КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Описание критерия тенденций L
Назначение L – критерия тенденций L – критерий тенденций Пейджа Алгоритм
1. проранжировать индивидуальные значения первого испытуемого, полученные им в 1-м, 2-м, 3-м и так далее замерах; 2. проделать то же самое по отношению ко всем другим испытуемым; 3. проссумировать ранги по условиям, в которых осуществлялись замеры. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной суммой; 4. определить эмпирическое значение χ²r по формуле: χ²r = [ ___ _12 _______ * ∑ (Ti²) ] – 3 * n * (c+1), n*c* (c+1) где с – количество условий, n – количество испытуемых, Tj – суммы рангов по каждому из условий. 5. определить уровни статистической значимости для χ²r эмп.: при с=3, n≤9 – по табл. VII-А приложения 1; при с=4, n≤4 – по табл. VII-Б приложения 1. 6. при большем количестве условий и/или испытуемых – определить количество степеней свободы v по формуле: v=c-1, где с – количество условий (замеров).
. Если χ²r эмпирический равен критическому значению χ² или превышает его, различия достоверны.
Описание критерия дается с использованием руководства J. Green, M. D’Olivera (1989).
Критерий L Пейджа применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех и более условиях на одной и той же выборке испытуемых. Критерий позволяет выявить тенденции в измерении величин признака при переходе от условия к условию. Его можно рассматривать как продолжение теста Фридмена, поскольку он не только констатирует различия, но и указывает на направление изменений.
Критерий позволяет проверить наши предположения об определенной возрастной или ситуативно обусловленной динамике тех или иных признаков. Он позволяет объединить несколько произведенных замеров единой гипотезой о тенденции изменения значений признака при переходе от замера к замеру. Если бы не его ограничения, критерий был бы незаменим в "продольных" или лонгитюдинальных исследованиях. К сожалению, имеющиеся таблицы критических значений рассчитаны только на небольшую выборку (n≤12) и ограниченное количество сопоставляемых замеров (c≤6). В случае, если эти ограничения не выполняются, приходится использовать критерий χ²r Фридмана, рассмотренный в предыдущем параграфе. В критерии L применяется такое же ранжирование условий по каждому испытуемому, как и в критерии х2r. Если испытуемый в первом опыте допустил 17 ошибок, во втором - 12, а в третьем - 5, то 1-й ранг получает третье условие, 2-й ранг - второе, а 3-й ранг - первое условие. После того, как значения всех испытуемых будут проранжированы, подсчитываются суммы рангов по каждому условию. Затем все условия располагаются в порядке возрастания ранговых сумм: на первом месте слева окажется условие с меньшей ранговой суммой, за ним условие со следующей по величине ранговой суммой, и т. д., пока справа не окажется условие с самой большой ранговой суммой. Далее мы с помощью специальной формулы подсчета L проверяем, действительно ли значения возрастают слева направо. Эмпирическое значение критерия L отражает степень различия между ранговыми суммами, поэтому чем выше значение L, тем более существенны различия.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |