![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ограничение
Назначение Т – критерий Вилкоксона Ответ Пример 2 Ответ Обучение нельзя считать эффективным.
В эксперименте по непроизвольному запоминанию слов 12 испытуемых (А, Б, В...) запомнили по разному слова, обозначающие профессии (слесарь, химик, электрик, физик, биолог, геолог, юрист, анатом, токарь, оператор) и обозначающие научные абстракции (гипотеза, суждение, аналогия, теорема, знание, вывод, закон, анализ, аксиома, синтез). Значимы ли различия в эффективности запоминания этих категорий слов в данной группе испытуемых?
1. проверим ограничения. Так как n = 12 и 5 < 12 < 300, то критерий применим; 2. составим таблицу:
3. подсчитаем количество нулевых реакций: n0 = О, значит n = 12 - О = 12; 4. подсчитаем количество «+» и (-) сдвигов: сдвигов «+» - 8, сдвигов «-» - 4. Значит, «+» сдвиги - «типичные», а «-), - «нетипичные»; 5. сформулируем гипотезы: Н0: Сдвиг показателей в типичную сторону является случайным. H1: Сдвиг показателей в типичную сторону является неслучайным. 6. найдем G эмп., равное количеству «нетипичных» сдвигов – 4; 7. по таблице 1 приложения для n = 12 найдем С кр. (p ≤ 0,05) = 3; т. к. G кр. (p ≤ 0,05) < G эмп., то Но принимается, т.е. различия случайны. Преобладание эффективности запоминания профессий по сравнению с эффективностью запоминания научных абстракций не является статистически значимым.
Т-критерий Вилкоксона применяется для сопоставления показателей, измеренных на одной и той же выборке, и позволяет оценить не только направленность сдвигов, но и их интенсивность.
Объем выборки должен быть 5 ≤ n ≤ 50. Алгоритм использования: 1. проверить выполнение ограничений; 2. поместить данные в таблицу, записав в первый столбец испытуемых в каком-то определенном порядке (или их коды), во второй - результаты первого замера, а в третий - результаты второго замера:
3. вычислить разность между значениями di = «после» - «до» - «после» для каждого испытуемого и занести в четвертый столбец. Нулевые сдвиги, если они получились, далее не рассматривать, уменьшить объем выборки на количество нулевых сдвигов n0. Новый объем выборки n = n – n0. В пятый столбец записать модули разностей: |di|, затем проранжировать их, приписывая меньшему значению меньший ранг, а равным значениям - равные ранги. Результаты ранжирования записать в шестой столбец таблицы. Проверить совпадение суммы рангов с расчетной суммой по формуле:
∑ Ri = (n + 1): 2;
4. определить «типичные» и «нетипичные» сдвиги («типичные» - те, которых больше, «нетипичные» - те, которых меньше). Выписать ранги «нетипичных» сдвигов R нетипичн. в седьмой столбец таблицы и просуммировать их; 5. сформулировать гипотезы.
H0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. Н1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. 6. подсчитать эмпирическое значение критерия по формуле: Т эмпир. = ∑ R нетип. 7. по n и таблице 2 приложения найти T кр. (p ≤ 0,05) и T (p ≤ 0,01). Построить ось значимости:
зона значимости зона неопределенности зона не значимости
T кр. (p ≤ 0,01) T кр. (p ≤ 0,05)
Если Т эмп. ≤ Т кр. на некотором уровне значимости, то Но отвергается и принимается Н1 на этом уровне значимости. Если Т эмп. › Т кр. (p ≤ 0,05), то принимается Но. Чем меньше Т эмп., тем более вероятно, что сдвиг в типичном направлении статистически достоверен.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |