Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы процесса психологического консультирования




Процесс психологического консультирования

Психологическое консультирование – это процесс, имеющий ряд стадий. Его стадийность четко прослеживается в основном методе консультирования – интервью. Обычно описывается пятишаговая модель консультативного интервью.

1 – установление контакта и ориентирование клиента на работу (5-10 минут);

2 – сбор информации о клиенте, уточнение актуальной ситуации (25-35 минут);

3 – осознание желаемого результата, уточнение запроса (5-10 минут);

4 – коррекционное воздействие, выработка альтернативных решений (10-15 минут);

5 – обобщение психологом результатов работы с клиентом, завершение беседы (5-10 минут).

Понятно, что это разделение весьма условно. Сама длительность приема значительно варьирует в зависимости от целей и задач консультирования, теоретических ориентаций консультанта, организационных форм. Но все же в большинстве случаев время приема составляет один час (пятьдесят минут). В скобках указано время продолжительности каждого этапа из расчета сессии в 1 час, естественно, что оно также может варьироваться. В любом случае стоит сообщать клиенту заранее о предполагаемой продолжительности сессии и за три-пять минут о приближающемся ее завершении.

Эти же стадии можно проследить и в целом процессе консультирования (в течение нескольких встреч).

Полный консультативный цикл может пройти в течение одной встречи. Время этой встречи также может быть различным. Бывает, что вопрос решается за 5 минут, а бывает, что на это требуется до 6 часов. Оптимальным временем одной консультации считается в среднем 1-1,5 часа. Но возможны и повторные консультации. Довольно часто весь процесс занимает 5-6 встреч. Иногда, чтобы получить информацию о том, какие результаты дала консультация, психологи просят клиентов позвонить им через некоторое время.

 

 

Какие теоретические положения психологии наиболее актуальны для психологического консультирования?

Прежде всего, это исследования мышления, так как потребность в мышлении у человека возникает как раз в ситуации, когда появляется новая цель, обстоятельства и условия деятельности, а старые способы и средства недостаточны для достижения этой цели, удовлетворения потребностей. Такие ситуации называются проблемными, и именно в таких ситуациях люди обращаются за помощью к психологу-консультанту. Мышление помогает человеку проанализировать ситуацию и преобразовать ее из проблемы в осознаваемую задачу. Мышление необходимо и на всех этапах решения задачи.

Кроме того, к теоретическим основам консультирования относятся исследования эмоций. Чрезвычайно важно понимание способа переживания клиентом проблемной ситуации. Важен и эмоциональный вклад самого консультанта, его эмпатия.

Считается, что одно из различий между терапией и консультированием заключается в перевесе роли рациональных факторов над эмоциональными в последнем.

Естественно, в деятельности человека в той или иной ситуации задействуются не отдельные психические функции, а целостная структура, поэтому консультанту необходимо целостное знание закономерностей, изучаемых общей психологией, и вклад разных направлений психологии и психотерапии в понимание психики человека.

С этой точки зрения представляет интерес экспериментальное исследование, определяющее, какими теориями пользуются в своей работе психологи-практики (А.Ф.Бондаренко, 1993). В исследовании участвовало 46 психологов, со стажем практической работы от 1 до 20 лет, в том числе 18 зарубежных психологов (из США, Англии, Германии). Наиболее распространенным теоретическими концепциями оказались: во-первых, эклекитика, далее: гештальт-терапия, роджерианская личностно-ориентированная психотерапия, поведенческая психотерапия. Довольно часто психологи не могли однозначно ответить на данный вопрос. Реже используются на практике: экзистенциальная терапия, транзактный анализ, адлеровская психотерапия, рационально-эмотивная психотерапия. Редко психологи называли психоанализ в качестве своего основного метода. Группы эклектиков и затрудняющихся определить свои теоретические пристрастия состояли на 80 и 100 % соответственно из отечественных психологов.

Несмотря на притязания каждой из школ на универсализм, существует множество данных, свидетельствующих о том, что методы той или иной психотерапевтической школы действенны лишь в отношении специфического контингента клиентов. Это и определяет наметившееся движение в сторону эклектизма.

Рассмотрим, какие из положений трех основных классических школ вносят ценный вклад в понимание процесса психологического воздействия и признаются практически всеми эклектиками.

Психоанализ (глубинная психология, психодинамическое направление). Психоанализ как таковой является сложным методом, требующим длительного времени, поэтому нельзя говорить о психоаналитическом консультировании. Но ряд открытий психоанализа используется в работе практически любого консультанта.

Рабочий альянс – рациональные взаимоотношения между пациентом и аналитиком, дающие возможность клиенту целенаправленно работать в аналитической ситуации.

Сопротивление – своеобразная оппозиция клиента, противодействие процессу терапии. Оно может проявляться в молчании клиента, избегании определенных тем, опозданиями и т.п. Некоторые методы имеют целью усиление сопротивления, другие пытаются обойти его. В консультативной практике обнаружение выраженного сопротивления считается показанием для более глубинных форм психологической помощи.

Родственным сопротивлению является явление защиты – психический механизм, направленный на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих переживаний, тревоги, дискомфорта.

Перенос – особый тип отношений, главной характеристикой которого является переживание некоторых чувств по отношению к личности, в действительности обращенных к другой личности. Реакции переноса могут возникать и в отношениях консультанта с клиентом. Контрперенос – это такие же чувства, но испытываемые психологом к клиенту.

Бихевиоризм привнес в консультативную практику понимание причинно-следственных связей в последовательности событий, определяющих поведение клиента, способы формулирования достижимых целей и разработки плана продвижения к цели.

Гуманистическая психология. Один из ее основателей К.Рождерс сформулировал необходимые условия успешного психотерапевтического процесса, в частности три из них относятся к личности терапевта. Они получили название «триада Роджерса».

1. конгруэнтность в отношениях с пациентом, т.е. в процессе терапии психотерапевт должен целиком и полностью быть собой.

2. безусловное принятие, т.е. психолог должен сохранять безусловное положительное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они идут вразрез с его собственными установками; поступки клиента могут оцениваться по-разному, но принятие самого индивида не должно зависеть от них. Психотерапевт

3. эмпатия, т.е. сочувствие в буквальном смысле этого слова, возможность увидеть мир глазами клиента, переживать события так, как переживает он; но при этом должна сохраняться некоторая степень отстраненности, всегда должно присутствовать «как если бы», эмпатия не должна переходить в идентификацию.

 

Исследования эффективности психотерапии показали, что она зависит не столько от метода, сколько от личности и профессионализма, опыта терапевта. А также выяснилось, что во всех видах психотерапии действуют одни и те же факторы:

- установление особого контакта между психотерапевтом и клиентом;

- ослабление напряженности на начальной стадии, основанное на способности клиента обсуждать свою проблему с психологом;

- расширение репертуара когнитивных схем;

- изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного в общении с терапевтом;

- приобретение социальных навыков на модели поведения терапевта;

- убеждение и внушение, явное или скрытое;

- усвоенное или осознанное отношение к новым формам поведения, осуществляемое при эмоциональной поддержке со стороны психотерапевта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.