КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие политического режима, его типы
Лекция 5. Политические режимы Понятие политического режима, его типы Авторитарный политический режим: сущность и характерные черты Тоталитарный режим: сущность и характерные черты Демократический режим: условия, принципы, критерии, модели. Измерение демократии Слово «режим» в контексте политологической науки может быть переведено на русский язык как способ государственного правления, особый государственный строй, исходящий из определённой системы правил, положений и законов. Политический режим – это способ функционирования политической системы, совокупность средств и методов реализации государственной власти, определяющих характер политической жизни, политического сознания и политической культуры общества. Содержательно понятие «политический режим» выражает характер взаимоотношений между государственной властью, с одной стороны, и гражданами, - с другой, а именно, объём полномочий государственной власти, способы и методы её деятельности, а также степень свободы граждан. Основные параметры, по которым определяется характер политического режима: – степень политического участия народа в политической жизни страны, наличие, объём и эффективность общественного представительства в органах государственного управления, действенность гражданского контроля за органами исполнительной власти; – методы государственного управления, соотношение методов убеждения, силового принуждения и насилия в деятельности исполнительных органов государственного управления; – возможность легальной конкуренции за представительство во всех ветвях государственной власти и на всех её уровнях без каких-либо ограничений; – соответствие практики государственного управления международным правовым нормам; – наличие и статус государственной идеологии, её отношение к оппозиционным идеологическим течениям, свобода деятельности средств массовой информации. В зависимости от конкретной реализации этих параметров в практике государственного управления в той или иной стране выделяются различные типы политических режимов. Типология политических режимов составляет интереснейший раздел исторической политологии. Очень многие учёные всех времён и народов исследовали особенности политического устройства общества. Так, например, Аристотель – автор термина «политика» и родоначальник политологии – видел следующую структуру политических режимов: Таблица 1 - Типология политических режимов по Аристотелю
«Правильные» формы правления (монархия, аристократия и полития) имеют своей целью общее благо государства как целого, а «неправильные» (тирания, олигархия и демократия) – лишь корыстные интересы самих правителей. Для характеристики правильной и неправильной форм государственного правления Аристотель использовал следующие критерии: способ формирования органов правления (назначение или выборы), оплачивается ли функция государственного управления, какое значение имеет закон и др. К современным типологиям политических режимов можно отнести схему американских политологов Г.Лассуэлла и А.Каплана (1957 г.). Все политические системы они разделили на два типа: демократические и деспотические, в зависимости от формата правящей элиты, приоритетных ценностей, масштабов использования политического насилия, а также от того, насколько возможен общественный контроль за исполнительными органами власти. Таблица 2 - Характеристики демократического и деспотического форм правления по Г.Лассуэллу и А.Каплану
Типология Лассуэлла и Каплана относится к одномерным биполярным типологиям, страдающим существенным упрощением огромного разнообразия политических режимов. Примером двухмерных типологий может служить подход Роберта Даля (1971 г.), который исходил из двух следующих критериев: – уровень допустимой оппозиции и политической конкуренции; – степень участия населения в процессе публичного соперничества за власть. Таблица 3 - Типология политических режимов по Р.Далю
Термин «полиархия» соответствует демократии. Небольшая политическая конкуренция в сочетании с политическим участием большинства населения указывает на политический режим «включающей гегемонии». Если отсутствует или очень слаба оппозиция и политическая конкуренция, часть населения, реально участвующая в публичном соперничестве за власть мала, тогда система характеризуется как «закрытая гегемония». Большая степень политической конкуренции при малом участии населения является примером «конкурирующей олигархии». Типология Жака Блонделя (1999 г.) относится к трёхмерным типологиям, поскольку учитывает три критерия: - политическую конкуренцию; - участие населения в политической жизни; - структуру правящей элиты. Политическая конкуренция оценивается с точки зрения того, является ли она «открытой» (т.е. существуют легальные условия для конкуренции оппозиции за власть) или «закрытой» (оппозиция запрещена, и борьба за власть осуществляется нелегально). Структура элиты оценивается с точки зрения её монолитности-дифференцированности, а также «открытости» (доступности) или «закрытости» (недоступности для проникновения извне). Третья переменная – политическое участие населения – характеризуется степенью включённости граждан в политической жизни страны. Если население включено в политическую жизнь посредством различных легальных форм политического участия, тогда режим называется «включающим». В противном случае он именуется «исключающим». Таблица 4 - Типология политических режимов по Ж.Блонделю
Традиционный системы характерны для стран с монархическим правлением, когда правит закрытая монолитная элита и население исключено из политического процесса (Бахрейн, Бруней, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты). Авторитарно-бюрократические системы представлены военными режимами стран Латинской Америки периода 70-80-х годов ХХ века (Чили, Аргентина, Уругвай). В этих странах за власть конкурируют клановые элиты, однако, население исключено из политического процесса. Эгалитарно-авторитарные режимы, в которых правит относительно монолитная элита при организованном массовом политическом участии населения, сегодня представлены Китаем, Северной Кореей, Кубой. Ещё совсем недавно к ним бы принадлежал и Советский Союз. Что касается неэгалитарно-авторитарных систем, то их представляли фашистские страны. Либеральные демократии существуют в большинстве стран Европы и Северной Америки. Чаще всего в учебниках по политологии используется типология, согласно которой выделяются следующие режимы: – авторитарный; – тоталитарный; – демократический. 2. Авторитарный политический режим: сущность и характерные черты Авторитаризм (лат. auctoritas власть, влияние) – самовластие, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Для авторитарного политического режима свойственна концентрация неограниченной государственной власти в руках одного человека или небольшой группы лиц. Характерные признаки авторитаризма: – монополия на политическую власть в стране; – культ лидера, вождя; – бесконтрольность исполнительной власти, представленной одним харизматическим лидером или (как временное явление) – небольшой группой лиц; – отсутствие политической конкуренции; – использование незаконных с точки зрения международного права средств и методов борьбы с политической оппозицией; – существенное ограничение политических прав и свобод граждан; – бесконтрольное и нелегитимное применение силы в борьбе с политическими оппонентами. От тоталитаризма авторитаризм отличается разве что неполным контролем над сферами экономики, культуры, науки, спорта и т.п., а также над частной жизнью индивидов. Девиз автократического режима мог бы звучать следующим образом: «Разрешено всё, кроме политики». Гражданское общества контролируется государством частично, лишь в той части, которая касается сферы государственного управления – политики, т.е. того, что может непосредственно угрожать власти автократического правителя. Поэтому логично авторитаризм считать всего лишь промежуточной формой между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Любой автократический лидер стремится получить максимальный контроль над всеми сферами общественной жизнедеятельности. Если ему это удаётся, режим трансформируется в тоталитарный. Если же гражданское общество достаточно сильно, чтобы противодействовать автократу, то режим имеет шанс превратиться в демократический.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |