КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психическое здоровье и защитные механизмы личности 6 страница
Идеализация связана и с процессом формирования персонального идеала. В этом случае может наблюдаться не только идеализация, но и самоидеализация, что может привести к завышенной самооценке, мании величия, нарциссизму, нигилизму и др. (К. Хорни 13>>>). Кроме того, она полагала, что самоидеализация индивида является одним из способов разрешения внутриличностного конфликта, так как именно идеализированный образ Я отвечает жизненным потребностям человека. К. Хорни отмечала, что защитный механизм идеализации выполняет ряд важных для личностной стабильности функций: заменяет реальную уверенность человека в свои силы (вера в свои возможности становится необходимым компонентом идеализированного образа); создает условия для чувства превосходства, ощущения того, что он лучше, достойнее других; подменяет подлинные идеалы, (при действии защиты человек смутно представляет себе то, чего он хочет; его идеалы не отличаются определенностью, они противоречивы, но идеализированный образ придает жизни некоторый смысл); отрицает наличие внутрипсихических конфликтов (отвергает все, что не входит в созданный им самим образ поведения); порождает в личности новую линию расколов, образовывая барьер к ее подлинному развитию, формирует отчуждение от самой себя, создает новые жизненные иллюзии - такой защитный механизм личности, который служит основанием для дальнейшего развития идентификации и самоидентификации. В целом механизм идеализации может привести к одиночеству. Необходимо еще раз индивидуально оценить социальные нормы, стандарты, формировать свою точку зрения на мир, окружающих людей, становиться самостоятельным, хорошим профессионалом и др.
<<<12 Адлер А. Индивидуальная психология. М., 1993. <<<13 Хорни К. Невротическая личность. М., 1996.
3.2.2.4. Проекция
Психоаналитическое понимание проекции как защитного механизма начинается с работ З. Фрейда, впервые обнаружившего проекцию в паранойе и ревности, когда у человека вытесненные чувства, тревога и страх коренятся в нем самом и бессознательно переносятся на окружающих. Именно этот защитный механизм вызывает чувство одиночества, изолированности, зависти, агрессивности. В таких ситуациях индивид, не осознавая что-либо в себе самом, может бессознательно достаточно точно "отслеживать" это в других людях. Проекция основывается на том, что личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему и которые он не хочет иметь, не хочет осознавать. Например, человек с гомосексуальными чертами, не осознавая их в себе, замечает мельчайшие их оттенки в других людях. Человек, озабоченный желанием стать самым значимым и авторитетным членом группы наделяет такими же мотивами своего коллегу, бессознательно начинает видеть в нем соперника, конкурента и, соответственно, с этим строит свои взаимоотношения, трактуя их с позиции самообороны. Часто по проекционным механизмам идет ревность, отбор значимых материалов. К. Хорни отмечала, что по тому, как человек ругает другого, можно понять, что он из себя представляет. Ф. Перлз писал о том, что проектор делает другим то, в чем их обвиняет сам. Некоторые особенности проекции подмечены на уровне житейской и обыденной психологии и нашли отражение в пословицах и поговорках: "На воре и шапка горит", "У кого что болит, тот о том и говорит" и др. З. Фрейд полагал, что проекция есть часть феномена переноса (трансфера) в том случае, когда личность приписывает другому слова, мысли и чувства, которые, по сути, принадлежат ему самому: "Вы подумаете, что…, но это вовсе не так". Как результат проекции З. Фрейд рассматривал религию. Согласно этой точке зрения, человек сам создал все образы Бога по образу и подобию своему. Люди проецируют свои фантазии о всемогуществе на Бога. Анимистические верования объяснялись неспособностью первобытных людей мыслить о природе иначе как по образу человека. Человек отказывается принимать нечто в себе и проецирует именно это на несуществующие объекты своих фантазий. В ортодоксальном психоанализе были попытки объяснить всю религию и мифологию в психоаналитических терминах защитных механизмов, за что последовала волна критики в современном психоанализе, гуманистическом и экзистенциальном направлениях. В частности, В. Франкл писал, что слишком примитивно рассматривать Бога как проекцию Сверх-Я. Конечно, отмечал он, заслуживает внимания мысль психоаналитиков о значимости проекции для создания образов Бога, но человек проецирует не только на конкретных людей, но и на природу, животных и на достаточно абстрактные понятия Бога, любви, справедливости. У людей не одинаковы образы Бога, которые наделяются специфическими качествами, различным содержанием - при этом работает механизм проекции 14>>>. Вообще сам термин "проекция" употребляется в достаточно широком спектре явлений - в искусстве, когда человек проецирует свой внутренний мир, создавая картины, художественные произведения, в обыденной жизни, когда человек смотрит на окружающий мир через призму своего состояния, настроения. Так, человек в радости смотрит на других через "розовые очки" и т.д. Но механизм защиты, называемый проекцией, нечто иное. Он тесно связан с другими защитными реакциями, так как сначала некоторый материал человек вытесняет, отрицает и только после этого он начинает четко замечать его в других людях, тем самым избавляясь от тревоги, внутренних конфликтов и укрепляет образ Я, свое самоотношение, трактуя поведение других людей, исходя из собственных мотивов. Таким образом, проекция есть механизм защиты, связанный с формированием тенденции "перемещения на других" источников собственных проблем, неудовлетворенности, неудобства и др. Проецируя, индивид в своих неудачах обвиняет других и, как правило, именно в том, чего он боится в самом себе. Проекция, освобождая временно от негативных переживаний, делает человека либо чрезмерно подозрительным, либо очень беспечным. В основе проекции лежит механизм отчуждения собственного Я (диссимиляция), что позволяет "видеть" и воспринимать свои нежелательные личные качества в других людях, но не замечать их в себе, приписывая их другому. Например, вместо того, чтобы сказать: "Вы мне неприятны", человек произносит: "Я же вижу, что вызываю у Вас неприятные чувства". Другими словами, при проекции происходит замена объекта с сохранением отношения к нему. Показано, что чаще действие защитного механизма проекции характерно для интровертов. Если личностное Я постоянно находится под строгим самоконтролем, то проекция является основой чрезмерного морализирования, ханжества, педантизма по отношению к окружающим и влечет за собой формирование презрения и недоверия к другим людям, с одной стороны, и страх перед ними - с другой стороны. Это, в свою очередь, провоцирует у индивида враждебное восприятие окружающих и формирование оборонительных стратегий, направленных на мнимых врагов. Законы проекции показывают, почему нельзя обращаться за психологической помощью к друзьям, знакомым, случайным "специалистам" - они будут советовать делать то, на что не решились бы сами. Об этом нельзя забывать профессиональному психологу и другим специалистам, работающим с людьми. Воспользуемся двумя примерами, которые приводит М.Е. Литвак в книге "Психологический вампиризм". Врач-терапевт советовал своему сыну стать хирургом, ибо считал, что в хирургии легче сделать карьеру. Сын последовал его совету. Но он унаследовал от своего отца тревожно-мнительные черты характера, и работа хирурга вызывала у него выраженное волнение. Он не знал ни минуты покоя. Уже к 27 годам у него была гипертоническая болезнь II стадии, а в 28 - прединфарктное состояние. Хирургию он вынужден был бросить. Когда он расспросил отца, то выяснил, что тот не стал хирургом, так как побоялся, что не справится с волнением во время операции. У одного пациента были неприятности с начальником. Друзья давали разные советы: смириться, подать жалобу в вышестоящие инстанции, смело выступить на профсоюзном собрании и "дать открытый бой", плюнуть на все и уволиться, написать анонимку. Но смириться он не мог, ибо уже начинал заболевать. Подать жалобу в вышестоящие органы не хотел, так как боялся прослыть склочником. Вступить в открытый бой не решался, так как терялся во время выступлений, да и самочувствие было неважным. Уволиться не хотел, так как считал, что не найдет такого престижного места. Написать анонимку мешала порядочность. Когда он прошел курс лечения, то, используя навыки психологически грамотного общения, смог наладить отношения с начальником, путем нейтрализации ряда психологических защит как у самого себя, так и у начальника. Если вытесненную информацию личности не удается спроецировать, то она обычно подвергается трансформации. Видом проекции является трансформация. Началом борьбы с проекцией и трансформацией является признание личностью своих недостатков, обращение внимания на содержание претензий, которые предъявляются окружающим.
<<<14 См. Угринович Я.М. Психология религии. М., 1986.
3.2.2.5. Идентификация
Механизм идентификации получил свои истоки в психоанализе З. Фрейда. Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом. Она сопровождается стремлением человека походить на того, кого он любит, обожает, боготворит. Специфические свойства и качества другого человека, его выражение лица, манера разговора, походка, стиль поведения - все это копируется и воспроизводится тем, кто стремится походить на своего кумира. Сначала ребенок идентифицирует себя с родителями, затем с воспитателями в детском саду, учителями в школе. Известно, что дети лучше изучают тот предмет, преподаватель которого пользуется у них любовью и уважением. Подростки идентифицируют себя с героями улицы, в юности - с литературными героями, знаменитыми личностями. В классическом психоанализе под идентификацией понимается самое раннее проявление чувств, эмоциональной связи с другим лицом. Ребенок привязывается к матери или к отцу или замещающим их лицам, он старается походить на них и благодаря идентификации происходит формирование поведения и свойств личности, взятых за образец. Идентификация тесно связана с механизмом интроекции, т.е. включением внешнего мира во внутренний мир человека. Последняя больше связана с ментальностью, в отличие от идентификации, которая ситуативна и поддерживается поведенческими, экспрессивными особенностями. Взаимосвязь эта обусловливается тем, что процесс отождествления одного лица с другим может происходить одновременно с вовлечением личностью любимого объекта в собственные переживания. С возрастом круг лиц, в которых человек видит объект идентификации, расширяется и объект может терять свою привлекательность и субъективную значимость для личности. Выделяют следующие виды идентификации: 1. Анаклитическая идентификация - идентификация, при которой индивид знает, что сдержавшись, не совершив какое-то действие получит награду, одобрение. 2. Идентификация с агрессором - безосновательное уподобление угрожающему объекту, тому, который вызывает страх и тревогу. Оба вида идентификации обычно сосуществуют вместе. Так, во взаимодействии с одними людьми, индивид старается избежать наказания, а в общении с другими, выполняя их требования, стремится получить награду. К одной из специфических форм идентификации можно отнести защитный механизм, называемый играние роли, хотя часть авторов предпочитают рассматривать этот механизм как самостоятельный.
3.2.2.6. Играние роли
В основе играния роли лежит установление контроля над окружающими с целью снятия с себя ответственности, получения определенной выгоды (награды), повышения собственной значимости и обеспечения собственной безопасности и спокойствия с помощью установления шаблона поведения, который не изменяется в новых условиях. М.Е. Литвак приводит такие примеры. Учитель, считающий, что он все время должен "сеять разумное, доброе, вечное", играет роль учителя в любой ситуации, а не только на школьном уроке. Тогда он становится невыносимым в семье, неприятным при неформальном общении на дружеских встречах, вступает в конфликты с незнакомыми детьми и их родителями в общественных местах, делая замечания детям и упрекая родителей за то, что те не следят за своими детьми. Военный, играя роль, начинает по уставу воспитывать жену и детей. Лектору, если он в роли, не задашь дополнительного вопроса. Всем работающим знакомы начальники, которые никак не могут выйти из роли… Как и при других формах психологической защиты, играние ролей предохраняет от "уколов", но одновременно лишает личность теплых взаимоотношений, так необходимых ей для благополучного существования. Изменение к лучшему объективных условий жизнедеятельности мало что меняет в лучшую сторону в судьбе человека, находящегося в роли. Так, женщина в роли Жены Алкоголика сколько бы раз не выходила замуж, все равно будет жить с алкоголиком. А Золушка, если не выйдет из роли, никогда не избавится от грязной и тяжелой физической работы. В отличие от других психологических защит, играние роли позволяет человеку использовать внешний ресурс для защиты внутренней проблемы с целью обезопасить себя и даже получить определенную выгоду, когда индивид идентифицирует себя с выполняемой ролью. Например, механизм играние роли описывается Э. Берном 15>>> в его теории игр. Основным принципом этой теории является следующий постулат: любое общение полезно или выгодно для людей. Берн считает, что рассматривать игру следует с позиции защитных механизмов, вознаграждений (награды), идентификации. Он выделяет следующие вознаграждения: снятие напряжения, избегание психологически опасных ситуаций, получение "поглаживаний", сохранение достигнутого равновесия. Кроме того, Э. Берн считает, что у каждого человека есть свой набор определенных поведенческих схем (ролей), который соотносится с психическим состоянием человека (Взрослый, Родитель, Ребенок). Игра - это сфера скрытых трансакций, имеет и скрытый мотив, и цель, которые всегда бессознательны. Он выделяет ряд типичных, часто встречающихся игр: игры на всю жизнь, супружеские игры, игры в компаниях, сексуальные игры и др. Действие данного защитного механизма описано и в теории манипуляций Э. Шострома 16>>>, который отмечал, что манипуляция - это маска, которую человек надевает для игры, это способ скрыть истинные чувства, это сваливание своей вины на других. Идентификация с другими, так как играние роли для манипулятора - это образ жизни. По его мнению люди боятся быть такими, какие они есть, они стремятся управлять и быть управляемыми. Автор полагал, что манипулятор - это искусный игрок с жизнью, который постоянно стремится скрыть свою пустую карту. В каждом человеке несколько манипуляторов. В разных ситуация преобладает то один, то другой. Э. Шостром выделил несколько основных типов манипуляторов: директор, тряпка, хулиган, калькулятор, прилипала, славный парень, судья. Например, манипулятивная роль мужчины-победителя скрывает то, что ему не важны отношения с женщиной, а важно под видимой силой скрыть свою внутреннюю слабость. Э. Шостром во многом основывается на работах Э. Фромма, который поднял проблему технократической цивилизации - развитие человечества. Фромм писал, что большинство современных людей скрывают свои внутренние искренние тенденции и вследствие этого становятся не способны быть, т.е. проживать свою жизнь. Они искусственно существуют, "имея" плоды современной цивилизации и "избегая" свободы. Также косвенное рассмотрение данной проблемы можно увидеть и у К.Г. Юнга 17>>> при описании такого структурного компонента личности, как "персона". Персона - это маска, с помощью которой человек взаимодействует с миром. Опасность заключается в том, что люди становятся идентичны своим персонам, идентифицируясь с ними, играя довольно "жестко" прописанные роли. Выход из положения - разрушение игр, психологические приемы которого и представлены в работах Э. Берна, Э. Шострома, Э. Фромма и др.
<<<15 Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1990. <<<16 Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. М., 1995. <<<17 Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1990.
3.2.2.7. Инверсия
Для всех психологических защит личности, основанных на инверсии, характерно наличие тенденции фиксированного "поворота", обращение той или иной направленности психической деятельности в какую-то иную сторону, обычно прямо противоположную первоначальной. В современной литературе выделяются различные виды инверсионных защитных механизмов. Рассмотрим некоторые из них: " реактивное образование, " обратное чувство, " формирование реакции, " мартиризация, " образование симптомов.
3.2.2.8. Юмор
Обычно юмор понимается как беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь, выражение эмоционального восприятия действительности. Юмор есть и как один из способов разрядки - преобразование отрицательных чувств в нечто прямо противоположное - в источник смеха. Роль юмора в этом случае сводится к защите человеческого Я, поскольку позволяет сохранить самообладание, достоинство и самоконтроль в исключительных (экстремальных) условиях. Достигается защита Я, по мнения А.Н. Лук 18>>>, за счет обесценивания смехом объекта, на который направлен юмор. Такое понимание юмора в психологии ведет свое начало З. Фрейда 19>>>, для которого юмор выступал "средством получения удовольствия, несмотря на предшествующие ему мучительные аффекты". Юмор подавляет развитие этого аффекта, занимая его место. Причем удовольствие от юмора возникает в этих случаях за счет не осуществившегося развития аффекта "оно вытекает из экономии аффективной затраты". Многие исследования показали, что особенность юмора как психологической защиты состоит в автоматическом преобразовании чувств. Локализация юмора в предсознании делает его непохожим на классические виды защитных механизмов. Как говорил З. Фрейд, юмор может быть понят как высшая из защитных функций. По сути, юмор преследует те же цели, что и любая психологическая защита - предупреждение возникновения неудовольствия из внутренних источников, снятие тревоги. Однако, он не скрывает содержания представлений, связанных с мучительным аффектом от сознательного внимания, как это делает, например, вытеснение и не подвергается подавлению со стороны сознательного мышления, поскольку юмор не предстает в качестве чего-то ущербного. Но вместе с тем, он всегда остается защитным механизмом, искажающим адекватное восприятие реальности. И здесь на помощь приходит другая точка зрения, базирующаяся на понимании юмора как особого репрезентативного эмотивно-когнитивного явления, выполняющего функцию авторегуляции общего эмоционально-активационного (психологического и психофизиологического) тонуса. При таком понимании юмора, а авторегуляция достигается за счет двух основных функций: 1. подбадривание. Юмор регулирует уровень напряжения, побуждая субъекта к деятельности, к преодолению или определенному устранению преграды. Это может достигаться за счет высмеивания (обесценивания) преграды или собственного неадекватного способа действия. 2. отступание (пораженческий юмор) - снятие напряжения ценой отказа от потребности. Таким образом, юмор выступает в качестве защитного механизма и становится одной из форм самоутверждения личности, отличающейся, например, от иронии. По этому поводу Ф. Ницше писал о том, что ирония уместна лишь как педагогическое средство в общении учителя с учениками. В других случаях ирония - это бесчинство. Кроме того, привычка к иронии портит характер, она постепенно придает ему черту злорадства: начинаешь походить на злую собаку, которая, кусаясь, научилась к тому же смеяться. Таким образом, юмор как и любой механизм психологической защиты, ведет к искажению адекватного восприятия реальности, так как установление "равновесия" во внешнем или внутреннем мире механизмами психологической защиты достигается ценой уступок, регрессии, самообману или неврозу 20>>>, без учета целостной ситуации и долговременной перспективы.
<<<18 Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1978. <<<19 Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.-М., 1996. <<<20 Кочнонас Р. Основы психологического консультирования. М., 1998.
3.2.2.9. Эмоциональное выгорание
Эмоциональное выгорание - один из новейших, рассмотренных в психологической литературе, механизмов психологической защиты. И в силу своей "новизны" его определение несколько размыто, хотя по сути, ни одно из этих пониманий эмоционального выгорания не противоречат друг другу. Поэтому следует рассматривать эмоциональное выгорание как и всякий механизм психологической защиты в континууме: "психологическая защита - невроз" 21>>>. Следует отметить, что эмоциональное выгорание имеет и свои плюсы, так как позволяет человеку экономно и дозированно расходовать энергетические ресурсы. Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнение человеком своей деятельности и отношениях с партнерами, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование. Синдром эмоционального выгорания ставится в зависимость и от темперамента. Иначе говоря, феномен эмоционального выгорания имеет место тогда, когда у субъекта труда возникают негативные, отрицательные отношения к объекту своего труда, однако при этом объективные условия профессий типа "человек-человек" требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате, приходится на предсознательном уровне сдерживать свои отношения, подавлять их, заменять на противоположные, что может привести как раз и к неудовлетворенности своим трудом, собой, к эмоциональной разрядке на своих близких, дезорганизуя и профессиональную деятельность, и межличностные отношения.
<<<21 Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
3.2.2.10. Обесценивание
При обесценивании целей происходит отказ от бывшего желания или его трансформация в другое, более достижимое. Классический пример такого обесценивания приводится в басне Н.А. Крылова "Лиса и виноград". Обычно, потерпев неудачу в чем-то, например, человек не смог купить дорогую большую машину, о которой долго мечтал, из-за своих финансовых возможностей, но он строит свои рассуждения следующим образом (обесценивание здесь идет по линии успокоения себя): большая машина потребляет много бензина. Бензин сейчас дорогой, поэтому лучше, что я приобрел небольшую отечественную машину и дешевле, да и в ремонт можно в любой момент отдать. Обесценивание собственных промахов, неудач формирует персональные представления о том, что случившаяся неприятность "ничто" по сравнению с тем, что могло бы быть… Так, поступая в университет, абитуриент написал сочинение на "три". При этом он может рассуждать о том, что, конечно, тройка - это не совсем удачная оценка на вступительных экзаменах, но могла бы быть и двойка. Тогда бы его уже точно не допустили к следующему экзамену, и он бы не поступил в вуз, а так есть надежда сдать другие экзамены лучше. Защитный механизм обесценивания достижений и успехов окружающих, других людей в целом более сложный и, как правило, завуалирован, при этом успех другого в одной области обязательно связываются с обсуждением его неуспеха, а порой и провала в другой сфере. Например, рассуждения о другом личность выстраивает следующим образом: "Он очень быстро и грамотно научился набирать текст на компьютере, но он совершенно не эстетично размещает его на странице! Да у него нет таких дизайнерских способностей!" или "Он талантлив, но совершенно не может выполнять практическую работу". Обесценивание достижений других происходит по алгоритму: предмет зависти - это то, что хочет иметь сам автор высказывания, но пока его не имеет; или то, чем человек тайно гордится. Именно вторая часть фразы - способ повышения субъективной самооценки или уровня притязаний и снижения негативных эмоций, накапливающихся завистью.
3.2.2.11. Рационализация
Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ "остаться в стаде" и чувствовать себя личностью. Ученик объясняет, что не сделал домашнее задание потому, что был занят более важными делами; предприниматель не стыдится скрывать свои доходы потому, что "все так делают"; отвергнутый поклонник считает, что девушка не так уж и привлекательна, и он найдет себе другую, которая не только красивее, но умнее и лучше его понимает; абитуриент, не поступивший в университет, говорит, что таких специалистов сейчас много и трудно найти хорошую работу. Рационализация основана на особенностях мышления принимать решения путем "фильтрации" информации в соответствие с основными правилами между "должен" и "нельзя" и получением нужного в данный момент заключения для оправдания своего поступка (наличие доводов, доказательств, оправданий, необходимости именно такой, а не иной формы поведения). В последующем индивид, как правило, не пытается пересматривать эти отношения. Механизм рационализации близок к интеллектуализации, но в первом случае весь подбор фактов личностью направлен на доказательство утверждения или отрицания цели, в то время как во втором - ее ценности. Рационализация в большей степени связана с мотивацией, интеллектуализация - логико-перцептивным компонентом психологической защиты. Например, если человек покупает очень большую квартиру, объясняя это тем, что много мебели, вещей, бытовой техники, то у него может быть скрыт истинный престижный мотив для обоснования правильности своего решения. Личность заменяет действительный мотив поведения "рациональным псевдомотивом". Рационализация играет позитивную роль, когда человек живет в ситуациях, вызывающих отрицательные переживания и, тем самым, давая возможность лучше адаптироваться к ним. Однако, частое использование этого механизма психологической защиты ведет к неадекватной оценке возникающих проблем, основанных на сериях обманчивых самооправданий. Если человек не может найти достойное интеллектуальное обоснование своих действий, оправдывавшего его поступки, то это проявляется в оговорках, описках, неверных жестах. Они как бы своей случайностью избавляют личность от поиска достойных объяснений и доказательств. Борьба с рационализацией довольно затруднительна. Так, М.Е. Литвак предлагает личности на первом этапе признать истинность своих желаний, мыслей и чувств, а позднее - стараться поступать в соответствии с ними.
3.2.2.12. Компенсация
Компенсация - онтологически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм. Он предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. Автором описания защитных механизмов компенсации и гиперкомпенсации является А. Адлер. Он разработал теорию, объясняющую причины, интенсивность заболеваний и их локализацию в теле. Он предположил, что у каждого человека отдельные органы слабее других, что делает их более восприимчивым к болезням и поражениям. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был неполноценным от рождения. Адлер наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства в этой области. А. Адлер указал на то, что процесс компенсации имеет место и в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них также появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия. Ощущение неполноценности по разным причинам может стать чрезмерным. В ответ на чувство неполноценности у индивидуума появляются две формы защитных механизмов: компенсация и гиперкомпенсация. Гиперкомпенсация проявляется в том, что человек старается развить те данные, которые у него слабо развиты. Например, ребенок с плохим зрением становится впоследствии выдающимся художником или великолепный пример - "модель Демосфена", ставшего прекрасным оратором. Будучи шепелявым с детства, Демосфен, исправляя дикцию, много тренировался, произнося речи с камнями во рту. Он сумел добиться совершенства в речевой технике. Компенсация же проявляется в том, что вместо развития недостающего качества человек начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Например, физически слабый ребенок достигает большого мастерства в игре в шахматы. Этот вид компенсации называют косвенным, снижающим остроту неприятных переживаний. Одни авторы в качестве косвенной компенсации рассматривают несколько ее видов: сублимация, субституция, фасад, маска, экранирование.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |