Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типологизация политических культур

Сущность, структура и функции политической культуры.

 

Сущность, структура и функции политической культуры.

 

Западными политологами было замечено, что даже при­мерно равные условия развития политических отношений порождают большое разнообразие политических систем. Исследования подтвердили, что, помимо расстановки и соотношения социально-классовых сил, в развитии поли­тических систем большую роль играет политическая куль­тура населения. Пионерами в исследовании феномена по­литической культуры были американские ученые Г.Алмонд, С.С.Верба, Г.Пауэлл и др.

Чаще всего под "политической культурой" понимается совокупность политических знаний, ценностных ориентации, моделей поведения, реализуемых личностями, социальными и по­литическими общностями в определенной политической системе.

Сущность и характер политической культуры более детально раскрывается через ее структуру. В качестве ос­новных структурных элементов выделяют:

· исторический опыт и политические традиции,

· культуру политического сознания

· культуру политического участия.

· по­литические символику,

· политический язык, мифы и этику.

 

Политический исторический опыт — это совокуп­ность политических навыков, знаний, норм поведения, на­копленных в процессе политической практики.

Опыт, накопленный в процессе эволюции политичес­ких отношений в обществе, приобретает устойчивость и трансформируется в политические традиции, т.е. устойчи­вые, передающиеся из поколения в поколение явления и нормы поведения. Сила политических традиций настоль­ко велика, что они могут значительно воспрепятствовать эволюционным и революционным преобразованиям в по­литической системе.

Вместе с тем традиции являются и стабилизирующим фактором. Так, приверженность таким ценностям, как законопослушание, патриотизм, демократия, крепкая семья, нравственность, обеспечивают согласие в обществе, устойчивость политических систем Швейцарии, Англии и других стран Запада.

 

Политическое сознание — это совокупность полити­ческих знаний, идейно-политических убеждений, полити­ческих ценностей, ориентации и установок, которыми оп­ределяется отношение людей к политической системе, политическим процессам и явлениям. В зависимости от уровня политического сознания это отношение может быть положительным и отрицательным, активным и пас­сивным, рациональным (разумным, целесообразным) и иррациональным (неразумным, бессознательным). Включает в себя такие элементы, как:

 

1) Политические знания включают в себя знания о поли­тике, власти, политических режимах, о функционирова­нии государства и других политических институтов, спо­собах влияния на власть, формах участия в политических процессах.

2) менталитет (ментальность). Чаще всего под ним понимают сознательное или бессознательное, логическое или эмоциональное проявле­ние человеком или общественной группой представлений о мире, в том числе и мире политическом, о своем месте в нем. Иными словами, это сформировавшаяся в процессе исторического развития устойчивая модель мышления, идеалов и поведения людей. Это понятие дает возмож­ность отличать одни народы, социальные и демографичес­кие группы от других.

 

Показателями культуры политического участия яв­ляется прежде всего сознательная политическая деятель­ность на благо общества, борьба с аморальными явления­ми в политической жизни: войнами, терроризмом, коррупцией, нарушениями гражданских прав и свобод.

Политическая символика. Символ — это образ, знак, в котором заключен определенный смысл. Через символы выражаются разнообразные политические ценности: суверенитет и мощь государственной власти, единство нации, патриотизм, приверженность демократии, господствующая в государстве идеология и т.д.

Главные государственные символы — государствен­ный флаг (стяг), герб и гимн. Являясь элементом обще­ния, эти символы выступают в качестве своеобразных ви­зитных карточек государства, отражающих его отличия от других стран.

Во многом символический характер носит конституция страны.

 

Поли­тический язык. Постоянно на слуху современного человека такие слова, как "государство", "власть", "президент", "демократия, диктатура, "мир, война, терроризм, "консенсус" и др. Политическое вербальное (словесное) об­щение дополняется элементами невербального — жестами, голосованием, аплодисментами, рукопожатием, отдачей чести и т.п.

Мифы. Миф — это коллективное фантастическое представ­ление о прошлом. Наиболее распространенным является миф "о золотом веке", который адресуется определенным периодам человеческого общества или государства.

Некоторые политологи выделяют как особый элемент политической культуры политическую этику, которую можно определить как совокупность ценностей и норм, ориентирующих и регулирующих действия полити­ков

 

Политическая культура выполняет ряд функций, важнейшими из кото­рых являются познавательная, коммуникативная, интегративная, нормативно-регулятивная, воспитательная.

Познавательная функция предполагает усвоение зна­ний о политике и политической власти, о политических системах и режимах, явлениях политической жизни. В итоге в сознании людей формируются политические уста­новки и ориентации, определяются их политическое пове­дение и участие в политической деятельности.

В результате коммуникативной функции передаются из поколения в поколение политический опыт, традиции, осуществляется взаимодействие различных социальных групп и политических институтов.

Назначение интегративной функции — достижение согласия в обществе на основе общепринятых политичес­ких ценностей, согласования интересов различных общес­твенных групп.

Нормативно-регулятивная функция обеспечивает ре­гулирование политических отношений на основе полити­ческих решений государственных органов и сформировав­шихся у граждан политических ориентации и ценностей.

Воспитательная функция проявляется в целенаправ­ленном воздействии на политическое сознание и поведе­ние граждан и социальных групп со стороны различных политических институтов. Кроме внешнего воспитатель­ного воздействия те или иные политические убеждения и поведение формируются в результате политического само­воспитания.

 

 

Типологизация политических культур

 

Политическая культура — явление сложное. Ее неод­нозначность проявляется как в разных политических сис­темах, так и в различные исторические эпохи их развития. Для анализа развития политической культуры использу­ются различные классификации. На сегодняшний день в мировой политологии классической является классифика­ция, разработанная американскими учеными Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделили три так называемых "чистых" типа: патриархальную, или приходскую; подданничес­кую, или культуру подчинения; активистскую, или куль­туру участия.

Патриархальную культуру характеризует полити­ческая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, политической системе и политическим институтам, а отсю­да и неучастие в политической жизни. Политические ори­ентации людей растворены в социальных и религиозных установках и ценностях. Такой тип культуры присущ на­чальным этапам формирования политической системы. Он характерен для африканских племен и автономных об­щин.

Подданническая культура отличается от патриар­хальной тем, что в ней присутствует интерес к политике и политическим институтам, но отношение к политической системе в основном эмоциональное (ощущение гордости за нее или, наоборот, неприязни к ней). Носители этой культуры не стремятся воздействовать на власть и ее поли­тику, а предпочитают подчиняться ей, считая, что госу­дарство само должно решать их проблемы.

Активистская культура характеризуется активной гражданской позицией, стремлением граждан участвовать в политической жизни и по возможности влиять на поли­тику государства.

Выделив отмеченные типы политической культуры, Г.Алмонд и С.Верба признают, что в чистом виде они не существуют. На практике эти культуры представляют со­бой сочетание тех или иных типов с преобладанием како­го-либо одного из них. На основе "чистых" типов они сформулировали три смешанных: патриархально-поддан­нический, подданническо-активистский, патриархаль­но-активистский. В качестве оптимальной в цивилизационном плане они определили гражданскую культуру. В ней доминирует при наличии элементов патриархальной и подданнической культуры активистская культура. Такая культура, по их мнению, характерна для США и Англии. Гражданскую культуру отличает вера граждан в закон­ность политических институтов, верность основным нап­равлениям государственной политики, терпимость к про­явлениям в политике различных интересов и вера в то, что эти интересы можно примирить и гармонизировать.

Наряду с рассмотренной типологией существует це­лый ряд других классификаций политической культуры. Так, русский исследователь Э.Я.Баталов различает куль­туру рыночную и культуру этатистскую. Первой присущи такие элементы рынка, как конкуренция, саморегулирова­ние политических отношений и функционирование политической системы. Для второй характерна определяющая роль государства в регулировании всей политической жизни общества.

 

Польский ученый А.Боднер делит политическую куль­туру на замкнутую и открытую. В первой выразительно проявляется приверженность национальным политичес­ким ценностям и нормам, религиозным и социальным тра­дициям. Такая культура консервативна, существует авто­номно. Она не воспринимает ценности и нормы, присущие другим политическим системам. Открытый тип культуры характеризуется восприимчивостью к изменениям и ис­пользованием ценностей других политических систем.

Определенному политическому режиму свойственно навязывать гражданам страны свои модели политической культуры, основными из которых являются либераль­но-демократическая и авторитарно-тоталитарная.

Либерально-демократическую модель характеризуют свобода, права человека, гражданское общество, парла­ментаризм, правовое государство, добровольное и созна­тельное политическое участие, плюрализм (многообра­зие) форм собственности, идеологий, мнений, т.е. все то, что принято называть демократией. Причем эти демокра­тические ценности не только декларируются, но и реали­зуются на практике.

Для авторитарно-тоталитарной модели свойствен­ны единая (общественная) собственность, единая идеоло­гия, неприятие плюрализма мнений и инакомыслия, дик­татура правящей партии, культ главы государства, государственное регулирование всех сфер общественной жизни, порядок любой ценой, принудительное участие в политической жизни. Права и свободы только провозгла­шаются, но в действительности не осуществляются.

В политической культуре, помимо типов, выделяют под­типы, или субкультуры: региональные, демографические и др. Так, исследователи региональных особенностей полити­ческой культуры Запада отмечают прежде всего либераль­но-демократические ценности; Востока — приверженность историко-религиозным традициям, ее харизматичность, превосходство административной власти над представи­тельной и судебной.

Различаются политические культуры демографичес­ких общностей. Так, нередко различаются требования сельского и городского населения, предъявляемые к кан­дидатам в органы власти. Имеются отличия в субкультурах пожилых людей и молодежи. Для первых в большей степени характерна приверженность к традициям, для мо­лодежи — к изменениям в политических системах. Имеют особенности политические культуры социальных групп, этносов, религиозных общностей.

Носителем определенного типа или подтипа полити­ческой культуры является и личность. Индивидуальные особенности, участие в политике, качества политического деятеля формируются в процессе политической социали­зации личности. В этом процессе человек принимает ту или иную политическую роль под воздействием различ­ных факторов и средств политического воспитания.

Под политической социализацией личности понимается усвоение индивидом политических ценностей, норм, устано­вок, образцов поведения (т.е. политической культуры), при­сущих данному обществу, социальной общности, группе.

Развитие политической культуры в Беларуси. Поли­тическая культура в Беларуси развивалась в русле поли­тических культур и культурных процессов, протекавших на ее историческом пути. В ее развитии можно выделить

три этапа:

первый — досоветский,

второй — советский

третий — современный этап.

Современная политическая культура республики не только сложна по своему характеру, но и противоречива по направлениям развития, которые отличаются борьбой между традиционными и новыми представлениями о по­литических ценностях. Эти тенденции особенно заметны стали после "перестроечного смятения" политического сознания масс, вызванного развалом СССР и обвальным разрушением политической системы социализма.

К числу таких тенденций относится консервация сохра­нившихся социальных и политических установок и возврат к исчезающим ценностям социалистического общества.

В числе таких установок и ценностей можно выделить следующие; порядок и стабильность общественной жизни; ориентации на социальную справедливость и равенство (хо­тя на практике это равенство в бедности); установка на то, что общественные и личные проблемы могут и должны ре­шать государство и харизматический лидер; коллективизм, ориентация на коллективистские формы профессиональной деятельности (совхозы, колхозы, государственные Пред­приятия); негативное отношение к частному предпринима­тельству; интернационализм, союзная наднациональная форма государственности; приоритетная ориентация внеш­неэкономической и внешнеполитической деятельности на Восток; неприятие инакомыслия и оппозиции.

Носителями этой тенденции являются поколения пожи­лых людей и часть людей среднего возраста. Социалистические ценности и установки ха­рактерны для значительной части политической элиты, многих руководителей промышленных предприятий и сельскохозяйственных коллективов. Особенно активно и настойчиво культивируются они политическими партиями левого направления.

Сторонники новационной политической культуры ориентированы на либерально-демократические ценности: демократию, и в первую очередь на утверждение реаль­ных прав и свобод граждан (право на частную собствен­ность, свобода слова, печати и др.); правовое государство и гражданское общество, разделение властей; свободу час­тного предпринимательства, конкуренцию; неприятие ав­торитаризма и тоталитаризма; государственный суверени­тет; приоритетную ориентацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на Запад.

Выразителями новационной тенденции в развитии по­литической культуры Беларуси являются значительная часть молодежи, небольшая часть критически настроен­ных к социалистическим и коммунистическим идеям лю­дей среднего и пожилого возраста. По социальному поло­жению носители этой тенденции — работники, занятые в сфере частного бизнеса и предпринимательства, часть на­учной и творческой интеллигенции. Активистский элемент новационной культуры — члены партий и движений пра­вого направления.

Безусловно, выделение этих тенденций в обобщающем плане не означает, что отмеченные традиционные и либе­рально-демократические политические ценности и ориен­тации в полном наборе проявляются на личностном уров­не. В индивидуальном политическом сознании они могут существовать и в комбинированном виде, в том или ином количестве. В переходный период их сочетание естествен­но. И относиться к ним следует не с радикально отрица­тельных и тем более с враждебных позиций, а с точки зре­ния национальных (государственных) интересов, принимая во внимание мировой опыт и политические тра­диции населения своей страны.

Политическая культура всегда взаимодействует с эконо­мическими отношениями. Рыночные отношения, как пока­зывает мировая практика, благоприятствуют демократичес­кой направленности развития политической культуры, командно-административная экономика обусловливает го­сударственный и авторитарно-тоталитарный характер поли­тической культуры. Не принимать во внимание эту связь в политике нерационально и неэффективно.

Являясь составной частью политической системы, поли­тическая культура испытывает на себе влияние таких ее эле­ментов, как государство, политические партии, обществен­ные организации, средства массовой информации. От культуры их деятельности и воздействия на население во многом зависит будущее политической культуры Беларуси. Дальнейшее развитие политической культуры Белару­си зависит от хода и характера политических процессов в целом, от того, по какому пути пойдет республика. В зна­чительной степени ее будущее зависит от состояния общей культуры населения республики в целом и культуры по­литической элиты в частности. Не следует сбрасывать со счетов и внешнекультурные факторы, т.е. влияние на нее стран Востока или Запада.

Литература

Алмонд Г., Верба С. Политическая культура и стабильность демок­ратии //Полит, исследования. 1992. № 4.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в политическую этику. М.; Тюмень, 1990.

Баталов Э.Я. Политическая культура современного американско­го общества. М., 1990.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995.

Канашевич Н.М. Политическое сознание и менталитет: Учеб. посо­бие. 4.1. Могилев, 1995.

Политическая культура России. М., 1990.

Политическая культура: теория и национальные модели. М., 1994.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996.


ТЕМА 11. МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (2 часа).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории демократии | Мировая политика и геополитика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.