![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Законодательная власть
Сегодня законодательная власть представляет собой составную часть государственной власти. Её основной сферой является принятие законов и других правовых актов. Она также дополняет или изменяет уже существующие государственные законы, а в отдельных случаях их отменяет. Парламент – избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государства. Он приобрел реальное значение в XVII – XVIII веках, а впервые возник в XIII веке в Англии. Парламент, как правило, состоит из двух палат, реже бывают однопалатные. В президентской республике, а также в дуалистической монархии парламент делит власть с главой государства, который сам формирует и контролирует правительство (это не исключает контрольных функций парламента). В парламентской республике и парламентской монархии парламент олицетворяет верховную власть, формирует и контролирует правительство. Государственный строй, который основан на верховенстве парламента в системе органов государства, называют парламентаризмом. Вопросы устройства и работы парламента решаются в каждой стране, как правило, по-своему, но есть ряд общих признаков, которые учитываются в парламентской практике. Руководство парламента формируется, как правило, выборным путем. Депутаты работают в пленарных заседаниях, постоянных комитетах и комиссиях. Полно регламентированы статус депутата, его права и обязанности. В России первым учреждением парламентского типа стала Государственная Дума. Возникла она на основе царского Манифеста от 17 октября 1905 года и Указа (декабрь 1905 г.), которые регламентировали выборы в Государственную Думу на основе невсеобщего, неравного и непрямого голосования. 27 апреля 1906 года состоялось открытие Государственной Думы. Дайте характеристику работы четырех Дум в России (1906-1917 гг.) В 1993 году Конституция Российской Федерации впервые в истории нашей страны использовала понятие «парламент». Ст. 94 Конституции Российской Федерации определяет статус федерального парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации. Федеральное Собрание РФ (парламент) – двухпалатный орган (более подробно о его структуре будет рассказано на следующей лекции). Совет Федерации (верхняя палата) представляет субъекты Федерации, интересы всех политико-административных территориальных образований. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от исполнительного и представительного органа государственной власти. Государственная Дума (нижняя палата) выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений. Она формируется путем общенациональных выборов. Всем парламентам присущи три обязательные функции. Это принятие законов, утверждение государственного бюджета и определенный контроль за исполнительной властью. Главной функцией Федерального Собрания РФ является законодательная. Основополагающую роль в законодательном процессе играет Государственная Дума. В заключение подчеркните, что парламент Российской Федерации с каждым годом приобретает все большую общественную значимость. Более подробно о Федеральном Собрании РФ будет рассказано на следующей лекции.
Тема 12. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации Федеральное собрание (парламент) является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В основу порядка образования Федерального Собрания, кроме принципа разделения властей, положены принципы многопартийности и федерализма. Интересы многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти, призван обеспечивать принцип федерализма. Этот принцип реализуется на практике в двухпалатной структуре парламента. Весь народ России в целом представляет Государственная Дума, состоящая из 450 депутатов (избранных по пропорциональной системе сроком на пять лет). Депутатом Госдумы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (ст. 97, ч. 1 Конституции РФ). Совет Федерации с 2000 года формируется из двух представителей от каждого субъекта РФ (одного назначает глава субъекта, а другого избирает представительный (законодательный) орган. Члены Совета Федерации работают на постоянной основе[23]. Палаты Федерального Собрания, взаимодействуя между собой, по сути, являются самостоятельными органами со своей компетенцией, работают в сессионном порядке. Важнейшей функцией Федерального Собрания является законотворчество. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Оно может состояться и раньше, если его созовет Президент России. Государственная Дума и Совет Федерации заседают раздельно. Их заседания являются открытыми. Они могут собираться и совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств (ст. 100 Конституции Российской Федерации). Руководство деятельностью Государственной Думы осуществляют: Председатель Госдумы, избираемый из ее состава, его первый заместитель и заместители, Совет Госдумы. Работой Совета Федерации руководят Председатель (избираемый из числа его членов), его заместители. Государственная Дума и Совет Федерации образуют комиссии и комитеты, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Палаты для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета образуют Счетную палату. Ее состав и порядок деятельности определяются федеральным законом (ст. 101 Конституции РФ). В компетенцию Совета Федерации входят вопросы: - утверждение изменения границ между субъектами РФ; - назначение выборов Президента России; - утверждение Указа Президента РФ о введении военного положения; - утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России; - отрешение Президента РФ от должности в порядке импичмента; - назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; - назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации решает вопросы и по наиболее важным направлениям общей компетенции: обороны и безопасности, финансов, международной политики. Он принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ. Эти постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации (ст.102 Конституции РФ). К компетенции Государственной Думы относятся: - дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; - решение вопроса о доверии Правительству РФ; - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; - выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; - объявление амнистии. Госдума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. Ее постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации (ст. 103 Конституции РФ). После принятия Госдумой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Законотворческая компетенция Госдумы РФ очерчивается с. 71, 72 и другими статьями Конституции Российской Федерации. В Совете Федерации обязательному рассмотрению подлежат принятые Госдумой РФ федеральные законы по вопросам: - федерального бюджета; - финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; - федеральных сборов и налогов; - статуса и защиты государственной границы России; - войны и мира; - ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации (ст. 106 Конституции РФ). Ст. 105 Конституции Российской Федерации гласит: «Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы». В течение пяти дней принятый федеральный закон направляется Президенту России для подписания и обнародования. Если Президент РФ отклонит его в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему, то Госдума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ). Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ, а именно: - при трехкратном отклонении Госдумой представленных Президентом России кандидатур Председателя Правительства РФ; - при двукратном вынесении вотума недоверия Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев; - когда Председатель Правительства РФ поставит перед Госдумой вопрос о доверии Правительству России и если Государственная Дума откажет в доверии Правительству РФ. На наш взгляд, недостаток состоит в том, что Госдума лишена свободного выбора при неоднократном представлении одной и той же кандидатуры на должность Председателя Правительства Российской Федерации. Для применения права роспуска Госдумы Президентом РФ есть и ограничения: - в течение года после ее избрания – на основаниях, предусмотренных ст.117 Конституции Российской Федерации, т.е. в случае вынесения его вотума недоверия Правительству России; - в случае выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ – до принятия окончательного решения Советом Федерации, таким образом, обеспечивается невмешательство Президента России в процедуру отрешения от должности; - в течение шести месяцев до окончания срока президентских полномочий (это вызвано интересами обеспечения непрерывности деятельности институтов власти и может рассматриваться как гарантия независимости парламента); - в условиях чрезвычайного или военного положения. По словам Председателя Совета Федерации Сергея Миронова «... парламент – относительно новый для нашей страны политический институт, его укоренение в российской жизни – уже существенное достижение на пути к реальной демократии. Процесс создания эффективной системы взаимоотношений обеих палат российского парламента – Совета Федерации и Государственной Думы – с Президентом, с исполнительной и судебной властью продолжается»[24]. 1 января 2006 года вступил в силу закон «О политических партиях», который призван установить в нашем обществе реальную, то есть многопартийную, демократию. Теперь законодателей будут выбирать, исходя из этого закона. Интересно, что по данным Института общественного проектирования, каждый третий россиянин не помнит фамилию депутата, за которого он голосовал на последних парламентских выборах. Не поддерживают переход к пропорциональной системе выборов 29 процентов избирателей, 37 процентов этот переход одобряют, а остальным гражданам данный вопрос был безразличен[25]. Граждане Российской Федерации хотят, чтобы Государственная Дума решала в первую очередь такие вопросы (в %):[26]
Во многом работа парламента зависит от положения, места его членов, объема их полномочий и гарантий деятельности и ответственности перед избирателями (т.е. от его статуса). Основные положения статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[27]. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Статья 97 Конституции Российской Федерации гласит: «...2) Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3) Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью». Основная форма деятельности члена парламента Российской Федерации – это участие в заседаниях соответствующих палат Федерального Собрания. Назовем другие формы его деятельности: - участие в работе комиссий и комитетов палат и в работе согласительных комиссий; - участие в парламентских слушаниях; - участие в выполнении поручений палат Федерального Собрания и его органов; - внесение парламентского запроса (запроса Государственной Думы, Совета Федерации), запроса депутата Госдумы, члена Совета Федерации (депутатского запроса); - внесение законопроектов в Государственную Думу; - обращение к соответствующим должностным лицам с требованиями принять нужные меры по пресечению и устранению обнаружившихся нарушений прав человека и гражданина; - обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании палаты. За членом парламента закон закрепляет право решающего голоса по всем вопросам, которые рассматриваются на заседаниях палаты Федерального Собрания, комитета, комиссии палаты или согласительной комиссии. Важно то, что члены парламента обладают правом законодательной инициативы. Они имеют право вносить законопроекты, а группы численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации вносить предложения о поправках к Конституции Российской Федерации и пересмотре ее положений. Парламентский запрос определен как право соответствующей палаты направлять запрос государственным органам и должностным лицам страны по вопросам, входящим в их компетенцию. Этот запрос принимается большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты. Ответ на парламентский запрос должен быть получен в устной или письменной форме не позднее чем в 15-дневный срок со дня его получения. Председательствующий на заседании соответствующей палаты оглашает письменный ответ на парламентский запрос. Копии ответа выдаются всем членам палаты. Член парламента имеет право самостоятельно делать запросы. Ответ от соответствующих лиц (кому направлен запрос) должен быть получен не позднее чем через 30 дней со дня его получения и в письменной форме. На заседания соответствующей палаты могут быть приглашены и заслушаны должностные лица (начиная с Председателя Правительства РФ и ниже). Члены парламента имеют право на прием в первоочередном порядке должностными лицами. Они имеют право на обращение в органы госвласти, органы местного самоуправления, общественные организации и объединения. Их должностные лица обязаны дать ответ на обращение парламентариев и предоставить запрашиваемые сведения или документы (не позднее 30 дней со дня получения обращения). Члены парламента имеют право на получение и распространение информации и право на выступление по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации. Важнейшие формы деятельности (только для депутатов Госдумы) – это работа с их избирателями и участие в работе депутатских объединений. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. «1) Депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа. Депутат Государственной Думы, избранный по федеральному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями в субъекте (субъектах) Российской Федерации, определенном (определенных) депутатским объединением (для депутатов Государственной Думы, являющихся членами соответствующего депутатского объединения) или определенном (определенных) им самостоятельно (для депутатов, не входящих ни в одно из депутатских объединений), в порядке, устанавливаемом Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[28]. Одной из обязанностей члена парламента является предоставление декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Срок полномочий депутата Госдумы начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы Госдумы нового созыва. Полномочия члена парламента могут быть прекращены досрочно в таких случаях: - письменного их заявления о сложении своих полномочий; - объявления его умершим (решением суда, вступившим в законную силу); - утраты депутатом гражданства Российской Федерации; - вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом; - признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда; - смерти депутата. Полномочия депутата Госдумы могут прекращаться досрочно и в следующих случаях: поступления депутата на государственную службу; избрания его депутатом иного представительского органа госвласти или органа местного самоуправления: роспуска Госдумы в случаях, предусмотренных в Конституции Российской Федерации (ст.111,117). Парламентская неприкосновенность закреплена в ст.98 Конституции Российской Федерации: «1) Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц». Закон определяет, что неприкосновенность члена парламента распространяется на занимаемые им служебные и жилые помещения, используемые им служебные и личные транспортные средства, средства связи, принадлежавшие ему документы, багаж, на их переписку. Их неприкосновенность призвана гарантировать им иммунитет и беспрепятственное осуществление их деятельности. Вопрос о лишении неприкосновенности члена парламента решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания (ст.98, ч.2 Конституции РФ). Федеральный Закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст.18) установил более широкий (чем в Конституции РФ) перечень случаев, при которых член парламента не может быть лишен неприкосновенности без согласия соответствующей палаты парламента. Российским парламентариям выдается дипломатический паспорт на весь срок их полномочий. Члены российского парламента имеют хорошие материально-финансовые и социальные гарантии для обеспечения своей деятельности. Например, статья 34 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» гласит: «1) Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, не имеющим жилой площади в городе Москве, на период осуществления ими своих полномочии в трехмесячный срок предоставляется служебное жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. 2) До предоставления служебного жилого помещения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы предоставляется отдельный номер в гостинице. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны освободить занимаемый номер в гостинице в течение семи дней со дня предоставления им служебного жилого помещения. 3) Прекратившие исполнение полномочий член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны освободить занимаемое ими служебное жилое помещение, предоставленное в соответствии с частью первой настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Неосвобождение занимаемого служебного жилого помещения влечет за собой выселение в порядке, установленном жилищным законодательством. 4) Оплата жилья, определенного частью первой настоящей статьи, производится за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в порядке, установленном статьей 35 настоящего Федерального закона. Оплату коммунальных услуг член Совета Федерации, депутат Государственной Думы осуществляют за счет собственных средств». А в статье 35 названного закона сказано: «1) Расходы, связанные с материальным обеспечением деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, осуществляются за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2) Расходы на материальное обеспечение деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, за исключением расходов, установленных в соответствии с частью третьей статьи 27 настоящего Федерального закона, осуществляются за счет средств, перечисляемых соответственно Советом Федерации, Государственной Думой на счета соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций. При этом расходы, связанные с материальным обеспечением члена Совета Федерации в субъекте Российской Федерации, а также расходы, связанные с материальным обеспечением депутата Государственной Думы в избирательном округе (для депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам), в субъекте (субъектах) Российской Федерации, определенном (определенных) в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона (для депутатов Государственной Думы, избранных по федеральному избирательному округу), осуществляются законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств, перечисляемых соответственно Советом Федерации и Государственной Думой на счет законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 3) Расходы на материальное обеспечение деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, установленные в соответствии с частью третьей статьи 27 настоящего Федерального закона, осуществляются соответственно членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы»[29].
Тема 13. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Положение законодательного органа в системе органов государственной власти субъекта Федерации определяется принципом разделения властей. В конституциях и уставах субъектов Федерации РФ их называют высшими законодательными и представительными органами государственной власти. Они носят разные наименования: Областная Дума, Народное Собрание, Государственное Собрание, Законодательное Собрание, в республиках: Башкортостане – Государственное Собрание – Курултай, Калмыкии и Бурятии – Народный Хурал, в Ингушетии – Народное Собрание – Халнья Гулам и др. Рассмотрите сходные и отличительные черты законодательных органов субъектов Федерации. Они избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назовите отдельные особенности порядка образования законодательных органов в краях и областях, которые имеют в своем составе национальные округа. В основном законодательные органы субъектов Федерации однопалатные, есть и двухпалатные парламенты: в республиках Саха (Якутия), в Карелии, Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Свердловской области. Численность органа законодательной власти в большинстве субъектов РФ составят от 30 до 70 депутатов, но есть и значительно больше. В уставах и Конституциях субъектов Федерации подробно регламентируется законодательный процесс. В законах закреплены статус, функции и полномочия законодательных органов государственной власти. Органы законодательной власти субъектов РФ работают постоянно в сессионном порядке. Из числа депутатов создаются временные и постоянные комиссии и комитеты. Рассмотрите структуру Самарской Губернской Думы и назовите основные направления ее деятельности. Например, в 2007 году Самарская Губернская Дума провела 14 заседаний. На них было принято 172 закона Самарской области и 572 постановления Самарской Губернской Думы. Принятые законы распределились по таким сферам правового регулирования: 27 – о государственном устройстве Самарской области; 35 – о местном самоуправлении; 11 – об основах государственного управления; 6 – о судебной системе безопасности и охране правопорядка; 10 – об общих вопросах в сфере экономики; 25 – о бюджетном устройстве, бюджетном процессе, налогах, экономической и инвестиционной политике; 12 – о хозяйственной деятельности; 6 – об охране окружающей среды, земельном законодательстве; 8 – о жилищном законодательстве; 26 – о социальной и демографической политике, здравоохранении; 6 – об образовании, науке и культуре. В целях законодательного обеспечения политики социального развития Самарской Губернской Думой в 2007 году значительное внимание уделялось социальной поддержке малообеспеченных граждан, семьи, материнства и детства[30]. Председатель Самарской Губернской Думы В.Ф. Сазонов сказал, что «Правовое социальное государство должно иметь развитую законодательную базу. В законодательстве главное – не законы ради законов, а человек, его жизнь и здоровье. Это главный критерий в законодательной деятельности Самарской Губернской Думы»[31].
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |