Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировая политика и геополитика

Внешняя политика государств и международные отношения

 

Внешняя политика государств и международные отношения.

С глубокой древности и до наших дней международ­ные отношения государств занимают важное место в политической жизни человечества. Политическими мыс­лителями разных эпох велись постоянные поиски и разра­батывались проекты установления на Земле "вечного ми­ра", строительства "общеевропейского дома", создания "единого мирового кооператива", идеального обществен­ного устройства в планетарном масштабе. Сегодня миро­вой порядок зависит от поведения на международной аре­не около 200 государств, находящихся на разных уровнях исторического, социально-экономического и культурного развития.

Ныне усилия большинства стран мирового сообщес­тва, в том числе и Беларуси, направлены на то, чтобы главными приоритетами внешней политики стали выживание человечества, поиск мира, сотрудничество и добро­соседство, совместное решение насущных проблем, твор­ческое использование взаимного опыта.

В политической науке существует немало различных подходов к пониманию природы и сущности международ­ных отношений. Так, на Западе весьма распространен би­ологический подход. Его сторонники исходят из "инстин­ктивной агрессивности", вытекающей из врожденного эгоизма людей. Тем самым объясняется "естественность" и "неизбежность" политической агрессивности государств в прошлом и настоящем.

Сторонники другого, психологического подхода утвер­ждают, что международные отношения и сопутствующие им военные конфликты определяются эмоциональным состоя­нием руководящих кругов и общественности, энергией "жажды стресса", мечтой о национальном величии и т.п.

В определенной мере с этим можно согласиться. Одна­ко, как показывает практика, все же в принятии полити­ческих решений в сфере международных отношений верх берут объективные интересы. Политические действия вызываются не столько эмоциями, сколько жизненно важ­ными потребностями государства, его народа, социальных групп. Следовательно, международные отношения в ко­нечном итоге складываются по поводу государственных и международных, региональных и глобальных (мировых) интересов и проблем. Они являются своего рода инстру­ментом их сопоставления, согласования, координации, конкуренции, выявления и реализации.

В отечественной и российской политологии междуна­родные отношения определяются чаще всего как сово­купность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и отношений между основными субъектами миро­вого сообщества.

Главными субъектами международных отношений яв­ляются государства; международные (межправительствен­ные и неправительственные) организации; многочис­ленные ассоциации, движения, объединения, возникшие для реализации политических, экономических, социаль­ных, правовых, военных, гуманитарных и других от­ношений; конкретные личности и индивиды, которые оказывают заметное влияние на развитие международных отношений.


Каким же образом действует механизм международ­ных отношений? Прежде всего следует отметить, что им движет международная политическая власть. В отличие от внутригосударственной, внутриполитической власти международная власть воплощает волю международного сообщества. Эта сила (власть) опирается на военный, эко­номический, социальный, информационный, идеологи­ческий потенциал объединившихся государств. Она спо­собна влиять на политическое поведение участников в направлении реализации принятых общих правил игры, а в случае необходимости — принуждать следовать им, контролировать динамику международных отношений в соответствии с господствующими в объединении интереса­ми и общими целями.

 

Институты международной власти это объединенные правительственные, а также неп­равительственные общественно-политические организа­ции, которые способны по своему международному стату­су принимать решения, обязательные для всех членов сообщества (например, Совет Безопасности ООН) или же решения рекомендательного характера. Так, Совет Безо­пасности ООН имеет право принимать экономические санкции к стране (Югославия, Ирак), не выполняющей его решения. Совет Безопасности может применять воен­ную силу к агрессору, использовать вооруженные силы в миротворческих целях.

В основе реализации международных отношений на­ряду с принуждением используется принцип конденсуса, т.е. взаимного согласия сторон. Участник разработки Ус­тава ООН, А.А.Громыко в своих мемуарах описывал ос­трую борьбу за установление права "вето". Противники этого права стремились закрепить в Уставе ООН только один принцип — принцип подчинения меньшинства боль­шинству, что на практике означало узаконение в междуна­родных отношениях диктата США, ибо большинство стран в то время следовало в фарватере их политики.

Вместе с тем заметим, что в международных отношени­ях силовые методы и в наше время играют ведущую роль. Как бы ни противились Россия и Беларусь расширению НАТО на Восток, процесс этот идет вопреки нашим инте­ресам, ибо сила на стороне США и их союзников.

Все это подводит нас к вопросу о легитимности между­народной власти. Она легитимна, если опирается на признанные международным сообществом нормы и институты, которые ориентируют на цивилизованность взаимоотноше­ний, содержат общечеловеческую мораль и полезные тради­ции. Важное значение имеют факторы легитимации, такие как мировое общественное мнение, идеология, религиозное сознание.

 

Среди основных тенденции современных междуна­родных отношений можно выделить следующие.

1. Переходный характер современного состояния международных отношений, становление нового между­ народного порядка. Доминантой международного полити­ ческого процесса последнего десятилетия является укрепле­ние международной безопасности, так как международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпа­дающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия.

2. Рост взаимозависимости государств и интеграционных процессов. Он наблюдается особенно там, где созданы бла­гоприятные условия для международных инвестиций, коопе­рирования производства и кредитно-финансовых связей.

3. Возрастание роли научно-технических и социокультурных факторов во взаимодействии государств.

 

Таким образом, международные отношения - это сложная система, охватывающая все международные яв­ления, события и процессы. Это — механизм корректи­ровки государственных и надгосударственных интересов, их защиты и реализации.

Внешняя политика: сущность, субъекты, средства, функции и методы. Система органов внешних сношений. Политическая деятельность любого государства осущес­твляется прежде всего в системе внутренних общественных отношений, а потом уже за пределами его границ — в систе­ме внешних отношений. В результате различают внутрен­нюю и внешнюю политику, хотя это различие в известной мере условно. В конечном счете и внешняя и внутренняя по­литика призваны решать одну задачу - обеспечивать сох­ранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Вместе с тем как внутренняя, так и внешняя политика имеют свою специфику. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она формируется позже, чем внутренняя, и осуществляется в иных условиях.

Внешняя политика регулирует отношения данного го­сударства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей на международ­ной арене. Внешняя политика — это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших пли присвоивших право от имени всего народа выражать и за­щищать национальные интересы на международной арене, избирать адекватные средства и методы их реализации.

В основе внешней политики любого государства лежат интересы нации. Все цивилизованные страны независимо от их государственного устройства своими национальны­ми приоритетами считают повышение материального и ду­ховного уровня жизни населения; обеспечение безопас­ности государства, национального суверенитета, территориальной целостности; недопустимость вмеша­тельства во внутренние дела извне; защиту определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Следовательно, национальный интерес есть адекват­ность внешней политики государства потребностям общес­тва. Рациональность и эффективность внешней политики заключается в ее соответствии реальным национально-го­сударственным интересам.

Внешнеполитическая деятельность, не выражающая или неадекватно выражающая национальные интересы, неизбежно пробуксовывает. Так, по оценкам многих уче­ных и политиков, неудачи во внешней политике Республи­ки Беларусь во многом обусловлены ложно понимаемыми нашей политической элитой национальными интересами белорусского народа. Это выражается, во-первых, поис­ке каких-то призрачных выгод за далекими морями и оке­анами и игнорировании своих ближайших соседей, во-вто­рых, жестком подчинении внешней политики идеоло­гическим постулатам, что означает: поддерживаем и раз­виваем отношения с теми, кто мыслит как мы. Во внешней политике республики много проявлений субъективизма, волюнтаризма, непрофессионализма, что отрицательно сказывается на авторитете белорусского государства.

Ложно понятые и превратно сформулированные наци­ональные интересы могут стать причиной реальных кон­фликтов на международной арене.


Практическая значимость внешней политики выража­ется через ее функции, общие для всех государств: охра­нительную, представительно-информационную, идеоло­гическую, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторскую.

Охранительная функция внешней политики связана с обеспечением сохранения и упрочения существующей в рамках данного государства системы общественных отно­шений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах.

Представительно-информационная функция заклю­чается в деятельности представительных органов и инсти­тутов государства за рубежом по изучению внешнеполити­ческих процессов; накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел; доведению этой информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций по ее исполнению.

Идеологическая функция внешней политики состоит в пропаганде философских, политических, экономических, социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене.

Одной из специфических функций внешней политики, которую можно выделить как самостоятельную, является координация усилий государств по решению многих сложных проблем, имеющих общечеловеческий, глобаль­ный характер. Глобальные проблемы — это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, включая его будущее. Они проявляют себя как объектив­ный фактор развития общества в основных регионах мира и требуют для своего решения согласованных междуна­родных действий в масштабах мирового сообщества. К глобальным проблемам относятся проблемы войны и ми­ра, взаимодействия человека и природы, преодоления эко­номической отсталости населения 2/3 Земного шара, борьбы с голодом и нищетой, охраны здоровья людей, роста народонаселения планеты, энергии и природных ре­сурсов, взаимоотношения человека и общества.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого ком­плекса средств, методов. К ним относятся информацион­но-пропагандистские, политические, экономические, во­енные.

Дипломатия — это официальная деятельность госу­дарств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом. Наи­более распространенными дипломатическими средствами и методами являются визиты и переговоры, дипломатичес­кие конференции, совещания и встречи, подготовка и зак­лючение дву- и многосторонних международных догово­ров и других дипломатических документов, участие в работе международных организаций и их органов, пред­ставительства государств за границей, дипломатическая переписка, публикация дипломатических документов.

Политические средства внешней политики тесно взаи­мосвязаны с экономическими.

Под экономическими средствами внешней политики подразумевают использование экономического потенциа­ла данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, обладающие сильной экономикой, финансовой мощью, имеют и прочные международные по­зиции. Даже небольшие по размерам территории страны, бедные людскими и материальными ресурсами, могут иг­рать заметную роль на мировой арене, если их экономика базируется на передовых технологиях, способна генериро­вать научно-технический прогресс.


Военным средством внешней политики принято счи­тать военную мощь государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качества воору­жения, боеготовности, морального состояния; наличие во­енных баз, ядерного оружия.

Внешняя политика осуществляется строго определен­ными государственными структурами. Официальными субъектами внешней политики являются государство в лице его представительных учреждений и исполнитель­но-распорядительных органов, а также должностных лиц: главы государства, парламента, правительства.

Внешнеполитическая деятельность материализуется через специально созданный механизм — систему органов внешних сношений.

Современная система органов внешних сношений, как правило, состоит из двух групп: внутригосударственных и зарубежных. К внутригосударственным органам относят­ся президент, парламент, правительство, специализиро­ванные учреждения (министерства иностранных дел и др.). Зарубежные органы делятся на постоянные (кон­сульства, посольства, постоянное представительство в международных организациях) и временные (участие в международных конференциях, совещаниях, симпозиу­мах и др.).Рассмотренные структура, функции, методы внешней политики, система органов внешних сношений, нацио­нальные интересы в комплексе обеспечивают функциони­рование внешнеполитического механизма любого государ­ства.

 

Основные направления внешней политики Республи­ки Беларусь. Становление белорусской государственности имеет многовековую историю. Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Цен­тральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось па судьбах белорусов. Борьба бело­русского парода за национальную независимость и сувере­нитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Поснолитой и Российской империи.

К основным направлениям внешней политики совре­менной Беларуси относятся:

1) безъядерность. Беларусь — первая в мире страна, которая добровольно отказалась от размещения на ее тер­ритории ядерного оружия (после распада СССР). Безъядерный статус государства закреплен в Конституции Рес­публики Беларусь, он одобрен референдумом (1995) белорусского народа.

В сентябре 1996 г. руководство Беларуси обратилось к руководителям и законодателям всех стран ОБСЕ, между­народным организациям с предложением начать перегово­ры по созданию в центре Европы пространства, свободного от ядерного оружия. В апреле 1997 г. Министерством инос­транных дел Республики Беларусь и Белгосуниверситетом была проведена международная научная конференция, в выводах и рекомендациях которой выдвинута задача сот­рудничества Беларуси со всеми странами — сторонниками идеи безъядерности, в то же время она высказывается за не­допустимость размещения ядерного оружия на территории новых членов НАТО, у границ нашей страны;

2) стремление к нейтралитету. Для республики важно именно стремление, а не факт признания за ней ста­туса нейтрального государства. Нейтралитет для Беларуси не может быть реальным, если ближайшие соседи будут
в НАТО. В добавок, в политической литературе последнего времени активно дискутируется сама возможность существования нейтралитета в случае цивилизационного конфликта.;

3) интеграция в европейское и мировое сообщество при укреплении СНГ, в первую очередь белорусско-рос­сийского сотрудничества. Включение Беларуси обще­европейский процесс происходит сложно, трудно и болезненно в силу фактического вмешательства некоторых европейских органов во внутренние дела Республики, поддержку Евросоюзом оппозиционных течений в Республике и т.д.

 

Был подписан и ратифицирован Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. В нем предус­матривается создание союзных органов власти и управле­ния. Союзное государство при сохранении государствен­ных суверенитетов Беларуси и России будет иметь единые гражданство, экономическое пространство, транспортную систему, таможенную территорию, денежную единицу, общий бюджет. В соответствии с договором Беларусь и Россия проводят согласованную политику в социальной и культурной областях, международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью. Перечисленные условия, да и само название, свидетель­ствуют о том, что союзное государство приобретает ярко выраженные признаки федерации (а нейтралитет?).

Зоной внешнеполитической активности Беларуси объявлены Германия, Польша, Прибалтика. Вместе с тем практика показывает, что в последнее время внешнеполи­тические ориентации республики претерпели серьезные изменения. Зоной белорусской внешнеполитической ак­тивности стали такие государства, как Иран, Индия, Ки­тай, Северная Корея, Сирия.

 

4. Мобилизация международной поддержки в реше­нии чернобыльской проблемы. Республика придерживает­ся точки зрения, согласно которой последствия Чернобы­ля могут быть осмыслены и преодолены только кол­лективным разумом человечества и всесторонним сотруд­ничеством.

Таким образом, несмотря на все сложности и труднос­ти, Республика Беларусь сделала первые шаги на пути развития своего суверенитета и осуществления самостоя­тельной внешней политики. Она установила дипломати­ческие отношения с более чем со 130 государствами мира.

Литература

Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России // Сов.Белоруссия. 1999.-11 дек.

Доунар- Запольскi М.В. Асновы дзяржаунасцi Беларусь Мн., 1994.

Европейский союз: история, политика, экономика, право. Мн., 2003.

Конституция Республики Беларусь Мн., 2005. Ст.1, 8, 18.

Мировая политика: проблемы теории и практики. М., 1995.

Розенау Дж. Мировая политика в движении. Теория изменений и преемственноеги. М., 1992.

Цыганков П.А. Международные отношения: Учеб пособие М, 1996.

Челядинский А. А. Теория международных отношений' Учеб. пособие: В 2ч. Мн, 1998. 4.1.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типологизация политических культур | К итоговому междисциплинарному экзамену
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.