Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2. Положение человека в природе

Положение человека в природе. Методологические основы изучения анатомии.

Цель лекции. Рассмотреть положение человека в природе и методологические основы изучения анатомии.

план лекции:

1. Рассмотреть эволюционную лестницу типа хордовых.

2. Рассмотреть классификацию видов в классе млекопитающих.

3. Положение человека в классе приматов.

4. Роль философских категорий в формировании анатомических понятий.

5.Рассмотреть методологические основы изучения анатомии;

 

Эволюционная лестница типа хордовых начинается с ланцетника по причине того, что у этих животных закладывается соединительнотканный осевой скелет – спинная струна, «хорда». Она закладывается в процессе эмбриогенеза, но по мере развития зародыша и плода, постепенно редуцируется, оставаясь в виде пульпозных ядер межпозвоночных дисков.

Таким образом, хордовые относятся к подтипу – позвоночные (verterbrata); класс – круглоротые

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

отряд - приматы

человек разумный

Филогенез человека (развитие его как биологического вида) рассматривается с атеистической мировоззренческой позиции, которая опирается на эволюционную теорию Ч.Дарвина. Предполагается, что в процессе эволюции из простейших одноклеточных, а затем и многоклеточных организмов возникло в результате естественного отбора все многообразие растительного и животного мира и, наконец, человек. Предположительная эволюционная лестница типа хордовых основана на классификации животного мира от низших форм к высшим. Следует отметить недоказанность эволюционной теории, которая в последнее время подвергается обоснованной критике по мере накопления наукой фактов, прямо опровергающих ее положения.

В противовес эволюционной теории существует достаточное количество иных теорий, пытающихся объяснить, в том числе, и антропогенез. Так, общность строения различных видов животного мира объясняется имеющимся единым планом строения, задуманным Создателем.

Но, учитывая факт наличия эволюционной теории в ГОСе, кратко рассмотрим положение человека в природе.

В процессе эволюции у человека появились речь, творчество, интеллект, сознание. Однако, как живое существо, человек принадлежит к животному миру. Человек относится к типу хордовые (Chordata); подтипу — позвоночные (Vertebrata); классу — млекопи­тающие (Mammalia); подклассу плацентарные одноутробные (Mammalia placentalia); отряду — приматы (Primates); подотряду — человекоподобные приматы (Anthropoidea); надсемейству — чело­векообразные приматы (Anthropomorpha); семейству — люди (Hominideae); роду — человек (Homo); виду — человек разумный (Homo sapiens).

РОЛЬ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ В ФОРМИРОВАНИИ АНАТОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Норма – устанавливаемое равновесие между организмом и внешней средой. Это равновесие достигается благодаря определенным морфологическим и функциональным особенностям организма, а соответствующее ему строение тела рассматривается как нормальное. При этом функциональные режимы организма, которые всегда адаптивны по своей сути, являются оптимальными, т.е. требуемый адаптивный результат достигается минимумом энергозатрат.

Так как различные факторы внешней и внутренней среды влияют на организм, то строение его органов и систем варьирует. Но эта вариабельность не нарушает установившееся равновесие со средой. Таким образом норма не есть что-то застывшее и неизменное. Она многообразна и представлена многими вариантами строения.

Вариант – это видоизменение строения организма и его отдельных частей, не нарушающих равновесие организма со средами (внешней и внутренней).

Аномалия – это отклонение от нормы, выраженное в различной степени нарушении равновесия организма со средами (внешней и внутренней). Причины аномалий в неправильном развитии, не нарушающем равновесие и не отражающемся на функции (правое положение сердца). Другие аномалии нарушают функции органов – «волчья пасть», или приводят к полной нежизнеспособности – отсутствие черепа (акрания).

Методологические основы изучения анатомии:

- систематический подход – описание организма как совокупности взаимосвязанных систем;

- топографический подход – изучение формы и строения тела с учетом расположения и взаимоотношений органов;

- функциональный подход – изучение формы и строения тела с учетом выполняемых функций;

- индивидуальный подход - изучение формы и строения тела с учетом характерных признаков для каждого конкретного индивидуума;

- причинный (каузальный) подход – изучение причин и факторов, влияющих на организм и определяющих его строение;

- аналитический подход – анализ особенностей строения тела;

- синтетический подход – изучение целостного организма.

 

Контрольные вопросы к лекции:

1.Эволюционная лестница хордовых.

2. Классификация видов в классе млекопитающих.

3. Положение человека в отряде приматов.

4. Роль философских категорий в формировании анатомических понятий.

5. Методологические основы изучения анатомии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приоритет отечественных ученых в анатомии | Лекция 3. Начальные стадии эмбриогенеза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.