Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие знания. Тема 8. Наука, техника и образование в современном обществе

ТЕМА 8. НАУКА, ТЕХНИКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Дополнительная

Обязательная

Основные определения

Язык – исторически сложившаяся система знаков, объективирующая мысли, чувства и волеизъявления людей, служащая важнейшим средством общения и взаимного понимания людей.

Знак – чувственно воспринимаемый предмет, выступающий заместителем и условным представителем других предметов (явлений, действий, событий, свойств, отношений и т. д.).

Значение слова – зафиксированный в сознании образ, через который слово соотносится с обозначаемым им предметом.

Смысл – значение, которое слово получает в конкретной речевой ситуации.

Речь – всеобщая способность говорить, звучащий язык.

Членораздельность – членение речи на абстрактные звуковые единицы – фонемы, позволяющие, посредством сочетаний, выразить любое означаемое.

Гипотеза лингвистической относительности: структура языка определяет структуру мышления и способ познания мира.

Лингвистическая апперцепция – зависимость конкретных познавательных актов от зафиксированных в языке прошлого опыта и общего содержания духовной жизни человека.

Гипотеза лингвистической дополнительности: языковая картина мира дополняет и в чем-то уточняет общую научную картину мира.

 

Литература

1. Ажеж К. Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки. М., 2003.

2. Зинченко В.П. Мышление и язык: Учеб. пособие. Дубна, 2001.

3. Салмина Л.М. Коммуникация. Язык. Мышление. Казань, 2001.

4. Петров Л.В. «Мировой язык» в культуре XXI века // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. СПб., 2003.

5. Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс / Н.-и. лаб. «Аксиол. лингвистика». М., 2004.

 

1. Гумбольдт В. фон. Избр. труды по языкознанию. М., 1984.

2. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.

3. Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

4. Айрапетян В. Герменевтические подступы к русскому слову. М., 1992.

5. Сеше А. Очерк логической структуры предложения. М., 2003.

6. Язык, сознание, коммуникация: Сб. ст. М., 2000.

7. Фесенко Т.А. Языковое сознание в интраэтнической среде: Учебное пособие. Тамбов, 1999.

 

 

1. Понятие знания

2. Наука и техника: знание в производстве и производство знания

3. Наука, техника, образование: коммуникация знания

4. Идеалы образования в информационном обществе

 

Знание, определяемое как результат процесса познания, включает множество разнообразных явлений и состояний. Знание различается по своим функциям (практическое знание, необходимое для выполнение определенной работы, принятия решений, теоретическое знание, связанное с пониманием определенных закономерностей действительности, религиозное знание, художественное знание), по способам и срокам существования (знание как запас значений и идей и знание как процесс передачи идей, знание, представляющее долгосрочный интерес, и знание, обладающее преходящим значением), по субъектам знания (знание для всех и знание для немногих, знание для масс и элиты). Понятие знания во многом пересекается с понятием «информация», хотя и не сводится к нему. Информация – данные о предмете, которые уменьшают неопределенность у получателя информации. Информация – знание в широком смысле слова. Но есть понятие знания, которое не сводится к информации вообще. Под термином «знание» обычно понимается не любая информация, а, во-первых, упорядоченная и систематизированная информация, а во-вторых, «информация, которая служит изменению чего-либо или кого-то, создавая базу для определенных действий и побуждая личность (или институт) к другим, более эффективным действиям» (П. Дракер)[13].

Понятие «знание» в обозначенном смысле начинает разрабатываться у первых философов, которые проводят различие между «мнением», служащим своеобразным продолжением того, что человек знает, и «знанием», которое открывает новое поле возможностей, расширяет кругозор, позволяет человеку проникнуть в сущность вещей, изменяться самому и изменять что-либо в действительности. В этом смысле знание есть ценность; лучше знать, чем не знать. Знание – залог позитивных изменений, незнание – причина деградации и застоя. Достижение знания для первых философов – процесс приближения к истине, к тому, что есть на самом деле, и в то же время это процесс приближения к самому себе, процесс самопознания, связанный с интеллектуальным, нравственным и духовным ростом человека. Знание дистанцирует тех, кто проникает в сущность вещей, от незнающих, руководствующихся поверхностными мнениями, или, используя образы Платона, проводит границу между теми, кто довольствуется познанием «теней» и теми, кто учится видеть Солнце. Знание – основа использования ресурсов, заложенных в сознании, основа владения собой, основа культивирования разумной, «солнечной» природы в человеке, самосовершенствования.

Одновременно в античной философии закладывается и другое представление о знании, знание рассматривается как достижение определенных результатов в социальной действительности. В античной философии эта концепция прослеживается у софистов. Цель знания (риторики) – сделать деятельность человека более успешной и эффективной на основе определенных приемов. Знание претворяется в полезный результат действия. В Новое время с развитием науки и техники знание (о действительности) также начинает пониматься как основа управления объектом познания. Высказывание Ф. Бэкона: «Знание – сила», – означает, что с помощью знания общество способно воздействовать на природные процессы, управлять жизненными ситуациями, адаптироваться к социальной действительности, совершенствовать условия общественной жизни. В этом смысле знание предполагает в том числе и представление о приемах, способах воздействия на действительность, включает в себя технологию.

 

2. Наука и техника: знание в производстве и производство знания

Прелюдией к становлению общества современного типа является появление в XVI-XVII вв. науки как самостоятельного вида деятельности, обладающего своим методом (экспериментом) и инструментарием. До этого времени наука (если не считать медицины) развивалась в рамках философии, ориентируясь в большей степени на теоретическую деятельность познания причинно-следственных связей мироздания, классификацию тех или иных явлений природы. Её цель не выходила за рамки понимания и объяснения действительности. Человек науки являлся в большей степени созерцателем происходящего (термин «теория» происходит от слова «созерцание»). Наука XVI-XVII вв. порождает новую профессию – ученого-инженера, который соединяет в себе познавательные, теоретические интересы ученого и практические интересы ремесленника, имеющего навыки работать с инструментами и воплощать свои идеи в жизнь. Ученый-инженер одновременно обладает знанием о том, что существует в действительности, почему что-то происходит и как провести тот или иной опыт, как воплотить знание о законах действительности в инструменты, как создать на основе этого знания «рецепты», алгоритмы, которые будут использованы для достижения определенных целей. С этого времени наряду с теоретическим знанием развивается технологическое знание – знание как использовать имеющиеся ресурсы. Технология прикладное знание, которое в том числе ориентировано на «специалиста-пользователя», который понимает, как добиться желаемого результата, как устранить неполадки в работе того или иного объекта, но вместе с тем, может не понимать природу самого объекта. Так, например, электрик знает, как сделать электропроводку, но знает ли электрик, почему электрический ток действует именно так, а не иначе, знает ли он что-либо о природе света[14]? Если изначально теоретическое знание устремлялось на поиски причин, которые скрываются за вещами и объектами, то технология возвращает знание в сферу вещей, технология – управление объектами на основе знания и соответствующего инструментария.

До XVIII века производство обходилось, по существу, без науки, с опорой на здравый смысл, практический опыт, передачу (от мастера к подмастерью) секретов ремесла, собирание отдельных рецептов. XVIII век – начало промышленной революции, кардинальных изменений в сфере способов производства. Одно из первых изобретений промышленной революции – паровая машина – результат деятельности людей, не имевших отношения к науке того времени, ориентирующихся на обыденные знания и опыт. Однако системное применение энергии пара связано уже с научными исследованиями. С этого момента открытия в области производственных ресурсов, включая новые искусственные материалы, новые источники энергии (энергия пара, энергия электричества, атомная энергия), новые средства деятельности, заменяющие не только ручной труд, но и совершающие логические операции, целиком и полностью связаны с развитием специализированного научного знания. Технологии в области создания инструментов дополняются в конце XIX века технологиями в области организации труда и профессиональной подготовки работников. Вторая половина XX века открыла еще один этап в развитии технологий, на этот раз в сфере управления информационными процессами. «В настоящее время знание систематически и целенаправленно применяется, чтобы определить, какие новые знания требуются, является ли получение таких знаний целесообразным и что следует предпринять, чтобы обеспечить эффективность их использования»[15].

В любом обществе существует определенный запас знания, который формирует сознание членов общества, позволяет им понимать друг друга, создавать все необходимые условия существования. Однако в современном обществе знание является не столько необходимым фоном общественной жизни, сколько производственным ресурсом. Если в традиционном обществе знание – устойчивый комплекс значений, не изменяемых или почти не изменяемых со временем, то в современном обществе существует целая индустрия знания, которая ориентируется на постоянное приращение новых идей, их распространение и внедрение в производство. Центральным звеном в этой системе производства знания является наука, чей опыт и возможности исследования расширяются вместе с развитием нового инструментария. Техника становится более интеллектуальной: технические системы и инструменты способны оперировать информацией, поступающей как от человека, так и непосредственно из внешней среды, «принимать решения» в зависимости от изменения параметров среды, быть управляемыми на расстоянии. Примерами являются действия роботов на ядерных станциях или в открытом космосе[16]. Появление компьютеров и компьютерного моделирования также позволяет ускорить процесс получения новых знаний. «Компьютер превратился в универсальный, легко применимый и символически «на все пригодный» инструмент, обеспечивающий чрезвычайную изменчивость и сбережение энергии и денег без всякого физического сопротивления или препятствий, поскольку модели имитируются заранее и без реального риска»[17].

Развитие нового знания во многом связано с формированием на рубеже XIX-XX вв. научных институтов и лабораторий с мощной технической базой, подчиняющихся дисциплинарному принципу организации знания. Каждое из направлений научного знания – естественные науки, социально-гуманитарные и технические – имеет свою внутреннюю дифференциацию, которая отражает сложность и многоаспектность изучаемого предмета (природы, общества и человеческих ценностей, техники), определяется необходимостью выработать адекватный метод познания. Вместе с тем возрастает роль междисциплинарных исследований, использование инструментария, идей из различных областей знания для решения проблем и прогнозирования событий в мире, где биосфера, социосфера и техносфера становятся взаимосвязанными. Производство нового знания в данном случае ориентировано на исследование взаимосвязей между явлениями разного порядка, формирование «объемных моделей» действительности.

3. Наука, техника, образование: коммуникация знания

Ускорение производства нового знания сопровождается также изменением в сфере трансляции и коммуникации знания. Во времена зарождения науки знание в большей степени распространялось среди немногих ученых и мыслителей, непосредственно общающихся между собой. В Новое время создаются научные сообщества и начинают выходить первые научные журналы. Книга как носитель нового знания позволяет приобщить к знанию ученых, несмотря на пространственно-временные препятствия. И все же лишь с появлением компьютерных технологий и современных систем связи можно говорить о возникновении научного сообщества и глобальном обмене идеями.

Кроме того, под воздействием науки и техники изменяется система образования. Во все времена доминирующая функция образования – в большей степени конституирующая. В процессе образования происходит формирование сознания человека, приобщение его к культуре общества, к знаниям и умениям, необходимым для нормального функционирования и развития общественных отношений. Влияние образования в целом сравнимо с влиянием культуры. Образование, как неотъемлемая часть культуры, «возделывает» мысль человека, придает ей форму, указывает направление. С одной стороны, образование приобщает к традициям, является способом ознакомления, освоения положительного опыта прошлых поколений. С другой стороны, образование не только воспроизводит навыки, знания, умения, выработанные в прошлом, но и создает предпосылки для приращения, трансформации, пересмотра существующих знаний. У «входа» любой образовательной системы стоит человек незнающий, «на выходе» – человек, обладающий знаниями, способный сохранять знания, оперировать ими и в идеале усовершенствовать. Для любого общества система образования – предмет неустанной заботы и внимания, но в традиционном обществе образование – это либо освоение текстов и языков (аристократическое образование), либо практических трудовых навыков, ремесел. И в том и в другом случае образование – освоение социальной роли и знания, необходимого для её исполнения. В современных обществах одной из основных функций образования является подготовка научных кадров, т. е. людей, которые непосредственно занимаются исследованием неизвестного, открытием нового, оценкой и прогнозированием событий.

Кроме того, образование в современном обществе призвано охватить широкие массы населения. Идеал Просвещения существует, начиная с эпохи Нового времени, но только во второй половине ХХ века удалось ввести во всех развитых странах всеобщее среднее образование. Этому способствует как развитая инфраструктура образования (школы, институты, библиотеки, культурные центры, периодические издания), так и новые компьютерные технологии, которые проявляют «дружелюбное» отношение к пользователю, позволяют делать ошибки и исправлять их, выбирать различные уровни сложности обучающих программ, искать электронные тексты в Интернете.

Поскольку современное общество ориентированно на развитие знания, человек, желающий идти в ногу со временем, быть настоящим специалистом должен постоянно дополнять и пересматривать свои знания. Отсюда и основная задача современного образования – не только передавать знания, но и развивать способности к освоению нового. Как пишет Э. Тоффлер, «неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать, а тот, кто не научился учиться»[18]. Стиль жизни современного общества предполагает, что процесс образования не заканчивается вместе с получением документа об образовании.

Современное общество – общество новых технологий, которые интенсифицируют все процессы коммуникации, позволяют преодолевать пространство (общение по телефону, Интернету) и время (знакомство с культурами прошлого). Это общество парадоксальным образом упрощает и усложняет процесс получения знаний. Упрощает – поскольку для получения информации необходимо знать определенные алгоритмы ее поиска (в библиотечных каталогах, в Интернете). Усложняет, поскольку в процессе поиска информации индивид сталкивается с множеством трактовок одного и того же, с множеством интерпретаций, которые необходимо учесть или в свою очередь проинтерпретировать.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лингвистическая и когнитивная (познавательная) картины мира | Идеалы образования в информационном обществе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.