КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Применяемость показателей качества продукции
Применяемость показателей качества продукции Применяемость основных групп показателей качества продукции показана в табл. 6.3. В табл. 6.3. знак «+» означает применяемость, знак «—» - неприменяемость, знак «(+)» - ограниченную применяемость соответствующих групп показателей качества продукции.
Таблица 6.3.
(+) . Вместо показателей ремонтопригодности для продуктов и материалов применяют показатели восстанавливаемости.
Измерения. Шкалы. Методы нахождения единичных показателей качества продукции Номенклатура показателей качества. Надежность
5. Место показателей качества в комплексе показателей конкурентоспособности
В условиях рыночных отношений существенную роль играет конкурентоспособность продукции и услуг, самой значимой составляющей которой является качество. В свою очередь конкурентоспособность продукции и услуг является важнейшим компонентом конкурентоспособности предприятия. Для оценки конкурентоспособности продукции и услуг, а также предприятия в целом необходимо использовать широкий спектр групп показателей. Для характеристики конкурентоспособности обычно принимается ограниченное количество показателей, отражающих только потребительские свойства продукции и услуг. Вместе с тем этого явно недостаточно, так как конкурентоспособность на рынке воспринимается современным потребителем более широко. Его интересуют свойства, характеризующие продукцию или услугу на всех стадиях их жизненного цикла, включая утилизацию или вторичное использование после использования. В состав групп показателей конкурентоспособности продукции и услуг необходимо включать показатели, характеризующие как технические свойства, так и экономические, организационные, коммерческие, социальные и психологические. Учитывая предлагаемый состав показателей, конкурентоспособность продукции и услуг целесообразно определять на основе формирования групп: • показателей качества — технических, экономических и экономико-коммерческих; • показателей торгово-технического обслуживания, ремонта и утилизации (уничтожения); • социально-психологических. Каждая группа, характеризуя качество на каждой стадии жизненного цикла, может включать показатели назначения, надежности и других, связанных с техническими, экономическими и экономико-коммерческими свойствами продукции. Кроме того, на каждой стадии следует учитывать ее особенности и дополнять эти группы соответствующими показателями. Так, проектные технико-экономические показатели качества должны более полно характеризовать основную конструкторскую и коммерческую идею и устанавливаемый уровень технического совершенства. Группу технических показателей качества изготовления, характеризующих реальное исполнение продукции, следует пополнить коэффициентами стабильности качества, дефектности, количеством дефектов и т.п., группу эксплуатационно-технических показателей, характеризующих реальные эксплуатационные характеристики в период использования, — показателями технологичности ремонта и обслуживания, коэффициентами антикоррозийного покрытия, поражения коррозией, а группу технических показателей качества утилизации (уничтожения) — коэффициентами технологичности утилизации, вторичного использования и др. В группу экономико-коммерческих показателей качества включаются те, которые не вошли в предыдущие группы экономических показателей качества. В частности, в группу единовременных затрат следует включать цену продукции на рынке; затраты на упаковку, транспортирование, хранение, таможенные сборы, налоги, монтаж, наладку, сооружения для эксплуатации, обучение, НТД, НМД и др. Особое место в системе экономико-коммерческих показателей занимают текущие затраты потребителя (цена потребления). Действительно, во многих случаях цена потребления для потребителя играет более важную роль и имеет большую значимость, чем цена приобретения продукции, особенно продукции машиностроения. Например, расходы на эксплуатацию холодильников, стиральных машин и электрических плит превышает цену их приобретения соответственно в 4,8; 4,4 и 3,6 раза. В цену потребления следует включать затраты на ремонт, запасные части, материалы, электроэнергию, техническое обслуживание, амортизацию, повышение квалификации, налоги, оплату труда персонала, страхование и т. п. Организационно-экономические показатели характеризуют организационные и экономические условия реализации, эксплуатации и утилизации (уничтожения) продукции. Соответственно данную группу целесообразно разделить на две подгруппы. Первая подгруппа включает организационно-стоимостные показатели: скидки с цены при продаже продукции (на определенное количество, сумму заказа, сумму купленных товаров за год), при оплате наличными, на определенный товар, сезонные, по требованию значимого клиента, а также функциональные ( на новый товар, проведение рекламы и т.п.), величины и сроки платежей, стоимостные и организационные условия поставок и доставок, стоимость и условия обучения, стоимость и сроки технического обслуживания и ремонта, условия и сроки гарантий, условия и сроки кредитования, возможность бартерных сделок, условия и сроки утилизации (вторичного использования, уничтожения), условия и скидки при возврате ранее купленного товара, соответствие КП уровню потребителей, таможенные пошлины, сборы, акцизы, налоги и др. Вторая подгруппа, составляющая организационно-неценовые показатели, включает: соответствие поставок комплектации, наличие товарных знаков, сертификатов соответствия (качества, безопасности, экологичности и т.п.) на продукцию, наличие сертификатов на СК, оперативность, надежность и качество сервиса, послепродажного обслуживания, готовность заключить договор, наличие сервисных структур, открытость и доступность информации о КП на всех стадиях ее жизненного цикла, соблюдение договорных условий и дисциплины, нетарифные барьеры (в том числе требования МС и национальных стран) и др. Эти две подгруппы можно назвать показателями торгово-технического обслуживания, ремонта и утилизации (уничтожения). Группа социально-психологических показателей характеризует социальные свойства конкурентоспособности и психологическое восприятие потребителем продукции товара и товарного обслуживания. Они позволяют количественно оценить: готовность изготовителей (продавцов) оказать помощь в приобретении, доставке, монтаже, ремонте, обслуживании и утилизации (уничтожении) продукции, восприятие компетенции и надежности изготовителей (продавцов) по производству, товарному и эксплуатационному обслуживанию (в том числе по выполнению договорных обязательств); умение и желание войти в положение потребителей; вежливость и умение общаться изготовителей (продавцов); репутацию продукции, в том числе возможность довериться изготовителям (продавцам) в зависимости от их честности и порядочности; известность об объемах продаж продукции на рынке; известность о наличии и репутации сертификатов соответствия и знаков безопасности и экологичности продукции, систем УК, знаков происхождения, товарных знаков и марок; соответствие продукции национальным традициям и политическим пристрастиям потребителей; сроки нахождения и известности (зрелости) продукции на рынках; информированность потребителей о своевременности обновления продукции и др. Конкретный состав показателей конкурентоспособности следует определять в зависимости от цели их выбора, требований потребителей, особенностей и ситуации на рынке, так как конкурентоспособность — явление динамичное.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |