Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 12 страница




Каким образом сформировалось сознание? Непосредственные предпосылки его возникновения складываются у высших животных. Сознание не является чем-то инородным и чуждым материальному миру – вопреки мнению идеалистов и религиозных мыслителей, утверждающих, что оно должно было быть каким-то путем привнесено в материю извне. Сознание – высшая форма отражения действительности. Любая форма материи обладает более простым, но родственным сознанию свойством – способностью запечатлевать, воспроизводить характер воздействия одних предметов на другие. У высших животных возникают наиболее сложные бессознательные формы отражения – условные рефлексы и так называемое предметное мышление.

Условный рефлекс – это способность организма отвечать на воздействия внешней среды, которая может изменяться и корректироваться в зависимости от конкретных условий существования этого организма. Безусловный рефлекс является врожденным, но он никак не зависит от конкретных ситуаций и условий существования животного. Так, у всех животных и человека есть оборонительный рефлекс, который легко наблюдать в простых жизненных ситуациях. Если, например, сунуть палец в огонь, рука автоматически отдергивается прежде, чем мы начнем обдумывать возникшую ситуацию. Это врожденный автоматизм, один из безусловных рефлексов, предохраняющих организм от опасности. Условные рефлексы вырабатываются индивидуально у каждой особи в зависимости от изменения жизненной обстановки и могут многократно изменяться, возникать и исчезать. Всем известны эксперименты И.П. Павлова по выработке пищевого условного рефлекса у собак. Например, собака привыкает, что перед кормлением всегда загорается лампочка, и выделение слюны начинается у нее не при виде пищи, а уже при зажигании этой лампочки. Последняя служит сигналом того, что скоро появится жизненно важный раздражитель – пища. Если начать собаку «обманывать», зажигая лампочку просто так, рефлекс перестанет получать подкрепление и угаснет. (Безусловные рефлексы, наоборот, не угасают никогда).

Способность нервной системы корректировать поведение животного посредством условных рефлексов чрезвычайно ценна в реальных природных условиях. Так, у стада буйволов вырабатывается условный рефлекс – в определенное время приходить к ручью на водопой. Если ручей пересохнет, буйволы не станут ходить к сухому руслу снова и снова. Ставший бесполезным условный рефлекс угаснет, и чувство жажды приведет в действие безусловный ориентировочный рефлекс – стадо начнет искать новое место для водопоя. Когда оно будет найдено, выработается новый условный рефлекс – приходить пить на новое место.

Самое сложное проявление животной психики – так называемое предметное, или ручное мышление. В природных условиях у животных не формируется абстрактное мышление, то есть мышление в понятиях. Оно является прерогативой человека и непосредственно связано с сознательной деятельностью. Животное способно мыслить чувственными образами, то есть представлениями об отдельных конкретных предметах. Это мышление И.П. Павлов называл также ручным мышлением – «обезьяна думает руками». Например, в известном эксперименте в лаборатории Павлова обезьяна методом проб и ошибок приходила к тому, что для овладения подвешенным к потолку бананом следует составить пирамиду из ящиков, взять палку, забраться на эту пирамиду и сбить банан. Обезьяна никогда не садилась «обдумывать» план действий – она могла находить решение любой задачи только методом проб и ошибок.

Следует сделать оговорку, что в последние десятилетия были достигнуты впечатляющие результаты в обучении животных элементам разумного поведения. Обезьяны могут понимать сотни слов, образовывать простейшие общие понятия. Попугаев удалось обучить считать до семи, различать цвета, даже выработать абстрактное понятие «цвет». Однако элементы абстрактного мышления возникают у животных не в естественных условиях, а только под воздействием более сложной, социальной формы материи. Как и в случае с неживой природой общество может перестраивать низшую по отношению к нему форму материи – в данном случае биологическую – и реализовывать такие возможности ее развития, которые природа сама по себе реализовать не способна.

Условные рефлексы и предметное мышление составляют основу для возникновения сознания. Но для его развития потребовались и новые, социальные факторы. Впервые они были описаны в известной статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Формирование сознания – это одна из сторон целостного процесса антропосоциогенеза, то есть возникновения и развития человека под воздействием социальных факторов.

Основными человекообразующими факторами были труд (1), социальная организация, или коллективный образ жизни (2) и членораздельная речь (3).

1. Труд – главное отличие человека от животных. Если движение – способ существования материи, то труд можно было бы по аналогии назвать способом существования человека. Говорят также, что труд, в известном смысле слова, создал самого человека. (Оговорка «в известном смысле» означает, что труд не существовал до человека и не мог, конечно, «создавать» его буквально: сам человек и труд как его главная функция развиваются одновременно, в постоянном взаимодействии).

Животные тоже умеют пользоваться различными предметами – камнями, палками, умеют строить муравейники, термитники, соты, гнезда, копать норы и т.п. Все эти действия тем не менее принципиально отличаются от человеческого труда. Труд, во-первых, начинается с изготовления орудий труда и, во-вторых, носит целенаправленный характер. Орудия труда – это особые созданные человеком предметы, которые он ставит между собой и веществом природы для усиления своего воздействия на последнее. Эволюция животных состояла в том, что они приспосабливали самих себя, свое тело к условиям окружающей среды. Человек посредством орудий начал приспосабливать природу к себе. Животное воздействует на природу своим собственным телом и может произвести в ней только такие изменения, какие позволяет его физическая организация, его сила и размеры. Муравьи, например, перемещают мелкие предметы, но никогда не поднимут обыкновенный кирпич. Человек же усиливает свое воздействие на природу сначала с помощью ручных орудий, затем – механической техники и автоматических устройств. Пределов развития этого воздействия не существует: орудия труда позволяют человеку перестраивать окружающий мир, не ограничиваясь рамками своей физической организации. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркс писал о различии между животным и человеком: «Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты». Процесс труда, материального производства стал главным организатором человеческой жизни. Он коренным образом перестроил не только тело, но и психику человека. В чем состояла эта перестройка?

Второе отличие человеческого труда от деятельности животных – целенаправленный характер трудовой деятельности. Сознание обладает уникальной способностью мысленно конструировать предметы, которых еще нет в реальном мире. Материальная трудовая деятельность – это реализация, воплощение в вещество природы мысленного образа, который предварительно строится в голове человека и используется как образец, цель процесса труда. То, что Платон считал идеями вещей, живущими в особом, недоступном человеку мире, в действительности оказалось целевыми образами, формируемыми человеческим мышлением без всякой связи с вымышленным «миром идей». Эти образы воплощаются в материальные вещи в процессе труда. Вот как описывал целенаправленную деятельность человека Карл Маркс, один из крупнейших оппонентов идеалистической философии: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю». Сознание возникает, образно говоря, для обслуживания процесса труда и совершенствуется вместе с усложнением трудовой деятельности.

Поведение некоторых животных может быть настолько сложным, что производит впечатление сознательного. (Мы здесь имеем в виду диких животных, а не домашних и лабораторных, которые в результате контакта с человеком действительно могут заимствовать у него элементы сознательного поведения). Очень сложными могут быть даже действия насекомых, прежде всего муравьев, пчел и ос-охотниц. В XIX веке часто возникал вопрос: нет ли в их действиях проблесков сознания, целенаправленной деятельности? Эту проблему детально исследовал крупнейший французский энтомолог Жан Анри Фабр (1823-1915). Он много лет изучал поведение ос-охотниц, которые очень искусно заботятся о потомстве. Например, осы некоторых видов выкапывают в земле норку, приносят туда строго определенное количество насекомых определенного вида, предварительно поймав их и парализовав уколами жалом в нервные узлы, откладывают в этих насекомых свои яйца и закупоривают норку. Вылупившиеся личинки питаются мясом своеобразных живых консервов – парализованных насекомых. Фабр поставил ряд экспериментов, показавших, что оса действует совершенно бессознательно. Так, в присутствии осы он вытаскивал пинцетом всех запасенных насекомых из норки и давал осе возможность осмотреть ее. После осмотра оса спокойно закупоривала пустую норку и улетала, как будто все в порядке и за будущее личинок можно не беспокоиться. Это поведение насекомого говорит о том, что у осы нет цели – мысленного образа того, что она должна сделать. Ей не с чем сравнивать результаты своей деятельности. Поэтому она неспособна осознать, что результат действий совершенно не тот, какого следовало достигнуть, и работу надо переделывать. То, что человек может легко увидеть и осознать за считанные секунды, для осы непонятно и необъяснимо. Насекомое действует только под руководством инстинкта, то есть совокупности врожденных стереотипов поведения, задающих последовательность выполнения некоторых операций без достаточной обратной связи. Любая ситуация, искусственно созданная экспериментатором и не предусмотренная в инстинкте становится для осы непреодолимым препятствием. На основе серии подобных экспериментов Ж.А. Фабр сделал вывод: «Насекомое полностью лишено способности сознательного суждения, даже тогда, когда его работа – верх совершенства».

Итак, главные отличия труда человека от манипуляций животных с предметами состоят в том, что животное использует предметы достаточно случайно и эпизодично, не умеет изготовлять, сохранять и совершенствовать орудия труда; животное не создает идеальных моделей потребного будущего, которые можно было бы реализовать в трудовой деятельности. Труд и сознание – глубоко взаимосвязанные, чисто человеческие способности, ставящие человека в некотором смысле слова над природой и превращающие общество в особую, высшую форму материи.

2. Социальная организация (или коллективный образ жизни) была необходима для выживания первобытного человека. В процессе совместной деятельности люди учились координировать свои действия, понимать друг друга, передавать опыт от одного поколения другому. Освоение человеком опыта предыдущих поколений называют социализацией (более подробно этот процесс обсуждают в курсе социологии). У низших животных практически вся необходимая организму информация передается по наследству генетически, через врожденные инстинкты. У высших животных детеныш проходит обучение у своих родителей – например, приемам охоты. У человека все социальные навыки передаются через коллективы, состоящие из себе подобных, осваиваются людьми в общении друг с другом. Это освоение накопленного в прошлом социального опыта известный генетик академик Н.П. Дубинин назвал социальным наследованием. В отличие от биологического наследования, происходящего бессознательно, автоматически, наследование социального опыта, формирующего человеческую личность, происходит только благодаря целенаправленному обучению в коллективе (в семье, племени, компании друзей, школьном классе и т.п.). Поэтому дети, выросшие в джунглях без общения с себе подобными, не могут стать полноценными людьми. По этой же причине распространившиеся в современном мире опасения по поводу клонирования человека (можно будет, якобы, тиражировать совершенно одинаковых людей) лишены серьезных оснований. Главное в человеке, его суть не исчерпывается генотипом. Даже люди с одинаковыми генотипами (двойняшки, тройняшки и т.п.), всегда имеющие много сходного, могут стать очень разными личностями в зависимости от социального опыта, различий в воспитании, образовании, круге общения, профессии. Личность формируется под воздействием не столько биологического наследования, сколько социального.

3. Язык – система знаков для передачи информации, знаний от одного человека к другому. Процесс практического использования языка в человеческом общении называют речью. В современном обществе она бывает устной и письменной. В отличие от животного человек обладает членораздельной речью, выражающей свойства и сущности вещей, законы природы. Язык животных примитивнее – в нем выражается только состояние самого животного и некоторые внешние свойства окружающих предметов. (Например, сигналы в языке жестов у муравьев: «Там опасность», «там еда»). Однако в языке животных нет понятий – поэтому выразить на нем законы природы или хотя бы простые суждения общего характера («Все люди смертны», «все лебеди белы») принципиально невозможно.

Между языком и сознанием возникает глубокая связь. Передать мысли одного человека другому можно только при помощи знаковых систем и материального носителя. В абстрактном мышлении человек пользуется понятиями, а им соответствуют не отдельные вещи, а целые классы вещей. Обозначить, например, понятие «дом вообще» конкретным предметом, указав на какой-то реальный дом, невозможно: «дом вообще» нигде не существует в чистом виде, это понятие – результат мысленной процедуры обобщения, абстрагирования свойств огромного множества предметов. Понятия, отделяясь от чувственного представления конкретной вещи, теряют опору в наглядности и поэтому должны иметь некоторую иную чувственно фиксируемую форму. Обозначить понятие может только слово – главный компонент языка. Язык становится средством формирования, сохранения и передачи мысли, выраженной всегда в абстрактных понятиях.

Характер языка выражает уровень развития сознания, человеческих знаний о мире. Так, у племен дикарей существуют языки, в которых всего несколько сот слов. Современному европейцу такого словарного запаса уже недостаточно. Закономерности развития языков изучает особая наука – языкознание. Оно показало, что все современные языки цивилизованных народов являются результатом долгого исторического развития. Ученые обнаружили, что все естественные языки (то есть возникшие стихийно в ходе исторического развития) имеют общие черты, обусловленные общностью законов мышления. Например, во всех без исключения человеческих языках существует разделение предложения на тему и рему. Тема – это исходный пункт сообщения, то, относительно чего нечто утверждается. Рема – то, что утверждается или спрашивается. Так, в простейшей фразе – «Взошло солнце» – тема – «солнце», а рема – «взошло». Структура и словарный запас естественных языков постоянно совершенствуются. Происходит появление или заимствование из других языков новых слов. Структурные изменения языка иногда заметны на протяжении жизни одного поколения. Так, в последние десятилетия в русском языке наметилось отмирание склонения числительных: склонять их (изменять по падежам) не умеют даже дикторы радио и телевидения, речь которых в ХХ веке считалась эталонной. Можно высказать предположение, что в обозримом будущем склонение числительных в русском языке отомрет (что уже давно произошло, например, в английском).

Наряду с естественным, стихийно сложившимся у того или иного народа языком существуют языки других типов. Развитие науки и техники потребовало создания специальных и искусственных языков – в наше время это, например, языки программирования. Такие языки включают специальные термины и особые правила применения, отражающие содержание данной научной дисциплины, отрасли техники или особой сферы человеческой деятельности (например, спорта). Искусственный язык может быть формализованным или математизированным. В формализованном языке точно определены правила его использования, устранена многозначность терминов и введена специальная знаковая система – в виде цифр, букв или других обозначений. Таким искусственным формализованным языком пользуются, например, в правилах дорожного движения. Математика издавна начала создавать особый язык, необходимый для точных количественных расчетов. Так, для пересчета предметов достаточно иметь натуральный ряд чисел и действие сложения. Для описания физических процессов науке XVII – XX веков потребовалось усложнение математического языка – создаются исчисление бесконечно малых, теория пределов, дифференциальное и интегральное исчисление и т.д.

Подводя итог описанию человеческого сознания можно сформулировать два его определения. Первое носит общефилософский характер и основано на понимании сознания как вторичной реальности, производной от материи – реальности исходной, или первичной:

Сознание – это высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высокоорганизованной материей.

Однако это определение не указывает на конкретные механизмы познавательной деятельности, функционирующие на основе сознания. Более детальное, конкретное исследование механизмов сознания осуществляет уже не философия, а ряд других, частных наук – прежде всего психология, а также языкознание, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика и т.д. С точки зрения психологического подхода общефилософское определение сознания можно дополнить более конкретным определением:

Сознание – высшая форма психической деятельности, функционирующая во взаимодействии с трудом и речью (языком).

Каждая наука, исследующая сознание человека, раскрывает свои, специфические аспекты этого уникального явления.

В последние десятилетия в результате развития кибернетики (науки о связях и управлении в системах) и создания все более мощных компьютеров появилась возможность имитировать работу мозга и осуществлять с помощью электронной техники функции, аналогичные мыслительной деятельности. Теория и практика создания кибернетических систем свидетельствуют о том, что машине передаются все более сложные функции мозга, причем многие из них выполняются лучше, чем это делает человек. По-видимому, не существует функций мышления, которые не могли бы имитироваться достаточно сложными ЭВМ будущего. В этой связи возникает вопрос: не способна ли машина мыслить, есть ли принципиальное различие между ЭВМ и мыслящим мозгом?

Ответить на этот вопрос позволяет концепция соотношения низших и высших ступеней развития материи. ЭВМ состоит из физических элементов и находится на несколько уровней сложности ниже социальной формы материи – человека и его мыслящего мозга. Поэтому компьютер не может обладать равным с человеком творческим потенциалом. Работа машины сводится к физическим явлениям – электронным импульсам, магнитным состояниям и т.п. Деятельность мозга приводит к возникновению идеального образа, отражающего качества вещей. В машине никаких идеальных образов не возникает. Можно предположить, что в будущем будут созданы ЭВМ, работающие на искусственно сконструированных химических и биологических субстратах, которые удастся каким-то образом включить в социальные взаимодействия, смоделировать работу органов чувств, человеческие эмоции и т.п. По своему уровню сложности такие субстраты приблизятся к человеческому мозгу. Это будут, конечно, приборы (или организмы?) принципиально иной природы, чем современная вычислительная техника. Не исключено, что на их базе возникнут некие машины – организмы, адекватно воспроизводящие идеальные образы и сознание, аналогичное человеческому. Нельзя исключить, что на определенном уровне развития науки осуществится искусственная сборка человеческого мозга или органа, близкого к нему по строению и функциям. Однако в настоящее время возможность создания искусственных объектов, аналогичных человеческому мозгу и адекватно моделирующих сознание, остается только более или менее вероятным предположением.

 

§ 3.Основные закономерности процесса познания.

 

Учение о бытии – онтология и учение о познании – гносеология являются двумя фундаментальными составными частями любой философской системы. В этом разделе курса мы рассмотрим главные проблемы гносеологии.

Основные функции человеческого сознания – познание мира и конструирование потребного будущего, то есть планирование и корректировка практической деятельности человека.

В первой части курса лекций мы пытались показать, что проблема познания находилась в центре внимания философов начиная, по крайней мере, с софистов и Сократа. С ней связана вторая сторона основного вопроса философии – вопрос о том, познаваем ли мир. Вопрос о познаваемости мира конкретизируется в ряде более частных вопросов. Прежде всего, необходимо найти критерий истинности, то есть правильности, адекватности человеческого знания. Далее, требует уточнений само понятие истины. Наконец, надо рассмотреть формы и методы познавательной деятельности человека. На фундаментальном, мировоззренческом уровне все эти вопросы формулирует философия. Она же вырабатывает общие принципы и пути их решения. Каждая научная дисциплина и каждая сфера практической деятельности располагает своим набором более конкретных приемов и методов исследования, отражающих специфику данной предметной области. Мы изложим здесь основные положения общефилософской, диалектико-материалистической концепции познания.

Сначала рассмотрим структуру процесса познания в целом. В нем принимают участие пять основных компонентов или блоков. Это объект познания (1), субъект познания (2), органы и средства познания (3), сама познавательная деятельность (4) и, наконец, результат познания – знания (5). Охарактеризуем их несколько подробнее.

Объект познания – это реально существующие материальные или духовные явления и процессы, на которые направлена познавательная деятельность. Наиболее широкий, предельный объект познания – это мир в целом, который изучает (опираясь на данные конкретных наук) философия. Изучение мира в целом слагается из познания множества отдельных вещей, явлений и целых качественно специфичных областей действительности.

Субъект познания тоже имеет несколько уровней. Их можно свести к трем основным. Во-первых, мир познается на индивидуальном уровне, то есть отдельными людьми, использующими свои познавательные способности – органы чувств и логическое, абстрактное мышление. Во-вторых, на уровне особенного процесс познания осуществляют группы людей – такие, как народ, племя, отдельная цивилизация, научный коллектив. В-третьих, на уровне всеобщего субъектом познания является человеческое общество в целом. Если мы говорим, например, что какое-то явление пока не объяснено наукой – это значит, что объяснить его не может не отдельный человек (каждый из нас многого не знает) и не группа специалистов, а все современное научное сообщество. Всем знанием своей эпохи обладает только общество в целом, а не отдельный индивид. Распространение и использование этого знания – особая проблема социологии науки. В то же время «общество как таковое» не может знать ничего – в том смысле, что оно не имеет ни собственных органов чувств, ни какой-то особой «общественной» головы. Вся познавательная деятельность общества слагается, как известно, из деятельности отдельных людей, а не духовной силы наподобие абсолютной идеи Гегеля. Всеобщий субъект познания может функционировать только через множество индивидуальных субъектов (отдельных людей).

Органы и средства познания делятся на естественные и искусственные. Естественные – это органы чувств человека, искусственные – созданные человеческой деятельностью предметы. Это могут быть орудия, специально предназначенные для исследовательской деятельности (измерительные приборы, экспериментальные установки, действующие модели). Но функции средств познания могут выполнять и другие продукты человеческого труда – начиная от каменного рубила первобытного человека, позволявшего, к примеру, и резать шкуру животного, и узнавать свойства окружающих вещей. Естественные органы чувств человека тоже претерпевают изменения в ходе развития общества.

Познавательная деятельность – это организованное, целенаправленное отражение в человеческом сознании объективных черт материальных предметов. В XIX – XX веках философия преодолела упрощенное созерцательное понимание познания. Познание никогда не было простым созерцанием предметов – «разглядыванием», «слушанием» и т.п. С древнейших времен познание было неотделимо от практики: человек практически оперировал с предметами, и только эта материальная деятельность с вещами давала возможность получать знание о них.

Наконец, знания – это цель и конечный результат познавательной деятельности. Знания представляют собой совокупность идеальных мысленных образов, содержание которых дает истинное, адекватное, неискаженное отражение объективного мира. Понятно, что мысленные образы, возникающие в сознании (ощущения, восприятия, представления, понятия), вполне могут отражать действительность ошибочно, неправильно, искаженно. Такие мысленные образы содержат не знания, а заблуждения. Мы опять возвращаемся к старой узловой проблеме гносеологии: может ли человек получать истинные, неискаженные знания о мире? Если может, то как отличить знания от заблуждений?

Как отмечалось в гл. 1, эту проблему впервые в острой форме поставили скептики. Они пришли к выводу, что отличить правильные мнения от заблуждений невозможно. В дальнейшем сформировались два подхода к проверке истинности знания. Подход агностиков (Д. Юм, И. Кант) состоял в попытке доказать, что достижение истины, всякое достоверное познание в принципе невозможно. Эта идея получила логическое завершение в учении Канта о мире вещей-в-себе и мире явлений. Второй подход – у философов, считавших мир познаваемым – заключался в стремлении найти критерии истинности, позволяющие отличить истину от заблуждения.

Понятие истины – одна из наиболее важных категорий философии и центральное понятие теории познания. Это понятие применимо только к сознанию, мыслям, идеальным образам, знанию. Материальные вещи не бывают ни истинными, ни ложными. Истинность знания состоит в его соответствии объективной действительности. Ограничиваясь пока этим общим определением, посмотрим, как в истории философии происходил поиск критерия истинности.

С мнением скептиков об отсутствии критериев истинности знания не согласились рационалисты. Рене Декарт считал, что таким критерием является ясность и отчетливость. То, что мы представляем себе ясно и отчетливо, является самоочевидным. Человеческий разум достаточно могущественен и самостоятелен для того, чтобы отличить истину от лжи и заблуждения. Однако можно возразить Декарту, что самые ясные и отчетливые научные представления часто оказываются неверными. Ясность религиозных идей тоже отнюдь не делает их истинными. Критерий истинности Декарта может иметь только второстепенное, вспомогательное значение: действительно, путаная и неясная концепция имеет меньше шансов оказаться истинной, чем ясная и последовательная. В истории мысли наиболее серьезным возражением на оптимистическую гносеологию Декарта стала критическая философия Канта.

Другой предложенный наукой критерий истинности – непротиворечивость знания: истинно то учение, которое не содержит противоречий. Однако при обсуждении закона единства и борьбы противоположностей (см.: гл. 8, § 3) мы видели, что противоречия возникают в познании закономерно, причем они могут быть следствием как неточности знания, так и правильного отражения в нем реальных противоречий объективного мира. В науке достаточно часто создаются непротиворечивые теории, которые тем не менее ошибочны, искажают картину мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.