КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Функции и принципы государственного управления
Органы государственного управления осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, содержанием которой является непосредственная, повседневная организация выполнения внутренних и внешних функций государства. Функция представляет собой работу, производимую органом. Под функциями государственного управления понимаются также основные направления деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающие выполнение стоящих перед данными органами целей и задач. Каждая функция характеризуется обособленностью и однородностью, направленностью действия, взаимосвязанностью с другими функциями. В зависимости от содержания и характера воздействия функции управления делятся на общие (присущи всем системам управления), специальные (присущи – отдельным системам управления), обеспечивающие (создают условия для реализации общих специальных функций). Общими функциями управления являются: сбор, обработка (анализ), хранение информации; прогнозирование; организация; планирование; распорядительство; координация, взаимодействие; контроль и учет. Обеспечивающими функциями являются: кадровая; финансирования; материально-технического обеспечения и др. К специальным функциям относятся: санитарно-эпидемиологический надзор; ветеринарный надзор; фитосанитарный надзор и др. Подробно раскройте все функции государственного управления. Одной из основных методологических проблем общей теории управления обществом является вопрос о его принципах. Принципы государственного управления представляют собой объективные закономерности и отношения, вытекающие из экономической и социально-политической природы, содержания, организационной структуры государственного управления, выраженные в виде определенных научных положений, закрепленных в большинстве своем правом и применяемых в теоретической и практической деятельности людей по управлению. К организационным принципам относятся: отраслевой; территориальный; линейный; двойного подчинения; сочетания единоначалия и коллегиальности; функциональный, то есть принципы построения аппарата управления. Управление экономической, социально-культурной, административно-политической деятельностью организуется на отраслевом принципе. Это значит, что для осуществления управления той или иной отраслью формируется специальный аппарат управления. Сущность территориального принципа состоит в формировании аппарата государственного управления на территориальной основе. На основе функционального принципа формируются специальные звенья аппарата государственного управления, которые осуществляют общие надведомственные функции управления. К социально-правовым принципам относятся: народность управления; централизм; разграничение полномочий; объективность; законность, научность; планирование и учет и др. Народность управления (демократизм), например, проявляется в решении основных вопросов государственной жизни путем референдума, всенародного обсуждения важнейших законов, в избрании народом органов государственной власти, в формировании через представительные органы народа органов государственного управления, контроле за работой государственных органов. Научность управления – это применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений. Поподробнее раскройте сущность и других социально-правовых (общих) принципов государственного управления. Принципы государственного управления, при научном подходе к их анализу и оценке, надо рассматривать в органической взаимосвязи с конституционными принципами являющимися основными, приоритетными.
Тема 5. Организация государственного управления в Российской Федерации
Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национальном и территориальном аспектах). Общефедеральные конституционные принципы свободы личности, организации власти и суверенитета имеют универсальный характер и обязательны для всех субъектов Российской Федерации. Российская Федерация является федеративным государством. Она состоит из равноправных субъектов Федерации. Началом формирования федеративных отношений в российском государстве можно считать 1917 год, когда стремление отдельных народов России к обретению собственной государственности потребовало коренного изменения государственного устройства. В России реально федерализм стал формироваться с 12 июня 1990 года, когда ею был провозглашен суверенитет. Федерация является формой организации национальных отношений. Федерализм обеспечивает сочетание самоопределения этносов и их равноправия с суверенитетом российского народа в целом. Федерализм в нашей стране выражается в создании разнообразных форм национальной государственности народов РФ. В Российской Федерации существуют следующие формы национальной государственности: республика, автономная область, автономный округ. В качестве субъектов РФ выделяют также область, край, города федерального значения. В отличие от субъектов РФ, образованных по национально-территориальному принципу (республика и др.), они образованы в первую очередь по территориальному принципу. Это объединение закреплено Федеральным договором, подписанным 31 марта 1992 года, а также Конституцией РФ 1993 года. Федерализм предполагает: - равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; - единство системы государственной власти; - государственную целостность; - равноправие и самоопределение народов; - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. «Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация. Она является ассиметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом, тогда как в симметричной федерации субъекты равностатусны. Особое правовое (а по ряду позиций привилегированное) положение в России занимают республики, автономные округа, автономная область»[15]. Наделение компетенцией какого-то субъекта предполагает возникновение у него определенных прав и возложение на него соответствующих этим правам обязанностей. Конституция Российской Федерации закрепляет три вида компетенции: а) ведение Российской Федерации; б) совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ. В ведении Российской Федерации находятся: - принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроль за их соблюдением; - федеративное устройство и территория РФ; - регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств; - установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти; - федеральная государственная собственность и управление ею; - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; - установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая банки; - федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; - федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; - внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры, вопросы войны и мира; - внешнеэкономические отношения РФ; - оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; - определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; - судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности; - федеральное коллизионное право; - метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет; - государственные награды и почетные звания РФ; - федеральная государственная служба. Компетенцию РФ осуществляют федеральные органы государственной власти. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые действуют на всей территории России. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, исходя из смысла ст.72 Конституции РФ можно условно подразделить на такие группы: а) вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод; б) вопросы регулирования экономики, социального и культурного развития; в) вопросы деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы; г) вопросы экологии и экологической безопасности; д) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. В настоящий период разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов регулируется ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Заключение подобных договоров в науке оценивается неоднозначно. Расскажите почему. Совместная компетенция осуществляется Российской Федерацией и субъектом РФ по договоренности, если иное не предусмотрено законом. Рассмотрите предметы исключительно ведения субъектов Российской Федерации. Разделение властей выражается в подразделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций. Остановитесь на региональном управлении (региональные интересы, экономический сепаратизм (стремление к отделению, обособление), региональная автаркизация (хозяйственное обособление).
Тема 6. Система государственных органов Российской Федерации
«Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое»[16]. Необходимо различать федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Федерации. Система государственных органов субъектов устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с Конституцией Российской Федерации и установленными федеральными законами основными принципами организации государственной власти в субъектах. Система государственных органов в общих чертах закреплена в Конституции Российской Федерации. Особое место занимает Президент Российской Федерации. Являясь главой государства, он не входит ни в одну из ветвей власти. Законодательную власть, то есть принятие законов, в Российской Федерации осуществляет представительный орган – Федеральное Собрание Российской Федерации (парламент). Высший орган исполнительной власти – Правительство Российской Федерации. Иные исполнительные органы – министерства, службы, агентства определяются федеральным законодательством. Судебная власть возлагается на систему судов, которую составляют: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, соответственно суды субъектов РФ. Неоднозначно место прокуратуры в системе государственных органов. Она относится к числу правоохранительных органов. Существуют различные классификации государственных органов. По способу формирования различают выборные органы (Государственная Дума и др.) и формируемые путем назначения (Правительство РФ и др.). Различают также коллегиальные органы (Конституционный Суд РФ и др.) и единоличные (Президент РФ). «Независимо от их понимания и толкования, каждый государственный орган вполне оправданно и обоснованно представляется как относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством для осуществления строго определенного вида государственной деятельности. Каждый государственный орган рассматривается как орган, который наделяется соответствующей компетенцией и в процессе реализации своих полномочий опирается на организационную, материальную и принудительную силу государства. В качестве специфических признаков, отличающих государственные органы от негосударственных органов и организаций, выделяются следующие: а) формирование государственного органа по воле государства и осуществление им своих функций от имени государства; б) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности; в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями; г) наделение государственного органа полномочиями государственно-властного характера. Наличие государственно-властных полномочий – наиболее существенный признак государственного органа. В совокупности с другими признаками этот признак позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями – с другой. Государственно-властные полномочия практически выражаются в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушения путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и мер государственного принуждения»[17]. Понятие регион (область) имеет следующие значения: то же что и район; территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам. В Российской Федерации существуют следующие виды субъектов РФ: республика; край; область; город федерального значения; автономная область; автономный округ. Правовое положение этих субъектов во многом различно, хотя законодатель стремился уравновесить их права. Укажите различия и сходства в правовом положении субъектов РФ. Укажите, что в настоящий период наметилась тенденция по унификации статусов субъектов и их укрупнению в связи с образованием федеральных округов. Рассмотрите принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |