Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа психолога с учащимися




Особенностью всей практической деятельности психолога в школе является ее параллельный характер (ребенок – родитель – педагог), поскольку коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменения системы его отношений в целом. А это значит, что школьный психолог должен владеть навыками работы и с детьми и со взрослыми, уметь быть и семейным психологом и тренером, работающим с коллективом класса и педколлективом.

В работе психолога с учащимися решаются проблемы адаптации к школе, неуспеваемости, дисциплины, взаимоотношений с другими учениками и учителями.

Первая встреча выпускника с психологом происходит часто еще до его поступления в школу. Первая задача психолога – определение готовности ребенка к школе. Принято выделять физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую готовность к школе. Первый аспект изучается врачами, второй педагогами и психологом, остальные полностью относятся к компеценции психолога. Для этого оценивается общее интеллектуальное развитие, навыки произвольной саморегуляции, наличие учебной мотивации, навыки взаимодействия с другими людьми и т.п.

Далее психологу придется выделить группы неуспевающих школьников, определить причины неуспеваемости и дифференцировать работу с ними в зависимости от этих причин. Особые трудности в адаптации к школе испытывают дети с временной задержкой психического развития. Им особенно необходим индивидуальный подход и соблюдение щадящего режима.

В любой школе есть дети с физическими недостатками – дефектами зрения, слуха, состояния, связанные с плохим питанием, с хроническими инфекционными заболеваниями, с физическими изъянами. Психолог должен быть осведомлен об основных признаках и причинах таких дефектов, чтобы суметь вовремя их выявить и правильно истолковывать поведение ребенка, его школьные успехи. Для этих детей необходимо также обеспечить щадящий режим, соблюдение психогигиенических требований.

К задачам психолога также относится своевременное выявление аномалий в учебной деятельности, таких как нарушения речи, письма, чтения, счета и т.п. и оказание логопедической, коррекционно-педагогической и психологической помощи детям с такими аномалиями.

Еще одна категория детей, имеющая трудности в адаптации к школе – одаренные дети. Во-первых обычная школьная программа для них слишком легка и скучна и для развития их способностей и сохранения интереса к обучению необходимо разрабатывать для них индивидуальные программы. Во-вторых одаренные дети обладают некоторым набором личностных свойств, затрудняющих их адаптацию к школе. Часто у них отмечается повышенный уровень тревожности, слабая саморегуляция, слишком большой разброс интересов, трудности в социальной адаптации.

Проблему взаимоотношений в стенах школы психолог может решать через диагностику и коррекцию психологического климата в классе, через тренинг общения, участие в разрешении межличностных конфликтов.

Важной частью работы психолога с учащимися является профориентационная работа. В содержание этой деятельности входит: выявление интересов и склонностей учащихся, направленности личности; определение социальных установок и помощь в их формировании; определение выраженности и структуры способностей; определение уровня развития разных сторон личности; установление соответствия выявленных особенностей требованиям профессии; разъяснение возможной «цены» профессии для личности.

Мы уже упоминали об этапе адаптации первоклассников к школе, но в психологической помощи нуждаются и новички, пришедшие в школу в старших классах. Также сложны для учеников этапы перехода из младшей школы в среднюю, из средней – в старшую, подготовка к выпуску из школы. Все эти этапы должны быть обеспечены психологическим сопровождением. И на период школьного обучения приходится наиболее острый возрастной кризис – кризис подросткового возраста. Соответственно, дети, тяжело переживающие этот кризис – также одна из важнейших категорий клиентов школьного психолога.

Для того чтобы помочь ребенку, надо чтобы он сам осознал, что привычные ему способы поведения, взаимодействия с людьми не вполне эффективны, захотел что-то изменить в себе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.