Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеалы образования в информационном обществе

Долгое время идеалом образования был «послушный ученик», т. е. ученик, студент, способный повторить слова учителя. В этом смысле образовательной моделью является модель субъект-объектных отношений, при которой учитель говорит, ученики – слушают, учитель знает, ученики – не знают, учеников должно быть видно, но не слышно. В данном случае образование предполагало некую авторитарность учителя. Инициатива учеников рассматривалась как провинность. Ситуация начала изменяться в современную информационную эпоху, эпоху, требующую, чтобы сам человек принимал решения, причем в максимально сжатые сроки. Принцип повторения здесь не всегда срабатывает, поскольку современный человек сталкивается с «неповторимыми», непредвиденными ситуациями, новизна которых не позволяет сослаться на готовый рецепт. В соответствии с этим постепенно меняется и модель образования, в которой на первый план выходит способность учеников самостоятельно мыслить, что означает – задавать вопросы, а не только слушать, оценивать знание с точки зрения важного и второстепенного, а не заучивать наизусть. Ученик – не только объект образовательного процесса, но и его субъект. Роль учителя заключается не только в передачи знаний, но и в поощрении развития критического мышления и воображения, т. е. тех мыслительных способностей, которые позволяют человеку выходить за границы существующего запаса знаний.

Идеалом открытого образования становится критическое мышление. Критическое мышлениемышление, отличающее существенное от несущественного, это мышление не безразличное, производящее отбор, фильтрацию информации. Критическое мышление – мышление, способное оценить данную конкретную ситуацию, идею адекватно, сообразуясь с нормами рациональности, логики, знания фактов. Критическое мышление – мышление, не принимающее на веру ту или иную информацию, а это становится незаменимой способностью в обществе, в котором информации – много, в котором один информационный блок перекрывает и противоречит другому. Критическое мышление позволяет не столько следовать потоку информации, сколько оперировать с ним, использовать в своих целях, создавать новые комбинации элементов, переводить абстрактные знания в плоскость решения проблем, а это становится ценным качеством в обществе, ориентированном на постоянные инновации, на новизну и оригинальность. Идеал критического мышления предполагает также способность разбираться в разнородной информации, привлекать данные из различных наук для принятия решений: «сочетать между собою данные до того не сочетавшиеся», способность «сочленять поля, которые традиционная организация знаний ревностно изолировала друг от друга»[19].

Цель современного образования – подготовить рационального субъекта, умеющего формулировать цели и искать эффективные средства их достижения, научить индивида всем нюансам работы с информационными ресурсами, с поисковыми программами. С другой стороны, в современном обществе индивиду приходится не только «общаться» с машинами, базами данных, но и с людьми разных ценностных ориентаций, культур и субкультур. В этом смысле необходимо развивать не только инструментальную рациональность – мышление, способное находить средства для достижения определенной цели, результативное мышление, способное оперировать знанием о фактах, но и коммуникативную рациональность (Ю. Хабермас) – мышление, ориентированное на понимание другого человека, на достижение точек согласия. В рамках инструментальной рациональности индивид рассматривает знание с точки зрения его применимости, способности отвечать поставленным целям, служить средством для организации, преобразования тех или иных явлений, управления природными, социальными или техническими процессами. Человек с преобладанием инструментальной рациональности подходит к любой идее как пользователь, выбирающий наиболее оптимальный план действия, и отфильтровывающий практические идеи от абстрактных и далеких от жизни. В рамках коммуникативной рациональности знание не может рассматриваться вне его носителя, вне социально-культурного контекста. Коммуникативная рациональность – ориентация на обсуждение определенных идей с другими, предполагает гипотетическую установку сознания (желание обсуждать те или иные идеи, нормы, стандарты в качестве вероятных) и коммуникативное воображение (желание встать на точку зрения другого человека).

Современное образование не может не учитывать потребность общества как в инструментальной, так и в коммуникативной рациональности. Однако необходимость в инструментальной рациональности более очевидна. Инструментальность есть своего рода синоним функциональности и профессионализма, востребованного обществом и вознаграждаемого экономически. «Явно или неявно, но вопрос, задаваемый студентом, проходящим профессиональную подготовку, государством или учреждением высшего образования, это уже не вопрос «Верно ли это?», но «Чему это служит?». В контексте меркантилизации знания чаще всего этот последний вопрос означает «Можно ли это продать?». А в контексте повышения производительности – «Эффективно ли это?»[20]. Коммуникативная рациональность в свою очередь не столько влияет на профессиональную подготовку человека, сколько на стиль его поведения с другими, обсуждение спорных вопросов. Обучение коммуникативной рациональности – обучение не какой-то специальной дисциплине, но обучение в процессе обучения, обучение культуре научного дискурса: умению слушать другого, находить позитивное в высказываниях другого, говорить на понятном для других языке, проясняя при необходимости туманные формулировки.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое знание и каковы его функции?

2. Как изменяются социальные функции науки на протяжении истории?

3. Как связаны между собой наука, техника и образование в современном мире?

4. В чем отличие образования в современном обществе от образования в традиционном обществе?

5. В чем отличие коммуникативной рациональности от инструментальной рациональности?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие знания. Тема 8. Наука, техника и образование в современном обществе | Понятие и природа ценности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.