Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Законность и дисциплина в государственном управлении

Тема 8. Публичная власть как системообразующий фактор государственного и муниципального управления

 

Власть – в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, права, авторитета, насилия; политическое господство, система государственных органов. А власть политическая – способность социального субъекта (группы, слоя, индивида) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института – государства.

По источникам происхождения различают власть традиционную, харизматическую, рационально-легальную.

Публичная власть – понятие более широкое, чем государственная власть. Она прошла вместе с обществом сложный путь развития и принимала различные формы (анонимная, персонифицированная, институциализированная).

В России сформировалась трехуровневая публичная власть: федеральный уровень, региональный уровень и муниципальный (местного самоуправления).

Региональный и федеральный уровень власти образуют в системном функционировании государственную власть.

Покажите, что государственная и муниципальная власть – это две подсистемы единой целостной системы публичной власти. Назовите отличительные признаки государственной и муниципальной власти.

«… публичная власть и нормативно и процессуально должна всячески способствовать развитию самоуправления, наступлению такого состояния, при котором народ менее всего ощущает потребность во власти»[19].

Обстоятельно рассмотрите принципы организации и функционирования публичной власти в современном демократическом обществе: разделение властей; ее подчиненность праву, регулируемость законами, правоотношением; ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание масштабов государственных задач и функций, количества государственно-властных структур и госаппарата; концептуальная и структурная целостность самой госвласти; безличность; опора в практической деятельности на универсальные, выработанные человечеством современные социальные технологии; легитимности.

Сущностным признаком, ресурсной основой легитимности власти является «обращенность к потребностям, интересам, ожиданиям людей, желание, возможность и способность удовлетворить определенные запросы человека, семьи, этноса, группы людей, населения»[20].

В конце лекции студентам напомните о системообразующих составляющих власти: субъектах, объектах, источниках, ресурсах и функциях.

 

 

Законность в государственном управлении – режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов. Рассмотрите общие черты законности.

Принцип законности закреплен в ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, где сказано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы, а в соответствии с ч. 1. ст. 15 – законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции.

Для законности в государственном управлении характерен ряд принципов, которые определяют её содержание и к которым следует отнести следующие: верховенство закона, реальность законности, единство законности, равенство перед законом всех граждан и должностных лиц и их ответственность за нарушение юридических норм, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, взаимосвязь законности и культурности.

Например, принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности заключается в том, что субъектам управленческих отношений предоставляется возможность выбрать наиболее целесообразный вариант поведения в пределах определенных юридических норм; в случае противоречия между законностью и целесообразностью приоритет отдается законности с учетом последующего изменения нормативной правовой базы. Раскройте сущность и других принципов законности. Расскажите о гарантиях законности.

Обеспечение законности в сфере государственного управления – это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан по:

- недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах;

- своевременному и полному предупреждению правонарушений причин и условий, их порождающих;

- привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.

Виды способов обеспечения законности: государственный контроль; государственный надзор; судебный контроль; общественный контроль.

Контроль заключается в деятельности по проверке соблюдения и выполнения нормативно установленных задач, планов и решений, по наблюдению за процессом функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Отметьте характерные черты для контроля. Расскажите о том, что формы контрольный деятельности весьма разнообразны: наблюдение за действиями контролируемого, координация деятельности контрольных органов, заслушивание отчетов, информации, сообщений, проверки, экспертизы и др.

Рассмотрите виды государственного контроля:

1) в зависимости от объема и содержания:

а) общий контроль;

б) специальный контроль;

2) в зависимости от направленности и организационно-правовых форм:

а) внешний контроль (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу);

б) внутренний контроль (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа);

3) в зависимости от стадий осуществления контрольной деятельности:

а) предварительный контроль;

б) текущий контроль;

в) последующий контроль;

4) в зависимости от субъекта контрольной деятельности:

а) контроль Президента Российской Федерации;

б) контроль органов представительной (законодательной) власти;

в) контроль органов исполнительной власти;

5) в зависимости от временного режима контрольной деятельности:

а) временный (периодический);

б) постоянный (систематический).

По возможности времени подробнее рассмотрите на лекции судебный контроль и общественный контроль за законностью в сфере государственного управления.

Надзор заключается в постоянном систематическом наблюдении специальными государственными органами или лицами различного рода правил, норм, нормативов и стандартов с целью выявления нарушений законности.

В качестве одной из функций, осуществляемой органами прокуратуры, является осуществление надзорной деятельности. В законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» выделены в надзоре основные направления. Назовите их и раскройте. Отметьте, что прокуроры при осуществлении надзора могут использовать широкий круг полномочий. Расскажите, какие бывают акты прокурорского реагирования на установленные факты нарушений закона в сфере государственного управления.

Действенным средством, направленным на восстановление нарушенных прав и свобод граждан является обжалование действий (решений) органов государственного управления и их должностных лиц (обращаться лично или направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления).

Разносторонняя деятельность по управлению требует согласованных действий, организованности и порядка, то есть дисциплины.

Государственная дисциплина – это сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, а также соблюдение государственными служащими, государственными органами установленного государством порядка деятельности, точное и полное выполнение ими своих должностных обязанностей.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст. 56 говорится: «Служебная дисциплин на гражданской службе – обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом». В этом Федеральном законе в ст. 57 указаны виды дисциплинарных взысканий, и в ст. 58 порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В ст. 55 данного закона названы применяемые для служащих виды поощрений и награждений.

Раскройте сущность плановой, финансовой, учетно-статистической и договорной дисциплины в государственном управлении. Укажите способы и средства обеспечения дисциплины (организационные, идеологические, экономические).

Связь законности и дисциплины проявляется в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины. В свою очередь без соблюдения дисциплины невозможна и строгая законность. Законность служит основой дисциплины, так как одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативно-правовых актов.

Тема 10. Конституционный статус Президента Российской Федерации

 

Статус главы государства определяется Конституцией Рос­сийской Федерации и принимаемыми на ее основе законами. Кон­ституционный статус реализуется в нормах Конституции РФ, определяющих функции и полномочия Президента России.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года содержит специальную четвертую главу, посвященную конститу­ционно-правовому статусу Президента РФ. В названной главе сле­дует выделить такие положения и нормы:

1) Президент РФ является главой государства.

2) Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установлен­ном Конституцией Российской Федерацией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее незави­симости и государственной целостности, обеспечивает согласо­ванное функционирование и взаимодействие органов государст­венной власти.

3) Президент РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные на­правления внутренней и внешней политики государства.

4) Президент РФ как глава государства представляет Россий­скую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 года. Им стал Б.Н. Ельцин.

Важнейшая функция Президента Российской Федерации – га­рантировать соблюдение Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это осуществляется путем:

- Президент РФ не включается непосредственно ни в одну из ветвей власти: ни в исполнительную, ни в законодательную, ни в судебную. Это является важной предпосылкой выполне­ния возложенной на Президента России задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти страны. Он может использовать со­гласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения со­гласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

- Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Фе­дерации и федеральным законам, международным обяза­тельствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого во­проса соответствующим судом.

- Обеспечивать такое положение, при котором все государст­венные органы выполняют свои конституционные обязанно­сти, не выходя за пределы своей компетенции.

- Принимать соответствующие меры, вплоть до принуждения по борьбе с преступностью.

- Принимать иные законные меры по защите Конституции Рос­сийской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Российской Федерации имеет большой круг общих полномочий, которые не нуждаются в специальной регламентации и вытекают из статуса главы государства. К ним относятся:

- назначение референдума в порядке, установленном феде­ральным конституционным законом;

- назначение выборов Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

- роспуск в предусмотренных законом случаях Государственной Думы;

- обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посла­ниями о положении в стране, об основных направлениях внут­ренней и внешней политики государства;

- подписание и обнародование федеральных законов;

- право законодательной инициативы (вносит законопроекты в Государственную Думу).

У Президента Российской Федерации есть общие полномочия в сфере общей политики, обороны и безопасности, гражданства, наград, помилования:

- осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;

- ведение переговоров и подписание международных договоров и ратификационных грамот;

- принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

- Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Рос­сийской Федерации является Президент РФ (ст. 87 Конститу­ции РФ). Он в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения опреде­ляется федеральным конституционным законом;

- При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных феде­ральным конституционным законом, Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее мест­ностях чрезвычайное положение с незамедлительным сооб­щением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- решение вопросов гражданства Российской Федерации и представления политического убежища;

- награждение государственными наградами Российской Феде­рации, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;

- осуществление помилования;

- издание Президентом РФ указов и распоряжений. Они обяза­тельны для исполнения на всей территории Российской Феде­рации. Эти указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст.90 Конституции РФ). Данные акты могут быть нормативны­ми и ненормативными. Нормативные акты Президента РФ мо­гут быть оспорены в Конституционном Суде.

Необходимо отметить, что функции Президента РФ, как главы государства, не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у Президента Российской Федерации всегда есть не раскрытые в Конституции РФ полномочия. Они «выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, по­лучая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции»[21].

Президент Российской Федерации обладает неприкосновен­ностью (ст. 91 Конституции РФ). Это означает, что он не может быть подвергнут уголовному и другому преследованию во время осуществления им своих полномочий, обладает иммунитетом при поездках за рубеж. Жизнь и деятельность Президента России ох­раняется законом.

В статус Президента Российской Федерации входит право на штандарт (флаг), оригинал его находится в его служебном кабине­те, а дубликат поднимается над резиденцией Президента РФ в столице (Москве), а также и над другими резиденциями Президен­та России во время его пребывания в них.

«Чем бы ни руководствовались составители Конституции, в институте президентства с очень широкими полномочиями, не все­гда вяжущимися с классическими представлениями о демократии, они отразили реальную национальную потребность в сильной вла­сти. Другое дело, что полномочия президента, его отношения с тремя ветвями власти, механизм и аппарат осуществления прези­дентских полномочий далеко не всегда определены. В этих пробе­лах, как и в ряде расплывчатых положений, касающихся федера­тивного устройства, сквозь конституционные нормы проглядывает славянофильский образ «государства по душе», отразивший дав­ние национальные обычаи»[22].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 7. Правовое регулирование государственного управления | Тема 11. Законодательная власть
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.