Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическое здоровье и защитные механизмы личности 2 страница




Действие социальное - простейшая единица в структуре социальной деятельности. В социологию это понятие ввел М. Вебер. Он использовал его для обозначения простейшей активности индивида, ориентированного на ответное поведение людей. Осмысление разнообразия поведения взаимодействующих индивидов М. Вебер считал важнейшей характеристикой социального действия. Простейшей компонентой действия являются ожидания определенных реакций друг от друга всех взаимодействующих людей. Действие с отсутствием такого ожидания является чисто психологическим. М. Вебер пытался разграничить осознаваемые и неосознаваемые ожидания ориентаций индивидов. Однако вынужден был признать, что это можно сделать только теоретически, учитывая меру и степень рациональности. Он выделил следующие действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Своеобразие понимания действия М. Вебером состоит в акцентировании ведущей роли сознания.

Основные идеи М. Вебера получили свое развитие в работах Т. Парсонса, который практически не делал различия между понятиями "действие" и "поведение", относя их к составной части общей теории социального поведения. Т. Парсонс признавал зависимость сознательности действия от бессознательного, а ориентаций индивида на ответные реакции других людей - от "институализации" ценностей и "образцов культуры". Последние он рассматривал как принудительные нормы поведения и считал, что социальные, социокультурные, социально-психологические факторы обусловливают человеческое поведение. Т. Парсонс создал "общую систему человеческого действия", включив в нее "социальную систему", "систему личности" и "систему культуры". Для Т. Парсонса характерно системное (структурно-функциональное) понимание действия. Концепция действия получила свое дальнейшее развитие в конце 70-х - начале 80-х годов в исследованиях И. Хабермаса. Наиболее известной является его работа "Теория коммуникативного действия". В ней он проследил теоретическую эволюцию теории социального действия и сформулировал концепцию, основанную на принятой им идее разрыва труда и "интеракции", неотчужденного "жизненного мира" и отчуждающей "системы" постиндустриального общества. По мнению Хабермаса, современное капиталистическое общество тормозит ("колонизирует") жизненную основу интерчеловеческих коммуникаций, в основе которых должен лежать принцип "технической рациональности".

Категория "действий" является основной структурной единицей социальной и психической деятельности как совокупности внешней и внутренней активности индивида, направленной на достижение сознательно поставленной цели. В этой связи она позволяет описать структуру человеческой активности, ее составляющие компоненты, их взаимозависимость и взаимопереходы, осмыслить целесообразность и мотивы поступков, действий как основы организации целостного поведения. В отечественной психологии психическая деятельность проанализирована в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др.

 

1.2.6. Индивид как объект и субъект социального действия

 

Рассматривая социальную практику с позиций жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности и применяя категорию "действия", следует отметить, что индивид является и объектом и субъектом социального действия в зависимости от роли, которую он в нем играет, занимаемой позиции, способов проявления индивидуальности и т.д. Как объект социального действия индивид испытывает влияние окружающего, занимая чаще всего пассивную позицию. Это проявляется в более жесткой внешней детерминированности его поведения (отказ от принятых решений, неуверенность, покорность), склонности к стереотипным реакциям, ограниченности в социальном выборе; неумении найти разные пути существования, даже зная пути решения личных проблем; делать адекватный выбор и др.

Нестабильность социальных процессов в обществе с большой вероятностью приводит к возникновению опасности закрепления людей в статусе объекта социального действия, так как они не могут изменить общество, или место своего жительства, или свой статус. Следствием этого является рост социально-психической напряженности, приводящей к стойкой дезадаптации как отдельных людей, так и целых социальных групп. Личность в обществе, социальной группе часто является объектом социальных действий, так как не в силах изменить тяжесть социальной ситуации. Социальная и психическая дезадаптация, напряженность возникают тогда, когда человек продолжает быть объектом действия помимо своего желания.

Выступая как субъект социального действия, личность занимает активную позицию и стремится к более полной реализации своей субъектности, опираясь на совокупные возможности жизненных сил и интенциональность.

 

 

1.2.7. Категория мотивации

 

Категория мотивация описывает совокупность различных побуждений к действию, ее психодинамические и психоэнергетические данные. В работах А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, В. Вилюнаса, П.В. Симонова, А.В. Петровского и др. показана сложность, порой противоречивость этой категории, включающей в себя эмоциональные, когнитивные образования и др.

С помощью относительно устойчивых и относительно изменчивых параметров мотивации поддаются описанию цели, перспективы, иерархии ценностей, механизмы принятия решений, выбора поведения и другие существенные характеристики личности, группы.

Категория "мотивация" является одной из важных в понимании источников активности, но ее описания, содержащиеся в литературе, чрезвычайно разнообразны, порой противоречивы.

Несмотря на то, что теории мотивации, разработанные в психологических и социально-психологических системах координат, расходятся между собой и даже противоречат друг другу, они обладают общим пониманием человеческого поведения как, прежде всего, причинно-обусловленного. Причины же могут быть идентифицированы в качестве условий, создаваемых физиологическим состоянием человека и лежать внутри организма, либо брать начало вне его. Однако, как полагает И. Израэль, возможен и другой подход объяснения психического поведения - не каузальный. В таком случае более правильно, по мнению автора, вести речь о теории ограничения действия. Одно дело, утверждает он, поиск факторов мотивации и совсем иная стратегия - предполагать, что понятие мотивации составляет лишь особый словарь, и нужны исследования использования этого словаря в каком-то социальном контексте.

В целом под мотивацией понимают совокупность всех мотивов, побуждающих к действию. Отмечается, что содержательное описание мотивации безгранично, т.к. требует упоминания бытия человека, задач и ролей, которые он выполняет, являясь субъектом или объектом отношений и др. Психологическая характеристика мотивации описывается и со стороны динамического аспекта - процессуальные и энергетические стороны регуляции деятельности. Наряду с содержательными, динамическими аспектами психической мотивации выделяются и реализующие функции. В. Вилюнас описал источники всеобщего обнаружения и разнообразия мотивационных отношений человека: механизмы инстинкта, акта эмоционального переключения, эмоциональной фиксации, эмоционального заражения, ведущего к эмоциональному подражанию и др.

Таким образом, человек в каждый момент находится под влиянием множества актуализированных отношений и побуждений, составляющих мотивационное поле. Последнее определяет цели, и способы их достижения, связанные с субъективно переживаемым образом действительности.

 

1.2.8. Мотивационные системы

 

Внутри мотивационной сферы выделяются мотивационные системы, т.е. более простые "единицы", различающиеся мерой универсальности. Примером таких систем являются потребности. Мотивационные системы могут быть как природными, так и сформированными прижизненно. Часть таких систем, описанных с позиций когнитивной психологии, приводит Х. Хекхаузен. К ним он относит сложные психические образования, связанные с проявлением потребностей человека, например, в одобрении, общении, закрепляемые совокупностью оценок. В мотивации поведения это проявляется в формах когнитивного диссонанса и каузальной атрибуции.

Анализ мотивации человека проводится и по линии включенности в нее осознаваемых и неосознанных мотивов. Большое значение в структуре мотивации придается личностным оценкам, уровням притязаний, а также индивидуальным данным, таким, как внушаемость, конформизм и др.

Многочисленные исследования мотивации отечественными и зарубежными психологами, все в большей степени проникая в глубину сущности мотивационных процессов, описывают структуру мотива, его сущность, функции и функционирование в системе регуляции деятельности.

 

 

1.2.9. Процессуально-динамический подход в исследовании мотивации

 

Одно из важных мест принадлежит процессуально-динамическому подходу, особенностью которого является признание полидетерминации любой психической функции и обусловленность ее когнитивными и аффективными факторами. Л.И. Анциферова выдвигает и обосновывает тезис о наличии специального мотивационного обеспечения не только всего процесса деятельности как целого, но каждого из ее этапов (частей) в отдельности.

В этой связи уместно упомянуть и о субъектно-личностном компоненте мотивации, его взаимодействии с интеллектуальным уровнем психической активности. Рассматривая базовые мотивационные механизмы, В.Г. Леонтьев анализирует феномен "динамического равновесия", обращая особое внимание на становление процессов целеполагания и целедостижения, когнитивно-эмоциональной подготовки человека к действию. Он описывает механизм динамического равновесия, основанный на взаимосвязях и взаимозависимостях неуравновешенности, спонтанной активности организма и личности, обеспечивая гомеостаз только во взаимодействующих системах.

Система доминирующих мотивов, побуждающих к действию, получила название направленности личности. Объединение мотива и способа его реализации проявляется в альтруистической, деловой или престижной (личностной) направленности.

 

1.2.10. "Индивид" - "личность" - "индивидуальность"

 

Категории "индивид", "личность", "индивидуальность" позволяют описать своеобразные, неповторимые характеристики человека: физиологические, психологические, социальные.

Индивидом обозначается представитель человеческого рода, имеющий определенные генетические, врожденные данные, психофизиологическую психоэндокринологическую организацию. К индивидным характеристикам человека относятся динамические врожденные качества: темп и скорость реакций, своеобразные активности, реактивности и ригидности. Индивидные качества характеризуют устойчивость психических процессов и свойств и в терминах индивидных свойств личности можно описать первичный уровень психологических характеристик жизненных сил человека.

Индивидные характеристики человека являются врожденными, но человек - социальное существо, поэтому даже врожденные характеристики опосредуются воздействиями процесса социализации, что можно выразить понятием "индивидуальный субъект", "индивидуальная субъектность". Они характеризуют человека как специфическое существо, отличающееся от других людей и сформировавшееся в результате взаимодействия генетических и фенотипических свойств в процессе онтогенеза. Индивидуальность - это "сплав" врожденных и приобретенных черт, которые составляют своеобразие психики и личности, делают ее неповторимой, уникальной. Выделяют типические и дифференциальные свойства индивидуальности - темперамент, характер, способности. Индивидуальные и индивидные характеристики человека опосредуют его активность в формировании природной и социальной жизненной среды, вступают в различного рода взаимоотношения. Индивидуальность, следовательно, является составной частью жизненных сил человека, носителем личностного начала социальной жизни, обладателем "Я - концепций".

 

1.2.11. Категория личности

 

Дефиниция личности в современной психологии крайне парадоскальна. "Разброс" мнений чрезвычайно широк. На одном полюсе содержится трактовка личности как нечто таинственного, мирозданческого, микрокосмического, заключающего в себе, но актуализирующее лишь индивидуально особенное. В работах Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского содержится обращение к эзотерике понятий "лицо - лик - личина". Авторы находят онтологическое и этимологическое сходство их с понятием "личность". На противоположном полюсе - личность оценивается неким типическим описанием ее характеристик, которые опосредуются социальными отношениями.

Интегративность личной дефиниции, ее "различность" усложняют исследования личных сфер и их интерпретацию. Это связано с тем, что понятие "личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Еще в 1930-е годы американский психолог Г. Олпорт насчитал в разных науках более пятидесяти. В настоящее время их число увеличилось во много раз, возросла и противоречивость между различными теориями личности. Но вместе с тем, в концепциях личности содержатся и общие моменты:

" подчеркивается значение индивидуальности, отличающей и дифференцирующей данного человека от всех других;

" рассматривается как абстракция, в основе которой лежат выводы о человеке в результате наблюдения за ним;

" отмечается важность соотнесения характеристик индивида с его жизненной историей и перспективами развития;

" представляется качествами, обеспечивающими устойчивость поведения и чувство непрерывности во времени, окружающей обстановке, целостности.

В психологии предпринимались неоднократные попытки сделать это понятие более строгим. Прослеживается формирование личности и в историческом плане. Несмотря на указанные разночтения, бесспорным считается интегрирующая роль личности в формировании ее жизненных стратегий, тактике поведения, образа жизни. Личность - одна из центральных психологических категорий, в формировании которой важное место отводится индивидным, индивидуальным и социокультурным детерминантам. Ориентации личности на культуру неоднократно обсуждались в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, О.Э. Мандельштама, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, М.К. Мамардашвили, осмысление идей которых обнаруживает понимание личности как психологического феномена.

 

1.2.12. Психологическое время личности

 

Категория "психологическое время" личности является составляющей частью социального и имеет прямое отношение к становлению ее жизненных сил.

Рядом психических работ установлено, что личностная индивидуальная деятельность человека всегда развернута во времени. Психологическое время - процесс осознания и переживания личностью межсобытийных отношений, субъективной картины жизненного пути. Психологическое время - один из показателей, отражающий своеобразие развития субъектности и жизненных сил человека. Проблема личного времени (ЛВ) как особая психовременная организация личности опосредует личностно-временную регуляцию человеком своего поведения, деятельности, рефлексий. Эта сторона ЛВ отражена также в субъективном модусе - волевой регуляции и является основой для становления субъектности и реализации жизненных сил.

В целом изучение проблемы времени имеет важное значение для развития человеческой культуры, общества, личности. Наряду с понятиями хронологического (равномерные циклические процессы в физических объектах), биологического (время развития и функционирования живой природы, время жизни живых существ и т. п.) времени, наиболее значимым для человека как личности, живущей в обществе, является понятие психологического времени.

Психологическое время личности рассматривается как многоуровневая функционально-деятельностная структура или время осуществления предметно-практической профессиональной деятельности, а также - креативное время, - время активного творения и самоактуализации, осуществления индивидуальности жизни и деятельности. Такой подход в психологическому времени личности означает прежде всего понимание времени жизни человека (или линии жизни) как в единстве прошлого, настоящего и будущего, так и совокупность динамических, процессуальных характеристик: начала, сукцессивности (т.е. последовательного развертывания во времени) и завершения, эти процессы связаны с определенным темпом и ритмом, скоростью, интенсивностью и напряженностью осуществления, опосредованы потребностно-мотивационными особенностями, способностями, характерологическими качествами, проявлениями самосознания личности и др.

Активно развивается причинно-ролевая концепция психологического времени личности, предполагающая определенные структурные (и другие) взаимоотношения между различными временными периодами становления субъектности - прошлым, настоящим и будущим. При изменении социальных условий, угрозе жизни в различных ситуациях жизненных перемен структура личного времени также не остается стабильной, характеризуя особенности жизненных сил индивидов в таких условиях.

Основываясь на определении психологического времени и вышеизложенной информации, можно, не без оснований, предполагать, что в критической ситуации может нарушаться структура субъектных отношений прошлого, настоящего и будущего, составляющих единую линию жизни. Оценивая экстремальную ситуацию, изменяющиеся социальные условия. Человек вынужден переосмысливать ту временную перспективу, которая у него сложилась, и создавать новую модель будущего, в которой и заключаются изменения психологического времени, лежащие в основе построения темпоральных координат новой жизненной стратегии.

Учитывая важную роль психологического времени в становлении и развитии жизненных сил субъектов, нами было проведено специальное исследование, в результате которого выделены группы испытуемых (возраст 25-35 лет) с определенной спецификой проявления психологического времени.

Полученные результаты позволяют выделить основные тенденции в проявлении психологического времени личности, условно обозначенные как: созерцательно-защитный, агрессивно-защитный и конструктивный.

 

1.2.13. Типы психологического времени личности

 

Первый модус "созерцательно-защитный" связан со стремлением личности (осознанным или неосознанным) сохранить определенной эмоциональное равновесие. У такого человека не возникает потребности в переструктурировании жизненных целей, при изменении жизненной ситуации. Смысложизненные ценности не отражают адекватно сложившихся ситуаций, что затрудняет осмысление настоящего в качестве интегрирующей системы с прошлым при значимой роли будущего. Но это не исключает полностью временной интегрированности, которая отражает прежний (пассивный) способ поддержания жизненных сил.

Созерцательно-защитный тип ЛВ связан с тем, что у человека возникают потребности в новом осмыслении времени жизни, реализация которого может вызвать личностный кризис, отражающий неспособность совладать в ситуациях жизненных перемен. Это формирует особую (с низкими порогами) чувствительность к любым изменениям социальных и личностных ситуаций, реакция на которые выражается в плане повышения тревожности, других негативных эмоциональных состояний, уходу от проблем.

Агрессивно-защитный тип ЛВ - также связан со стремлением личности сохранить эмоциональную стабильность, но другим путем - усилением внешней поведенческой активности, агрессивности, хотя наблюдаются разные уровни жизнедеятельности, но механизмы их идентичны, за исключением знака реакции. Прошлое - настоящее - будущее "развивается" в сознании индивида с доминированием роли настоящего, практического отрицания прошлого. Линия жизни - активная, часто без особого выбора средств осуществления жизненных целей. Возможен и другой вариант - активность проявляется не в действиях (разной интенсивности и социальной ценности), а в "обсуждении" проблем с признаками гнева, применения силы, беспринципности, с проявлением агрессивности как в поведении, так и в рассуждениях о нем.

Третий - конструктивный тип ЛВ является активным и направлен на выбор нового способа проявления социальной субъектности и поддерживания жизненных сил в новых условиях. Эта тенденция также характерна для людей с определенной индивидуальностью. У таких людей отмечается единая линия жизни, адекватно оценивается роль прошлого, настоящего и будущего, это дает возможность мобилизации личностных ресурсов, осмысления реальных условий. Центральным звеном является поиск и обретение новых жизненных целей и смыслов, попытки изменить обстановку к лучшему. Можно полагать, что люди с таким модусом будут активно искать, (контруировать), выбирать разные способы поведения. Кроме отмеченных оснований, характеризующих психологический компонент жизненных сил человека, персонально они проявляют как совокупность индивидуальной и социальной субъектности.

 

 

1.2.14. Индивидуальная субъективность

 

В содержание понятия индивидуальная субъектность включается совокупность индивидных, индивидуальных, потребностно-мотивационных свойств личности, что позволяет описывать своеобразные, неповторимые, уникальные характеристики человека: анатомофизиологические, психофизиологические, психоэндокринологические, психологические, социальные. Они проявляются в многообразии индивидуальных составляющих, их границ, играя немаловажгую роль в формировании адаптивного поведения человека и адаптивности как свойств его личности.

Социальная субъектность рассматривается как способность индивида к решению общественно значимых задач, достижению социальных целей, к эффективному использованию в своих целях социально-организационных мер, общественных институтов. Социальная субъектность показывает степень социализации, уровень освоения социальных ролей, социальный потенциал, социальную активность субъекта. Дальнейшее "разложение" социальной и индивидуальной субъектности позволяет выявить не только целостную характеристику субъекта в каждый данный момент, но и особенности его жизненного пути, закономерности изменения, характер социального положения. Сопоставление их в пространственном и временном континууме дает достоверную информацию об особенностях формирования, реализации и реабилитации жизненных сил в различных социальных условиях, что является одним из оснований психологического здоровья.

Осмысление проявлений социальной и индивидуальной субъектности во всех основных сферах жизни людей позволяет подвергнуть психологическому анализу обстоятельства индивидуальной и социальной жизни личности, условия ее осуществления в настоящем времени, развития в прошлом, прогнозирования в будущем. Такой подход дает возможность исследовать деятельность самых разнообразных субъектов - от индивида до социального института.

 

1.3. Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья

 

Мы полагаем, что психологический контекст социальной субъектности человека следует рассматривать, по крайней мере, на двух уровнях.

Первый уровень социальной субъектности представлен

" потребностями,

" ролями,

" ценностями,

" нормами,

" отношениями,

" конструктами.

Второй - это

" смыслы,

" свобода,

" ответственность,

" рефлексии,

составляющие духовность и основу судьбы личности.

 

 

1.3.1. Представление уровней субъективности человека по потребностям

 

Становление субъектности человека начинается с формирования его потребностей. Ранее отмечалась роль потребностей в становлении субъектности. Особо значимы высшие потребности человека - потребности в самоактуализации (по терминологии А. Маслоу).

Важно сказать и еще об одной классификации потребностей, которая предложена американским психологом С. Мадди. Он ведет речь о психических потребностях - потребностях в суждении, воображении и символизации. Мадди показал, что ослабление психологических потребностей приводит к снижению субъектных проявлений, т.к. человек рассматривает сам себя с позиции совокупности биологических нужд и социальных ролей и ведет себя как объект социальных действий. Если же преобладает психологическая детерминанта, человек выходит за пределы биологического и социального благодаря суждению, воображению и символизации и строит не только картину мира, каков он есть, но и картину желательного и картины других миров. Это дает личности возможность обретать целостность прошлого, настоящего и будущего, приобретать и оценивать смысл любого действия, внешнего обстоятельства, а значит сохранять и укреплять психологическое здоровье.

 

1.3.2. Представление уровней субъективности человека по ролям

 

Определим те основания, которые имеются ввиду при использовании понятий, описывающих психологический компонент социальной субъектности, которые и были указаны выше. Так, понятие "социальная роль" предполагает определенный способ поведения индивида в конкретной ситуации и формирует ожидания окружающих. Социальные роли содержат и типический, и индивидуальный компоненты.

Основой, на которой формируются роли, являются социальные нормы ограничители, задающие конкретные положения, которым нужно следовать. Для каждого общества на определенном этапе развития его, социальной группы или микросоциума формируются свои социальные нормы. Человек выполняет роли обычно, опирающиеся на нормы разных социальных групп.

Социологи и психологи ведут речь о разных типах ролей. Среди них можно выделить конвенциональные и неформальные роли. Первые - это шаблоны, стандарты, которым должен жестко следовать любой человек, попавший в данную ситуацию. Примером конвенциональных ролей, являются профессиональные роли (учителя, милиционеры, управленцы), роли пассажира, покупателя, семейные роли и др. В отличие от конвенциональных, неформальные роли, хотя и связаны с некоторыми устойчивыми правилами, ожиданиями определенного поведения, но не являются жестко закрепленными. Они вариативны и зависят от индивидуальных особенностей человека, выполняющего эту роль. Например, конвенциональная роль студента может быть дополнена неформальной ролью прилежного студента, талантливого, думающего студента.

Таким образом, конвенциональные роли более типизируют поведение человека, а неформальные делают простор субъектным проявлениям.

В отдельных социальных сообществах существует строгая структура и иерархия ролей не только конвенциональных, но и неформальных. Особенно жесткой она является в преступных, коррумпированных, мафиозных сообществах. Каждая роль осваивается и содержательно, и технологически. Последний аспект в научной литературе получил название самопрезентации или самопредъявления 2>>>.

 

<<<2

Подробней см. ГригорьевС.И., ДеминаЛ.Д. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1996.

 

 

1.3.3. Представление уровней субъективности человека по ценностям и нормам и смыслам

 

Важными психологическими составляющими субъектности являются ее ценности и смыслы.

Через личностные ценности внутренний мир человека связывается с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп - всем им присуща направленность на определенные ценности. Превращение общественной ценности в личностную возможно при условии непосредственного включения индивида в практическую реализацию этой общей ценности, принятие ее как своей собственной.

Личностные ценности - это представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смысла. Именно об этом писал В. Франкл, отмечая, что механизм смысловой регуляции образует ядро внутреннего мира человека.

В отечественной психологии (А.Н. Леонтьев) развивается положение о том, что личностные смыслы - это те формы и способы, которые занимают центральное место в формировании отношений человека. Они являются стержнем жизнедеятельности, наполняясь ценностным содержанием и определяют линии развития смысловой сферы, создают "смысловое поле" для становления и проявления субъектности.

Таким образом, во внутреннем мире человека потребности отражаются в форме желаний и стремлений, а личностные ценности - в форме идеалов, интересов, смыслов. Личностные ценности в связи с тем, что они ограничиваются конкретной ситуацией, переживаются как групповые, формируя систему отношений личности.

 

 

1.3.4. Представление уровней субъективности человека по отношениям

 

Отношения, как психологический феномен, наряду с ценностями, являются также важным компонентом субъектности. Они характеризуют тот конкретный смысл, который имеют отдельные предметы, объекты, явления, люди, групп. Количество конкретных отношений, образующих смысловое богатство личности, безгранично.

Источником отношений является индивидуальный опыт, опосредованный смысловыми структурами - потребностями и ценностями. Например, если кто-то начинает чернить то, что для нас дорого, или мешает реализовать потребности, то формируется неприязнь к этому человеку, которую впоследствии нелегко преодолеть.

Отношения бывают разной степени обобщенности: наряду с отношениями к конкретным людям, формируются отношения к людям и обществу вообще, а также отдельные отношения: к старикам, друзьям, одноклассникам, кооператорам, политикам, воинам, учителям, врачам, русским, москвичам и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.