КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи и виды деятельности психолога на предприятии
Специфика работы психолога в дошкольном учреждении, в школе, техникуме, ПТУ, вузе. Специфика работы в каждом из этих учреждений определяется психологическими особенностями возраста воспитанников или учащихся и спецификой их основной деятельности, их ситуации развития.
Некоторые специалисты работают при отделах народного образования в качестве «районного психолога», «психолога – методиста». Они независимы от администрации и педколлектива. Их основными задачами являются психолого-педагогическая подготовка педагогов, оказание методической помощи и координации деятельности школьных психологов района. Перед психологическими службами вузов стоят следующие основные задачи: - выявление и классификация проблем студентов, поиск механизмов их решения; - информационная поддержка - помощь в оптимизации обучения, взаимодействия между студентами и преподавателями, администрацией, улучшение психологической атмосферы; - посредничество в конфликтных ситуациях; - непосредственная помощь студентам и сотрудникам, имеющим психологические проблемы.
Лекция 8. Профессиональная деятельность психолога на предприятии План: 1. Задачи и виды деятельности психолога на предприятии. 2. Круг обязанностей психолога –эргономиста (инженерного психолога). 3. Круг обязанностей психолога на предприятиях сферы обслуживания. 4. Применение психологических знаний в сфере юриспруденции. 5. Авиационная и космическая психология. 6. Военная психология. Политическая психология. 7. Психология спорта.
Опыт многих зарубежных фирм и ряда отечественных предприятий свидетельствует о том, что психологическая служба является важным звеном аппарата управления крупных предприятий. Чаще всего психологическая служба предприятия включается в кадровую службу. На небольших предприятиях психолог чаще всего выполняет все функции менеджера по персоналу. Для этого ему необходимо помимо психологических знаний владеть и некоторыми экономическими и правовыми знаниями. Основная цель службы управления персоналом (кадровой службы) – приобретение, удержание и использование необходимой квалифицированной, приверженной и мотивированной рабочей силы. Эта цель достигается посредством решения следующих задач: - Планирование и маркетинг персонала: Разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала предприятия; анализ рынка труда; планирование и прогнозирование потребности в персонале; организация рекламы предприятия как работодателя, поддержание его благоприятного имиджа; поддержка взаимосвязи с внешними источниками персонала. - Найм и учет персонала: организация отборочных процедур; учет найма, перемещений, поощрений и увольнения персонала; профессиональная ориентация персонала; организация рационального использования персонала; управление его занятостью. - Управление трудовыми отношениями: Анализ и регулирование отношений с руководством; управление организационными конфликтами и стрессами; социально-психологическая диагностика; обеспечение соблюдения этических норм взаимоотношений; управление партнерским взаимодействием с профсоюзами; управление культурой организации, обеспечение дисциплины труда. - Условия труда: с облюдение требований психофизиологии и эргономики труда; соблюдение требований технической эстетики; охрана труда и техника безопасности; организация труда и рабочего места, обеспечение оптимального распорядка работы. -Развитие персонала: Обучение персонала; переподготовка и повышение его квалификации; введение в должность и адаптация новых работников; текущая периодическая оценка результатов труда и трудового потенциала, аттестация; организация рационализаторской и изобретательской деятельности; планирование деловой карьеры; организация работы с кадровым резервом. - Мотивация и стимулирование персонала: нормирование и тарификация трудового процесса; разработка систем оплаты труда; разработка форм морального стимулирования персонала; организация нормативно- методического обеспечения системы управления персоналом. -Социальное развитие персонала: Организация благоприятных условий труда и отдыха, быта персонала, методическое и психологическое обеспечение социальных программ. - Развития организационной структуры управления: Анализ сложившейся оргструктуры управления; проектирование и формирование новой оргструктуры; разработка штатного расписания; разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства; разработка регламентирующей документации
В зависимости от размеров организаций состав задач и соответствующих функций будет меняться. Сегодня кадровые подразделения реализуют многие функции, ранее сосредоточенные по другим подразделениям. Но в то же время они разделяют функции прежде всего с линейными руководителями и с другими службами. Кроме того, многие функции сейчас могут выполняться внешними организациями. Служба персонала может выполнять эти функции следующим образом: - консультировать линейных менеджеров - разрабатывать и реализовывать совместно с линейными руководителями решения и кадровые мероприятия, - иметь собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий. Численность сотрудников службы персонала составляет примерно 1-1.2% от общей численности коллектива. Положение службы персонала в структуре организации зависит от степени развития и особенностей организации. 1. Служба может быть структурно подчинена руководителю по администрированию. Выполняет роль штабного подразделения. 2. В качестве штабного подразделения подчинена общему руководству организации. 3. В качестве штабного органа подчинена высшему руководству. Является более высоким уровнем управления, чем другие директора. 4. Организационно включена в руководство организацией
В любом случае, психолог на современном предприятии выступает в качестве организатора работы с людьми на научной основе. Часто психологи труда и организационные психологи выполняют исследовательские проекты, заказываемые «со стороны», например, для получения ответов на вопросы: «Насколько привлекательная работа на данном предприятии?» или «Каковы причины текучести кадров в данной организации?» Одна из типичных психологических задач на производстве – выявление структуры определенной профессиональной деятельности, требований разных профессий к личным качествам человека (его восприятию, памяти, мышлению, воображению, темпераменту, характеру, способностям и т.п.) По результатам такого исследования составляется профессиограмма. Профессиограмма – сводка сведений (технических, технологических, санитарно-гигиенических, психофизиологических) о характерных признаках процесса труда, его условиях и организации. Профессиограмма, в свою очередь, включает в себя психограмму – психологическое описание профессии, анализ операционально-технологического содержания, совокупность профессионально важных психологических и психофизиологических качеств, актуализируемых в данной деятельности и обеспечивающих ее выполнение. Профессионально-важные качества – совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности в конкретной профессии. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, необходимой степени выраженности, характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы. Далее психолог с помощью специально отобранных методик выявляет наличие и выраженность этих качеств у претендентов на вакантные должности или уже работающих сотрудников. Основной вопрос, с которым сейчас обращаются руководители организаций к психологам, касается лояльности персонала. Хотя опытные консультанты утверждают, что лояльность определяется в основном корпоративной культурой компании. Поэтому они большое значение придают выявлению степени сходства ценностей претендента на должность и компании. В обязанности психолога также входит и пропаганда психологических знаний в производственном коллективе.
8. 2. Круг обязанностей психолога –эргономиста (инженерного психолога). Эргономика это одновременно и научная и проектировочная дисциплина, возникшая на стыке разных наук, изучающих человека в трудовой деятельности. В системных научных эргономических исследованиях объединяются знания и методы, накопленные в антропологии, гигиене и охране труда, физиологии труда и биомеханике, социологии и экономике труда, технологии и организации труда, инженерной психологии и психологии труда. Синтез данных разных наук необходим в решении задач проектирования организаций, технологических производственных процессов и их существенной составляющей – трудовых функций, предназначенных для людей- субъектов труда. Психологи-эргономисты работают на промышленных предприятиях и в специальных лабораториях. Они принимают участие совместно с другими специалистами в проектировании новых орудий труда, предметов потребления, рабочей мебели. Они разрабатывают технологии экспертной эргономической оценки средств труда и условий труда, трудовой нагрузки. При такой оценке исследуется деятельность профессионалов (или пользователей средств труда) и одновременно с наблюдением и субъективными оценками испытуемых, регистрируются объективные психофизиологические показатели степени нагрузки различных функциональных систем (нервно-эмоциональной, мышечной, работа органов чувств – зрения, слуха и пр.). Таким образом, специалисты в области эргономики (инженерные психологи) обеспечивают безопасность и эффективность деятельности оператора в автоматизированных системах управления. С этой целью они исследуют процесс информационного взаимодействия оператора с машиной, с другими операторами, процессы переработки информации и принятия решений, психологические механизмы регуляции деятельности операторов. Психологи, изучая деятельность рабочего-оператора, выявляют, какие особенности его деятельности, личностные особенности, характеристики машины, особенно пульта управления вызывают у него излишнее утомление, ошибки при восприятии или переработке информации. На основании своих исследований он обосновывает предложения и рекомендации по усовершенствованию деятельности, машины. Психолог-эргономист участвует в разработке различных машин, механизмов. Он дает рекомендации по расположению и оформлению рычагов, тумблеров, кнопок и циферблатов на пультах управления и т.п. С помощью знаний по инженерной психологии он оценивает, насколько интенсивность шума и освещенность приемлемы для эффективной работы. Часто в обязанности психолога-эргономиста входит анализ причин низкой эффективности работы, утомления, текучести кадров, производственных конфликтов, он разрабатывает соответствующие рекомендации и предложения. Психолог на промышленном предприятии также может быть занят анализом психологических причин аварий, травматизма и разработкой мероприятий по повышению безопасности труда.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |