов;

• прагматизм их идеологии, позволяющий им сочетать разные идеи, усиливающие их политическую позицию;

• стремление к союзам со многими, зачастую оппонирующими друг другу заинтересованными группами.

Важнейшим элементом в деятельности партии является электоральное законодательство, которое определяет, каким образом волеизъявление избирателей переводится в электоральные результаты.

Например, в Соединенных Штатах, Великобритании и во многих государствах, когда-то испытавших британское влияние (таких, как Индия, Ямайка и Канада), электоральные правила, действующие при выборах законодательного органа, делят страну на множество избирательных округов. В каждом округе побеждает тот кандидат, который набрал там больше голосов, чем другие, т.е. получивший простое большинство голосов (мажоритарное (фр. majoritaire) (право) Для характеристики электорального правила простого большинства в одномандатном округе часто употребляют формулировку «побеждает первый».

В отличие от системы одномандатных округов, большинство демократий применяют ту или иную форму пропорционального представительства. В такого рода системах страна делится на несколько крупных избирательных округов (или составляет единый общенациональный округ). Конкурирующие партии предлагают не отдельных кандидатов, а списки. Число представителей партии в законодательном органе зависит от общей доли полученных этой партией голосов. Если вся страна объединена в один избирательный округ, как в Нидерландах, Израиле, Россия партии, набравшей 5% голосов, присуждается 5% или мест в национальном законодательном органе и т.д..

Мажоритарные и многопартийные системы отличаются друг от друга числом политических партий.

Закон Дюверже — один из самых известных в политической науке феноменов. Он отражает тенденцию, в соответствии с которой электоральное правило простого большинства в одномандатном округе обычно ведет к возникновению в законодательном органе двухпартийной системы, тогда как электоральные системы с пропорциональным представительством порождают многопартийность.

Хотя число партий влияет на уровень политической стабильности, более важную роль играет степень антагонизма между ними. Многопартийные системы с относительно умеренным антагонизмом между партиями, безусловно, способны сохранять стабильность и эффективно функционировать. Но там, где партийные системы состоят из крайне антагонистически настроенных по отношению друг к другу элементов, постоянно присутствует угроза крушения и гражданской войны вне зависимости от числа партий.

Авторитарные системы также являются специализированными структурами по агрегации интересов. Они сознательно пытаются выработать предложения относительно политического курса и мобилизовать им поддержку, однако делают это совсем по-другому, нежели состязательные партийные системы. При авторитарной партийной системе агрегация интересов происходит в рамках партии или в ходе взаимодействия между группами предпринимателей, землевладельцев и институциональными группами внутри бюрократии или военных. Граждане лишены возможности влиять на этот процесс через выбор партийных альтернатив.

Авторитарные партийные системы различаются между собой по уровню нисходящего контроля внутри партии и степени партийного контроля над другими группами в обществе.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3: Модели политической системы | Тема 5. Политическая элита и политическое лидерство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.