Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

G - критерий знаков

Пример

 

В эксперименте по исследованию интеллектуальной настойчивости (Е. В. Сидоренко, 1984) 22 испытуемым предъявлялись сначала раз­решимые четырехбуквенные, пятибуквенные и шестибуквенные ана­граммы, а затем неразрешимые анаграммы, время работы над которыми не ограничивалось. Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым. Использовалось 4 комплекта анаграмм. У исследователя возникло впечатление, что над некоторыми неразрешимыми анаграмма­ми испытуемые продолжали работать дольше, чем над другими, и, воз­можно, необходимо будет делать поправку на то, какая именно нераз­решимая анаграмма предъявлялась тому или иному испытуемому. Пока­затели длительности попыток в решении неразрешимых анаграмм пред­ставлены в табл. 2.5. Все испытуемые были юношами-студентами тех­нического вуза в возрасте от 20 до 22 лет.

Можно ли утверждать, что длительность попыток решения каж­дой из 4 неразрешимых анаграмм примерно одинакова?

 

Таблица 1. Показатели длительности попыток решения 4 неразрешимых анаграмм в секундах (N=22)

 

  Группа 1: анаграмма ФОЛИТОН (ni=4) Группа 2: анаграмма КАМУСТО (n2=8) Группа 3: анаграмма СНЕРАКО (n3=6) Группа 4: анаграмма ГРУТОСИЛ (n4=4)
         
         
         
         
         
         
         
         
Суммы        
Средние        

 

Сформулируем гипотезы:

 

Н 0 - 4 группы испытуемых, получившие разные неразрешимые анаграм­мы, не различаются по длительности попыток их решения;

Н 1- 4 группы испытуемых, получившие разные неразрешимые анаграм­мы, различаются по длительности попыток их решения.

Подсчет критерия «Н»

1. перенести все показатели испытуемых на индивидуальные карточки;

2. пометить карточки испытуемых группы 1 определенным цветом, например красным, карточки испытуемых группы 2 - синим, карточки испытуемых групп 3 и 4 - соответственно, зеленым и желтым цветом и т. д. (можно использо­вать, естественно, и любые другие обозначения);

3. разложить все карточки в единый ряд по степени нарастания признака, не считаясь с тем, к какой группе относятся карточки, как если бы мы работали с одной объединенной выборкой;

4. проранжировать значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Надписать на каждой карточке ее ранг. Общее количество рангов будет равняться количеству испытуемых в объединенной выборке;

5. вновь разложить карточки по группам, ориентируясь на цветные или другие принятые обозначения;

6. подсчитать суммы рангов отдельно по каждой группе. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной;

7. подсчитать значение критерия «Н» по формуле:

 

 

Н = ((12 / N (N + 1)) * (∑ * Tj² / n)) - 3 (N+1)

Где:

N - общее количество испытуемых в объединенной выборке;

n - количество испытуемых в каждой группе;

Т - суммы рангов по каждой группе.

8. а. при количестве групп с = 3, n 1, n 2, n 3 ≤ 5, определить критические значения и со­ответствующий им уровень значимости. Если «Н эмп» равен или превышает критическое значение Н 0,05, НО отвергается.

8. б. при количестве групп с › 3 или количестве испытуемых n 1, n 2, n 3 › 5, определить критические значения. Если «Н эмп» равен или превышает критическое значение, НО отвергается.

 

 

Назначение критерия «G»

 

Критерий знаков* «G» предназначен для установления общего на­ правления сдвига исследуемого признака. Он позволяет установить, в какую сторону в выборке в целом изменяются значения признака при переходе от первого измерения ко второму: изменяются ли показатели в сторону улучшения, повышения или усиления или, наоборот, в сторону ухудшения, понижения или ос­лабления.

* Критерий знаков с математической точки зрения является частным случаем би­номиального критерия для двух равновероятных альтернатив. При вероятности каждой из альтернатив P=Q=O,50 критерий знаков является зеркальным отраже­нием биномиального критерия). В некоторых руководствах кри­терий знаков называют критерием Мак-Немара (МсСall R, 1970; Рунион Р., 1982).

 

Критерий знаков применим и к тем сдвигам, которые можно оп­ределить лишь качественно (например, изменение отрицательного от­ношения к чему-либо на положительное).

Критические значения критерия знаков G для уровней статистической значимости p ≤ 0,05 и p ≤ 0,01.

 

Преобладание «типичного» сдвига является достоверным, если G эмпирический ниже или равен G 0,05, и тем более достоверным, если G эмпирический ниже или равен G 0,01.

 

n p =0,05 p =0,01 n p =0,05 p =0,01 n p =0,05 p =0,01 n p =0,05 p =0,01
    -                  
    -                  
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

 

Критерий χ²r Фридмена

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ограничения критерия Н | Описание критерия тенденций L
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.